Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".
Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» [4] детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными органами субъектов Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия.
Результаты
рассмотрения устанавливает Совет
Федерации. Если закон не получит
одобрения 2/3 субъектов Федерации, то
внесение предложений о данной поправке
допускается не ранее чем через
один год. Федеральный закон
После одобрения обеими палатами закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил в силу. Только после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст Конституции и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.
Положения
Конституции 1993 г. об изменениях относятся
только к нормам ст.65, определяющий
состав Российской Федерации. Ст.137 Конституции,
закрепляющая порядок изменения, распространяет
его на следующие случаи: принятия
в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта; изменения
конституционно-правового
Ч.1
ст.137 Конституции РФ гласит, что
изменения в ст.65 Конституции
РФ, предусматривающие принятие в
Российскую Федерацию нового субъекта
или образование в ее составе
нового субъекта Федерации, а также
изменение конституционно-
Следует учесть, что подобные изменения не затрагивают содержательных положений норм Конституции, имеющих регулирующее значение.
Что
касается изменения наименования субъекта
(ч.2 ст.137), то этот вопрос относится
к исключительным полномочиям самого
субъекта. По запросу Государственной
Думы о толковании ч.2 ст.137 Конституционный
Суд РФ в своем постановлении
определил, что новое наименование
подлежит включению в ст.65 Конституции
указом Президента РФ. Однако Конституционный
Суд определил, что изменение
наименования субъекта в рамках ч.2
ст.137 не должно нарушать основы конституционного
строя, права других субъектов Федерации,
права и свободы человека и
гражданина.
Статья 77
1.
Система органов
2.
В пределах ведения Российской
Федерации и полномочий
Статья 78
1.
Федеральные органы
2.
Федеральные органы
3.
Органы исполнительной власти
субъектов Российской
4.
Президент Российской
Статья 79
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
1.
В совместном ведении
а)
обеспечение соответствия конституций
и законов республик, уставов, законов
и иных нормативных правовых актов
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов Конституции Российской
Федерации и федеральным
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д)
природопользование; охрана окружающей
среды и обеспечение
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и)
установление общих принципов
к)
административное, административно-
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
СИСТЕМА
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые
в соответствии с принципом разделения
властей в установленном федеральным
законом порядке органы, осуществляющие
государственную власть в субъекте Российской
Федерации. Федеральный закон от 6 октября
1999 г. "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
устанавливает, что С.о.г.в.с. РФ составляют:
законодательный (представительный) орган
государственной власти субъекта РФ; высший
исполнительный орган государственной
власти субъекта РФ; иные органы государственной
власти субъекта РФ, образуемые в соответствии
с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Кроме того, конституцией (уставом) субъекта
РФ может быть установлена должность высшего
должностного лица субъекта РФ. Соответственно
в такую систему входят: президент республики
(глава государства, глава республики)
или губернатор края, области (в отдельных
республиках нет единоличного главы государства);
законодательный (представительный) орган,
правительство (кабинет, администрация),
а также судебные органы, представленные
мировыми судьями. В ряде субъектов РФ
(республик) статус судебных органов расходится
с тем статусом, который определен Федеральным
конституционным законом от 31 декабря
1996 г. "О судебной системе Российской
Федерации". Так, в ряде республик (Татарстан,
Башкортостан, Саха (Якутия) судебные органы
выведены из судебной системы РФ. Конституция
Башкортостана устанавливает, что суды
подчиняются только закону и Конституции
Республики Башкортостан. Почти во всех
республиках учреждены конституционные
суды, именуемые высшими органами государственной
власти республики по защите ее конституционного
строя (в Адыгее такой суд именуется Конституционной
палатой, в Татарстане и Северной Осетии
— Алании это комитеты конституционного
контроля). Поскольку конституции республик
были приняты до вступления в действие
указанного выше Федерального закона,
то нормы республиканских конституций,
противоречащие данному Закону, должны
быть в установленном порядке признаны
неконституционными.
37Понятие
законодательного процесса
Прежде
чем переходить непосредственно
к обсуждению стадий законодательного
процесса необходимо рассмотреть понятие
законодательного процесса, его отличительные
особенности и правовое регулирование
в Российской Федерации, а также
назвать его необходимые
Законодательный процесс в России регулируют Конституция Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания[2] Российской Федерации, федеральный закон от 14 июня 1994г." О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации"[3], федеральный закон от 24 июня 1999г " О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"[4] и иные федеральные законы. Конституция Российской Федерации характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст.94), в соответствии, с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Только Федеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обуславливает его активную роль в политическом и законодательном процессе. Однако роль палат в законотворчестве неодинакова. В Конституции (ч.1 ст.105) говориться о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой Российской Федерации. Такой подход соответствует мировой практике: в двухпалатном парламенте основная законодательная деятельность возлагается на палату образуемую, на основе всеобщих прямых выборов. В мировой практике существуют два способа принятия законов - законодательным органом или путем референдума. Наибольшую научную разработку получило такое понятие законодательного процесса, в котором закон принимается законодательным органом.