Анализ затрат на производство и себестоимость продукции на производственно-торговом предприятии "БОУН"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

В первом разделе курсовой работы даётся краткая характеристика производственно-торговом предприятии "БОУН": его история, назначение, организационная структура и правовая форма, величина собственного капитала, источники его формирования. Здесь же приводится анализ основных технико-экономических показателей за 2009 и 2010 годы.
Во втором разделе курсовой работы представлены теоретические аспекты анализа реализации услуг и доходов предприятия. Раздел содержит необходимые расчеты и соответствующие им выводы. На основе проведенного анализа и рассчитанных показателей делается вывод о работе данного предприятия за 2009 и 2010 годы.
В заключении дается краткий обзор всей курсовой работы и оценка достижения цели.

Вложенные файлы: 1 файл

АХД.docx

— 82.11 Кб (Скачать файл)

 

Изделия

Объем выпуска 

продукции, тн

Постоянные 

затраты, тыс.руб.

Переменные  затраты на един.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

 

Хлеб белый 

 

2787

 

2672

 

3344

 

3487

 

1355

 

1656

Хлеб  бородинский

 

2691

 

2643

 

3767

 

4908

 

1722

 

1622

 

Лаваш

 

1046

 

1211

 

2301

 

2475

 

1622

 

1723

Батон нарезной

 

504

 

654

 

1084

 

1321

 

1872

 

1866


 

 

Изделия

Себестоимость единицы пр-ции, руб.

Изменение себестоимости

План

Усл.1

Усл.2

Факт

Общее

В т.ч. за счет

Объем ВП

Постоянные 

затраты, тыс.руб

Переменные  затраты на един.

 

Хлеб белый 

 

2555

 

2600

 

2660

 

2961

 

406

 

45

 

60

 

301

Хлеб  бородинский

 

3122

 

3147

 

3580

 

3480

 

358

 

25

 

433

 

100

 

Лаваш

 

3822

 

3522

 

3666

 

3767

 

-55

 

-300

 

144

 

101

Батон нарезной

 

4023

 

3529

 

3892

 

3886

 

-137

 

-494

 

363

 

6


 

Изучают себестоимость товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми или данными за прошлые периоды (табл. 10).

Приведенные данные показывают, что  перерасход затрат произошел по всем статьям, за исключением общепроизводственных расходов. Особенно большой перерасход допущен по материальным затратам и энергии на технологические цели.

Аналогичные расчеты делаются по каждому  виду продукции. Выявленные отклонения являются объектом факторного анализа.

 

Таблица 10

Анализ себестоимости изделия  белого хлеба по статьям затрат

Изделия

Затраты на един.пр-ции, руб.

Структура затрат, %

План

Факт

D

План

Факт

D

Сырье и  материалы

920

1079

159

36,0

36,44

0,44

Топливо и энергия

287

353

66

11,25

11,93

0,68

Зар.плата произв.рабочих

495

543

48

19,38

18,33

-1,05

Отчислен.на соц.и мед. Страх

192

215

23

7,50

7,27

-0,23

Расходы на содерж.и эксплуат. оборудования

249

293

44

9,75

9,89

0,14

Общепроизводств.расходы

173

171

-2

6,75

5,78

-0,97

Потери  от брака

-

20

20

-

0,68

0,68

Прочие  произ-е расходы

48

59

11

1,88

2,00

0,12

Коммерческие  расходы

47

72

25

1,87

2,44

0,57

Итого:

2555

2961

406

100

100

-

 

Затраты материалов на производство продукции

 

12358 тыс.руб.

а) по плану

 

б) по плану, пересчитанному на фактический  выпуск продукции при плановой структуре

12955 тыс.руб.

в) по плановым нормам и плановым ценам  на фактический выпуск продукции  при фактической ее структуре

14085 тыс.руб.

г) фактически по плановым ценам

14575 тыс.руб.

д) фактически

15636 тыс.руб.


 

Расход материалов на производство продукции увеличился на 3278 тыс.руб.,

в том числе за счет объема производства продукции: 12995-12358= 637

   удельного расхода материалов:    14575-14085= 490

   цен на сырье и материалы:            15636-14575=1061

Итого:                                        +3318

Затраты материалов на выпуск изделия  А

 

а) по плану

4414 тыс.руб.

б) по плановым нормам и плановым ценам  на фактический выпуск продукции

3377 тыс.руб.

в) фактически по плановым ценам

3559 тыс.руб.

г) фактически

4385 тыс.руб.


 

Расход материалов на выпуск белого хлеба снизился на 29 тыс.руб.,

в том числе за счет объема производства продукции: 3377-4414= -1037

   удельного расхода материалов:    3559-3377= 182

   цен на сырье и материалы:            4385-3559= 826

Итого:                   4385-4414= -29

 

 

 

 

 

5.Анализ взаимосвязи  затрат на производство ,объемов  реализации и конечных результатов

Анализ  производства и реализации продукции

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

 Важное значение для  оценки выполнения производственной  программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

 Анализ начинается с изучения  динамики выпуска и реализации  продукции, расчета базисных и  цепных темпов роста и прироста (табл..11).

 

Таблица.11

Динамика производства и реализации продукции 

в сопоставимых ценах

 

Годы

Объем произв.

пр-ции

(тыс.руб)

Темпы роста, %

Объем реализац пр-ции

(тыс.руб)

Темпы роста, %

 

базисные

 

цепные

 

базисные

 

цепные

2008

32049

100

100

32890

100

100

2009

37818

118

118

36450

118

118

2010

45382

142

120

43740

132

110


 

Из таблицы 11 видно, что за три года объем производства возрос на 42%, а объем реализации на 39%. За последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

 

где    Твп – темп роста выпуска продукции;

                    Т   - темп роста реализации  продукции;

                    Тпр – темп прироста.

Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 18,99%, а реализация продукции – 13,99%.

Для большей наглядности  динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рис.1).

 

Рис. 1 Динамика производства и реализации продукции

за период с 2008 по 2010 год

 

Оценка выполнения плана  по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл..12. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 3,8 %, а по реализации - только на 2,1 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Таблица 12

Анализ выполнения плана по выпуску  и реализации продукции предприятием "БОУН" (2010 г)

 

Изделия

Объем производства

 продукции, (тыс.руб)

Реализация  продукции

(тыс.руб)

план

факт

±

% выполн

план

факт

±

% выполн

Хлеб 

белый

13850

13276

-576

-4,1

13416

12105

-1311

-9,8

Хлеб  бородинский

17874

17554

-320

-1,8

17874

16523

-1351

-7,6

Лаваш

7950

9207

1257

15,8

7630

8374

744

4,5

Батон нарезной

4120

5345

1225

29,3

3918

4338

420

10,7

Итого:

43794

45382

1588

3,8

428338

43740

902

2,1


 

6.Анализ переменных и постоянных затрат

Информация о работе Анализ затрат на производство и себестоимость продукции на производственно-торговом предприятии "БОУН"