Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:43, курсовая работа
Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают
необходимость использования экономических методов управления кредитом,
ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит
предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и
полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.
стр.
Введение
1
Глава 1. Понятие кредитоспособности,
информационное обеспечение
анализа
2
п.1 Информационное обеспечение
Внешние источники информации
3
Глава 2. Система показателей оценки
кредитоспособности и методика
анализа.
5
п.1 Показатели кредитоспособности
используемые российскими и
зарубежными коммерческими
банками
9
п.2 Методика определения класса
кредитоспособности Заемщика
13
п.3 Показатели, необходимые для
партнеров предприятия по
договорным отношениям
Глава 3. Анализ инвестиционной
привлекательности предприятия
16
п.1 Оценка инвестиционной
привлекательности предприятий
по данным их публичной
отчетности
31
п.2 Анализ платежеспособности
предприятий
39
п.3 Анализ финансовой устойчивости
предприятий
61
Заключение
69
Список литературы
71
Приложения
оцениваемой на основе Кпривл, может компенсироваться ростом прибыльности.
Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками
включает три блока:
1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности:
2) оценка кредитоспособности
коммерческими банками:
3) использование для оценки
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
-характер деятельности
-факторы производства:
а) трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала (
образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него
преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура
персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной
стоимости (должно быть в пределах 70 %)
б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых
средств, уровень инвестиций)
в) финансовые ресурсы;
г) экономическая среда ( на какой стадии жизненного цикла находится
выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем,
условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия,
коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).
На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели:
Табл.1
Показатель |
Метод определения |
Выручка от реализации |
|
Валовой коммерческий доход или коммерческая маржа (ВД) |
Выручка о реализации минус
стоимость приобретенных |
Добавленная стоимость (ДС) |
ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчик -ков) |
Валовой эксплуатационный доход (ВЗД) |
ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков |
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР) |
ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска |
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ) |
ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль |
Чистая прибыль (П) |
СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости |
Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки
соотношения сальдовых показателей и , во-вторых, для расчета коэффициентов
кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа
являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и
собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы
активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства
и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса,
который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из
основных направлений анализа данных баланса является определение банковского
риска.
Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития
предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных средствах.
Последнее изучается на основе показателей скорости оборота остатков сырья и
готовой продукции на складе. а также сроков расчетов с поставщиками.
В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности
клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Lione. Эта
методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах:
ВЭД
К1 = -------
ДС
Финансовые расходы
К2 = ------------------------------
ДС
Капиталовложения за год
К3 = ------------------------------
ДС
Долгосрочные обязательства
К4 = ------------------------------
ДС
Чистое сальдо наличности
К5 = ------------------------------
Оборот
Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов, определяется
общий итог в баллах. К этому итогу добавляются литеры А, Б, С, и Д в
зависимости от достаточности собственного капитала. Достаточность оценивается
на основе соотношения собственного капитала и добавленной стоимости. Норма
указанного соотношения - 20%. Сумма баллов и литер определяют уровень
кредитоспособности клиента.
Учитываются также и данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет
четыре раздела В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от
размера актива баланса. каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй
раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое
может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на
изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке
руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет
тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп,
которым присваиваются шифры от 0 до 6.
Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк
Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет
клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8
или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных
трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр дается при временных
затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под
серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что
платежеспособность
Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия.
векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке
Франции.
Методика определения класса кредитоспособности заемщика
В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный
уровень показателей и их рейтинг.
Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием
отнесения Заемщика ко II классу, выше средних - к I и ниже средних к III. В
качестве примера можно
акционерных предприятий.
