Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:07, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы провести анализ ассортимента и структуры продукции предприятия.
Поставлены задачи:
сделать анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции; анализ ассортимента продукции; анализ структуры продукции; анализ спроса и предложения товаров на рынках сбыта.
В первой главе работы рассмотрены теоретические вопросы анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теория анализа хозяйственной деятельности 4
1.1 Роль анализа в управлении производством и повышении его эффективности 4
1.2 Понятие, типы и задачи факторного анализа 7
1.3 Применение выборочного метода в статистике 10
Глава 2. Анализ объема производства и реализации продукции 16
2.1 Основные задачи и источники информации 16
2.2 Анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции 17
2.3 Анализ ассортимента продукции 20
2.4 Анализ структуры продукции 21
2.5 Анализ спроса и предложения товаров на рынках сбыта 22
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Анализ общих итоговых показателей
за один год, за несколько лет и
за ряд месяцев в течение года
позволяет сделать общее
Весь последующий анализ должен либо подтвердить правильность сделанных вначале выводов, либо внести в них уточнения и изменения. При этом всегда нужно помнить о том, что в общих итоговых данных алгебраически суммируются (взаимно погашаются) положительные и отрицательные результаты работы. Если успехов в работе больше, чем неудач, то общий результат будет положительным, и наоборот. Поэтому прежде чем окончательно оценить работу организации, следует проанализировать выполнение заданных объемов.
Выполнение, перевыполнение и невыполнение договорных обязательств (плана) зависят в большей степени не от организации, а от обслуживаемой клиентуры.
Итоговый результат выполнения договорных обязательств перед отдельными клиентами компенсирует отклонения.
В тех случаях, когда в целом план объема выполнен, или перевыполнение, общий объем расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объем, не предусмотренный планом. Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения.
Общий процент выполнения задания
(бизнес-план, базисные показатели) представляет
собой сумму процентов
ПВобщ = ПВ,+ ПВ2+ПВ3
Проводимые расчеты позволяют
выявить структурные сдвиги —
изменения соотношений
При отклонении отчетной номенклатуры
и структуры объема от плановых необходимо
при последующем анализе
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
• определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
• оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
• изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Для оценки выполнения плана по ассортименту чаще всего используют способ среднего процента и способ наименьшего процента (недовыпущенной продукции). Для расчета выполнения плана по ассортименту с помощью среднего процента используют формулу:
Касс = ОПасс : ОПпл ∙ 100
где Касс - процент выполнения плана по ассортименту, %; ОПасс —сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска, тыс. руб.; ОПпл — плановый выпуск продукции, тыс.руб.
При большом ассортименте продукции использовать способ среднего нецелесообразно, так как он требует большого количества расчетов. Поэтому используется способ наименьшего процента. С его помощью определяется процент недовыполнения плана по ассортименту по формуле:
Кневып. асс= ОП : ОП пл ∙ 100
где Кневып асс — процент не выполнения плана по ассортименту, %; ОПасс — сумма недоданной продукции по всем видам изделий, тыс. руб.; ОПпл — плановый выпуск продукции, тыс. руб.
Сумма недовыпущенной продукции определяется как разница, между фактически выпущенной продукцией и запланированной.
Процент выполнения плана по ассортименту рассчитывают по формуле:
Касс= 100 ─ К невып.асс
В ходе анализа особое внимание обращают на те виды продукции, по которым выявлено невыполнение и перевыполнение плана. По этим видам продукции выясняют, находит ли данная продукция спрос в тех количествах, в которых она выпущена.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводят к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других — уменьшается.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Расчет влияния структуры
ВПусл1 -1 (УВПобщ1 ∙ Уд,, ∙ Ц!0);
ВПусл2= I (УВП ∙Удю ∙ Цю);
АВПстр = ВПусл1 - ВПусл2 ,
где ВП — стоимость валового выпуска продукции;
УВПобщ общий объем выпуска продукции в натуральном
или условно-натуральном выражении; YUj — удельный вес i-гo вида продукции в общем объеме производства;
Uj цена i-гo вида продукции.
ВПусл2 = I (УВПобщ1 ∙ Удю ∙ Цю)
Аналогичным образом определяется
влияние структуры
Важнейшим элементом маркетингового
анализа является анализ спроса. Следует
отметить, что проведение такого рода
исследования имеет смысл лишь в
условиях рыночной экономики, когда
каждая организация старается, чтобы
увеличить прибыль. В Российской
Федерации в последние годы наблюдалось
значительное снижение объема работ
из-за сокращения производственных мощностей
и объемов выпускаемой
Производство какого-либо товара подразумевает его последующее перемещение — перевозку на место потребления. Кстати, доля стоимости доставки (перевозки со всеми сопутствующими операциями) в общей стоимости товара должна быть минимальной.
