Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:56, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "административное право"

Вложенные файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

Правовые акты управления классифицируются и по другим основаниям: по территории, сроку действия, по способу зашиты содержащихся в них требований и др.

 

39. Административный договор: понятие, признаки, виды.

Административный  договор – это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признаки административного договора:

-является разновидностью  правового договора;

-основывается  на нормах административного  права;

-его правовая  база содержится в Конституции  и действующем законодательстве;

-заключается  между двумя и большим числом  субъектов;

-одним из  его участников выступает орган  государственного управления либо его законный представитель;

-является результатом  взаимного согласования мнений  его участников;

- рассчитан на  определенный срок действия;

-заключается  в соответствии с установленной  процедурой;

-не допускается  в одностороннем порядке отказ  от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

-несоблюдение  его условий влечет наступление  негативных юридических последствий;

-целью является  реализация публично-правовых интересов  его участников;

-обеспечивается  при помощи системы правовых  средств.

По  предметному критерию среди административных договоров выделяют: договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.).

Исходя из юридических свойств можно назвать правоустановитель-ные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.

По  характеру взаимоотношений субъектов бывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По  целенаправленности административные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.

В зависимости  от круга субъектов договоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами.

В зависимости  от числа субъектов существуют двусторонние и многосторонние договоры.

 

40. Понятие,  особенности и классификация  мер административно-правового принуждения.

Административное  принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.

Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение  используется главным образом как  средство обеспечения и охраны общественного  правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные функции.

Само наименование принудительных мер свидетельствует  о том, что для них характерен в основном административный, т. е. внесудебный, порядок их применения. Использование  этих мер отнесено в большинстве  случаев к компетенции органов  исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например милицией, таможенными органами, различными надзорными органами. Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк. Уполномоченные на то органы (должностные лица) реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд.

Однако отдельные  меры административного принуждения  могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация  орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ.

В этой связи все меры административного  принуждения можно разделить  на те, которые могут применяться  во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.

Крайне важным является вопрос об административно-правовых нормах, регулирующих применение мер  административного принуждения.

Основания, условия  и порядок осуществления мер  административного принуждения, перечень мер, допустимых к использованию в тех или иных случаях, органы, уполномоченные на их применение, определяется только нормами федеральных законов.

Анализ  правовых актов, устанавливающих меры административного принуждения, показывает, что по целевому назначению их можно  разделить на три группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения и меры административной ответственности.

Мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и  других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность, обязательная госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границы и др.). Действительно, в ряде ситуаций, в том числе при наличии чрезвычайных обстоятельств, государственные и муниципальные органы для обеспечения общественного порядка вынуждены вводить карантин, запрещать движение транспортных средств, устанавливать комендантский час и др.

В последние  годы многие специалисты в самостоятельную  группу мер административного принуждения стали выделять процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Такие меры, предусмотренные КоАП РФ, применяются в целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административных правонарушениях. Подобные меры играют особую роль в обеспечении производства по делу об административном правонарушении, так как способствуют обнаружению и закреплению доказательств.

Также существует особый вид административного принуждения  — восстановительные санкции. Такие  меры (например, снос самовольно возведенных  строений, взыскание недоимки и др.) также восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение.

 

41.Понятие  и основные черты административной  ответственности.

Административная  ответственность – это вид юр. ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Общие признаки юридической ответственности:

-является средством  охраны правопорядка;

-нормативно определена  и состоит в применении, реализации санкций правовых норм;

-ее фактическим основанием  является правонарушение;

-сопровождается государственным  и общественным осуждением правонарушителя  и совершенного им деяния;

-неразрывно связана  с государственным принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (морального или материального характера), которые он обязан претерпеть;

-реализуется в соответствующих  процессуальных формах.

Эти признаки характерны для любого вида ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной (включая материальную).

Административная ответственность  выступает как разновидность  юридической ответственности и  административного принуждения.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

-основанием административной ответственности является административное правонарушение;

-субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

-мерой административной ответственности являются административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений;

-административные наказания  применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц в судебном и внесудебном (административном) порядке;

-административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

-применение административного  наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

-меры административной  ответственности применяются в  соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая  ответственность предполагает, что  нарушитель претерпевает неблагоприятные  для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны  государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются основание — административное правонарушение и мера — административное наказание.

 

43.Понятие,  признаки и виды административного  правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В приведенном согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ понятии административного правонарушения не указаны объекты противоправных посягательств. Их можно определить, исходя из наименований глав раздела II КоАП РФ, согласно которому административное правонарушение посягает на общественные отношения в сферах прав граждан (гл. 5), здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (гл. 6), охраны собственности (гл. 7), порядка управления (гл. 19), общественного порядка и общественной безопасности (гл. 20), а также в других сферах. Следовательно, административные правонарушения посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

Понятие административного  правонарушения законодательно закреплено соответствующей административно-правовой нормой Кодекса, а следовательно, является общеобязательным правилом поведения, установленным государством и им охраняемым.

Выделяют следующие  признаки административного правонарушения:

1.Деяние (Деяние юридического или физического лица выражается в одной из двух форм: или в виде конкретного действия (активное поведение), или в виде бездействия (пассивное поведение). Действие противоправно, если оно противоречит указанному в административно-правовой норме общепринятому масштабу поведения. Бездействие — один из видов поведения, состоящего в невыполнении лицом своей обязанности совершить определенные действия. Оно противоправно, если закон предписывает действовать в соответствующих ситуациях);

2.Противоправность. (Противоправность или административная противозаконность означает, что административным правонарушением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой II раздела («Особенной частью») КоАП РФ или нормами законов субъектов федерации об административных правонарушениях. Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"