Табл.2
Наименование |
Кл |
Кпокр. |
Псс. |
|||||||||
отрасли |
I класс |
IIкласс |
IIIкласс |
I класс |
IIкласс |
IIIкласс |
I класс |
IIкласс |
IIIкласс | |||
П/п отрасли I |
Более 0.6 |
0.6- 0.4 |
Менее 0.4 |
Более 1.5 |
1.5- 1.3 |
1.3- 1.0 |
Более 50% |
50- 30% |
Менее 30% | |||
П/п отрасли II |
Более 0.4 |
0.4- 0.25 |
Менее 0.25 |
Более 2.0 |
2.0- 1.5 |
1.5- 1.0 |
Более 35% |
35- 25% |
Менее 25% | |||
П/п отрасли III |
Более 0.45 |
0.45- 0.3 |
Менее 0.3 |
Более 1.8 |
1.8- 1.3 |
1.3- 1.0 |
Более 60% |
60- 45% |
Менее 45% | |||
Рейтинг и значимость показателя в системе определяется экономистом
индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного
коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения
на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие
просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль
коэффициента ликвидности, который
оценивает способность
оперативному высвобождению
кредитование постоянных запасов, заниженность размера собственных средств
повышают рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нарушение
экономических границ кредита, закредитованность клиентов выдвигают на первое
место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента покрытия,
Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой
сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. I
класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III
класс - при 251-300 баллах.
Пример определения суммы
Табл.3
Вариант ! 1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 !
! 6
П о к а з а т е л и |
Р п е о й к т а и з н а г т е л е й % |
К л а с с |
Б а л л ы |
К л а с с |
Б а л л ы |
К л а с с |
Б а л л ы |
К л а с с |
Б а л л ы |
К л а с с |
Б а л л ы |
Р п е о й к т а и з н а г т е л е й % |
К л а с с |
Б а л л ы |
Кл |
40 |
I |
40 |
II |
80 |
III |
120 |
III |
120 |
I |
40 |
20 |
III |
60 |
Кп |
30 |
I |
30 |
II |
60 |
III |
90 |
III |
90 |
II |
60 |
10 |
III |
30 |
Псс |
30 |
I |
30 |
II |
60 |
III |
90 |
III |
60 |
III |
90 |
70 |
II |
140 |
Итого |
X |
I |
100 |
II |
200 |
III |
300 |
III |
270 |
II |
190 |
X |
II |
230 |
При коэффициентах и показателях, все значения которых соответствуют I классу,
количество баллов равно 100, II классу - 200 и III классу - 300 (варианты
1,2 ,3 ). Поэтому предлагается, что
при промежуточной величине
к 100 (т.е. 100-150 баллов) присваивается I класс, к 200 (т.е. 151-250
баллов) - II класс и к 300 (т.е. 251-300) - III класс.
В 4-ом варианте фактическое значение Кл и Кпокр позволяет присвоить III
класс, а Псс - II класс. В итоге Заемщик имеет 270 баллов, что соответствует
III классу.
Изменение рейтинга показателей при сохранении классности каждого из них может
привести к изменению общего класса кредитоспособности. Например, в 4-м и 6-м
вариантах Кл. и Кпокр и Псс имеют одинаковый класс, но рейтинг присвоен
разный, В результате при 4-м варианте Заемщик имеет III класс, а при 6-м -
II.
При оценке кредитоспособности клиента
коммерческого банка
использовать не только основные, но и дополнительные показатели. В их числе
могут быть показатели, характеризующие обрачиваемость запасов или средств в
расчетах, долю ликвидных активов
в общей сумме оборотных
соотношение ликвидных активов I класса и задолженности, уровень неплатежей за
истекший период, эффективность производственного потенциала, доходность и
прибыльность партнеров (например, кредитоспособность заказчика), среднюю
продолжительность строительства, равномерность распределения дохода.
Одинаковый уровень
факторов. Так, увеличение общего размера ликвидных средств за счет товарно-
материальных запасов далеко не всегда создает прочную гарантию возврата ссуд.
Рост остатков годовой продукции, не имеющей широкого потребителя или
связанной с транспортными затруднениями, не гарантирует своевременного
возврата ссуды. Рост Кл и Кп может
объясняться сокращением
обязательств. Заключение о кредитоспособности клиента будет зависеть от
причины этого сокращения. Если, например, задолженность по краткосрочным
ссудам уменьшилась из-за срыва поставок сырья, то нельзя рост коэффициента
оценивать как укрепление финансового положение клиента. Анализ факторов,
изменивших уровень
являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиента
коммерческого банка. В качестве основных
направлений этого анализа
выделить:
Анализ влияния ликвидных
ликвидности и покрытия;
оценку изменения коэффициента покрытия под влиянием изменения товарно-
материальных запасов;
Информация о работе Анализ кредитоспособности ссудозаемщика на примере организации