Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

Правительство вправе учреждать  организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также  органы при Правительстве (например, имеются Правительственные комиссии по оперативным вопросам, миграционной политике).

Для обеспечения деятельности Правительства и организации  контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений  образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений – департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Админ. Президента и аппаратами палат ФС.

Постановлением Правительства  от 8 июня 1999 «О некоторых вопросах организации  работы Правительства РФ» установлено, что в целях обеспечения всестороннего рассмотрения социально-экономических вопросов развития страны и усиления взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации наравне с членами президиума Правительства на заседаниях Правительства участвуют в выработке решений Председатель ЦБРФ, специальный представитель Президента по связям с международными финансовыми организациями и президент РАН. Руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, участвуют в заседаниях Правительства на постоянной основе, а другие могут приглашаться на заседания по наиболее важным вопросам и по вопросам, затрагивающим интересы субъектов Федерации.

Правительство руководит  работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокомандующий ВС и Председатель Совета Безопасности своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных ОГВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осуществляет руководство названными органами в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента.

Председатель Правительства  систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство  информирует граждан через СМИ  о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.

Свои полномочия Правительство  слагает перед вновь избранным  Президентом. Правительство может  подать в отставку, которая принимается  или отклоняется Президентом.

 

  1. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации: понятие, виды.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314):

Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке  гос. политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной  сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность ГВФ. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

В объеме компетенции  ФС полномочна:

издавать индивидуальные правовые акты;

выдавать лицензии;

регистрировать акты, документы, права и объекты;

вести реестры,

регистры и кадастры;

осуществлять правоприменительные  функции.

ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме  случаев, установленных указами  Президента или постановлениями  Правительства, осуществлять управление гос. имуществом и оказывать гос. платные услуги.

Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей  деятельности, осуществляет функции  по оказанию гос. платных услуг, за исключением  функций контроля и надзора, осуществляет управление гос. имуществом. ФА возглавляет  руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции  издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры. регистры и кадастры. ФА не вправе осуществлять функции  нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев, установленных указами Президента РФ.

Структура ФОИВ:

Первый блок — федеральные  министерства, федеральные службы и  федеральные агентства, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент РФ — 5 федеральных министерств: МВД России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России; 12 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

Второй блок ФОИВ находится  в ведении Правительства РФ — 11 федеральных министерств:

здравоохранения и социального  развития;

культуры и массовых коммуникаций;

образования и науки;

природных ресурсов;

промышленности и энергетики;

регионального развития РФ;

сельского хозяйства;

транспорта;

информационных технологий и связи:;

финансов;

экономического развития и торговли).

6 федеральных служб: 

антимонопольная;

по тарифам;

гидрометеорологии и  мониторингу окружающей среды;

государственной статистики;

по финансовым рынкам;

по экологическому, технологическому и атомному надзору).

3 федеральных агентства: 

по атомной энергии;

космическое агентство;

по туризму.

Кроме того, в введении федеральных министерств находятся  все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения  о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства.

Федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством. если иное не установлено законом.

Руководители ФОИВ, подведомственных Президенту, назначаются на должность  и освобождаются от должности  в особо устанавливаемом порядке.

В соответствии с принципом  федерализма и административно-территориального деления система органов исполнительной власти включает два уровня (подсистемы) по вертикали:

федеральные органы исполнительной власти РФ;

органы исполнительной власти субъектов РФ.

 

  1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: понятие, виды, порядок формирования.

Государственно-правовая природа субъектов РФ различна. С  одной стороны, республики; с другой — края и области; с третьей стороны — автономные образования (область, округа); с четвертой, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Организационно-правовые основы исполнительной власти субъектов РФ закреплены в их законодательных актах—конституциях (республик) и уставах (в других субъектах РФ), а также в специальных законах.

Исполнительная власть в субъектах РФ обычно обозначается как Правительство — в республиках  и крупных областях, краях или  как Администрация — в остальных  субъектах РФ.

В связи с этим учреждаются и формируются отраслевые и иные органы управления — министерства и ведомства (в субъекте, где исполнительную власть возглавляет Правительство) или иные органы — комитеты, главные управления и т. д., по усмотрению субъекта РФ.

Полномочия Правительства  или Администрации определяются законами, принятыми всеми субъекта ми РФ, а полномочия отраслевых и иных органов— соответственно положениями об этих органах.

По содержанию управленческой деятельности органы исполнительной власти субъектов РФ следует определить как органы общего управления (Правительство, Администрация) и как органы отраслевого или функционального управления (сельским хозяйством, промышленностью, дорожным хозяйством, экономикой, финансами, лицензированием, имуществом субъекта РФ и т. д.). Конституция требует (ст. 77 ч. 2), чтобы органы исполнительной власти (федеральные и органы исполнительной власти субъектов РФ) составляли в вопросах совместного ведения единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Единство (в смысле соподчиненности) исполнительной власти можно заменить заметить лишь в системе отраслей и соответствующих отраслевых органов, которые составляют единой систему, в пределах которой действует принцип управления по усмотрению и возможна отмена актов управления по этому основанию. В отношениях же органов исполнительной власти и других органов «Президента., законодательного органа) даже Президент не вправо отменять акт органов исполнительной власти субъектов РФ, он должен об жаловать его в суд.

При региональной администрации нередко создаются органы, на которые возлагаются специфические управленческие функции, — в первую очередь функции надзора и контроля над соблюдением правил в сфере государственного управления. Это раз личного рода инспекции (например, инспекция по благоустройству) и некоторые другие органы. Им предоставлено право либо применять меры административного принуждения к нарушителям, либо подготавливать материалы для последующего при влечения к ответственности.

В тесном контакте с органами исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления занимаются теми же вопросами хозяйственного и социального строительства, что и органы субъектов РФ. В связи с этим выработаны определенные формы:

передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления для их практической деятельности, при этом переданные полномочия не перестают быть государственными;

заключение договоров  по различным вопросам;

совместное проведение мероприятий различного масштаба и т. д.

Формирование местного самоуправления показывает, что положения ст. 12 Конституции нуждаются в корректировке в сторону более тесных организационно-правовых связей государственных органов и органов местного самоуправления.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует а проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для  представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета и проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит  отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;

г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с законодательством;

е) предлагает органу местного самоуправления, его должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты, а также вправе обратиться в суд;

ж) заключает в соответствии с ФЗ договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;

з) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.

 

  1. Понятие государственной службы.

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан  Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- Субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Феде-рации.

Правовую основу государственной  службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003);

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный закон  в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государствен-ной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"