Спрос как экономическая категория
выражается количественно объемом
товаров, в которых нуждаются
клиенты. Спрос как предмет анализа
хозяйственной деятельности не является
объектом только лишь количественного
измерения, а содержит и качественную
составляющую. Сложность понятий
«спрос» и «предложение» на производстве
объясняется экономическим
На производстве действует важнейший принцип, объединяющий все виды работ в единую систему: все, что предлагается к потреблению, должны произвести.
Иногда маркетинг определяют как управление спросом, т.е.: комплекс мер по оценке, формированию, корректировке и регулированию спроса. Согласно теории маркетинга спрос на товар или услугу обусловлен платежеспособной потребностью. Объем рыночного спроса на товары и услуги зависит от предложения продукции, предназначенной для продажи.
Спрос можно оценить уровнем
его чувствительности к изменению
цены (тарифа) или дохода клиентуры.
Коэффициент эластичности рассчитывается
как отношение процентного
Эт=ДОт% : ДК %, Эдс
где Эт и ЭдК — коэффициенты эластичности по тарифу (цене) и доходу клиентов.
Отметим, что спрос на товары изменяется в зависимости | от тарифов и доходов клиентов. В первом случае он уменьшается с увеличением тарифа, а во втором — повышается с ростом доходов клиентов.
В практических исследованиях чаще применяют тарифную (ценовую) эластичность. В зависимости от тарифной эластичности спрос на товары может быть:
-совершенно неэластичным —
изменение тарифа никоим
образом не влияет на изменение спроса
(Эх = 0);
-неэластичным темпы снижения спроса
меньше темпов
роста тарифа, и наоборот (0 < Эт < 1);
-единичной эластичности темпы
изменения тарифа и
спроса равны (Эт = 1);
-эластичный спрос — темпы изменения спроса выше темпов изменения тарифа (Эт > 1);
-абсолютно эластичный спрос — изменение спроса не связано с размером тарифа.
Любая линейная функция, занимающая промежуточное
положение между совершенно эластичным
и совершенно неэластичным спросом,
характеризуется конечной эластичностью,
значение которой больше нуля. В
силу того, что спрос может меняться
в большую или в меньшую
сторону, как и тариф, в отдельных
случаях коэффициент
Спрос тесно связан с предложением, поэтому при анализе рынка сравнивают эти категории. Предложение на рынке товаров и услуг в настоящее время используется примерно на 40%. Об этом свидетельствует коэффициент выпуска товаров, который на отдельных производствах высок. Предложения, исходящие от продавца, осуществляющих более высококачественное обслуживание клиентуры, реализуются чаще. Поэтому следует оценивать не только объем реализованных товаров и услуг, но и их качество.
При анализе спроса и предложения на товары следует учитывать конкретное проявление закона спроса: при прочих равных условиях снижение цены на товары приводит к увеличению спроса и, наоборот, рост цены вызывает снижение спроса на услуги и товары.
В конце работы можно повести
некоторые итоги. Структура и
ассортимент продукции
В ходе анализа особое внимание обращают на те виды продукции, по которым выявлено невыполнение и перевыполнение плана. По этим видам продукции выясняют, находит ли данная продукция спрос в тех количествах, в которых она выпущена.
Чем больше структурных изменений
на предприятии, тем выше коэффициент
структурной активности. Это говорит
о том, что администрация предприятия
активно реагирует на изменение
конъюнктуры рынка и
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска продукции, материалоемкость, себестоимость, прибыль и рентабельность
Все это необходимо в целях удовлетворения спроса потребителей выпускаемой продукцией.
Спрос как экономическая категория выражается количественно объемом товаров, в которых нуждаются клиенты. Спрос как предмет анализа хозяйственной деятельности не является объектом только лишь количественного измерения, а содержит и качественную составляющую.
1. АртеменкоВ.Г., БеллендирМ.В. Финансовый анализ. — М., 2012.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2011.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. — М.: Финансы и статистика, 2011
4. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2010
5. Богдановская Л.А., Виноградов Г.Г. , Мигун О.Ф. и др. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под общ. ред. В.И.Стражева. — М.: Высшая школа, 2010.
6. Герикова И.Н. Финансовый менеджмент. — М.: «Консалт-бан-кир», 2011.
7. Донцова Л.В. Анализ бухгалтерской отчетности. — М., 2012.
8. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финансовых активов. М.: Финансы и статистика, 2010.
9. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. М., 2011
10. Ильенкова Н.Д. Спрос, анализ и управление. — М.: Финансы и статистика, 2012.
11. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. — М.: «Центр экономики и маркетинга», 2010
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 2011.
13. Кретина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ «Дис», 2012.
14. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. — Ростов н/Д,2010
15. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности. — Ростов н/Д: Феникс, 2011 год.
16. Меляков Д.С. Финансы отраслей народного хозяйства. — М.: «ФИС», 2011.
Информация о работе Анализ ассортимента и структуры продукции