Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и диагностика производства и реализации молока в сельскохозяйственном предприятии и выявление путей их повышения.
В ходе работы определены следующие задачи:
- изучение теоретических основ методики анализа производства и реализации продукции;
- краткая характеристика деятельности ООО Агрофирма «Бобино-М»;
- анализ производства молока в хозяйстве;
- анализ реализации молока в хозяйстве;
- выявление резервов увеличения производства молока;
- оценка предлагаемых мероприятий.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы методики анализа производства и продажи молока……..5
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия…………17
3 Анализ производства и продажи молока…………………………………….30
3.1 Анализ объема производства молока………………………………..30
3.2 Анализ структуры и качества произведенного молока…………….32
3.3 Анализ продажи молока и выполнения договорных обязательств……...34
3.4 Анализ конкурентоспособности молока……………………………37
3.5 Анализ цен реализации. Анализ спроса и предложения, эластичность сбыта молока………………………………………………42
4 Резервы увеличения объема продаж. Прогнозирование безубыточности производства……………………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы………………………………………………………………51
Приложения
Из данной таблицы видно, что в отчетном году выручка от реализации молока составила 30649 тыс. руб., что на 11093 тыс. руб. больше по сравнению с 2008 годом. Увеличение размера выручки связано, прежде всего, с ростом количества реализованного молока в 2010 г. на 7491 ц по сравнению с 2008 г. Отрицательным моментом в деятельности предприятия является снижение рентабельности продаж молока на 7,1 п.п. за счет увеличения выручки более быстрыми темпами, чем прибыль и роста себестоимости производимой продукции.
В ООО Агрофирма «Бобино-М» молоко производится хорошего качества, так как зачетная масса выше базисной. В связи с этим увеличивается выручка, дополнительно полученная за счет сдачи молока жирностью выше базисной. Рентабельность является, характеризующим экономическим показателем, определяющим эффективность производства. В нем отражаются результаты затрат не только живого и прошлого труда, но и качество реализуемой продукции, уровень организации, производства и управления.
Основным каналом реализации молока для хозяйства является продажа его местному маслозаводу ЗАО «Кировский молочный комбинат».
Процесс реализации молока хозяйством осуществляется с помощью договоров на закупку и доставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Производство организуется с единственной целью – реализовать производимый продукт. Реализация продукции с возвращением издержек в денежной форме является завершающим этапом деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Таблица 18 - Характеристика канала реализации молока
Канал реализации |
Объем продаж, ц |
Цена реализации 1ц., руб. |
Себестоимость 1 ц., руб. |
Рентабельность, % |
ЗАО «Кировский молочный комбинат» |
29780 |
1029,2 |
868,3 |
18,5 |
В 2010 году в хозяйстве реализовано 29780 ц молока по средней цене за 1 ц 1029,2 руб. Себестоимость 1ц молока составила 868,3 руб. Следовательно, при реализации 1 ц молока хозяйство получило прибыль в размере 160,9 руб. Рентабельность молока составила 18,5 %, что является хорошим результатом.
Результат реализации
организаций и предприятий
Отрасль животноводства отличается высокой товарностью. Большая часть продукции реализуется по каналам реализации. При анализе использовании молока необходимо рассмотреть основные направления использования, влияющие на товарность продукции.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Кд = (ВПо - ВПн) / ВПо ,
где ВПо - плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.
Таблица 19 – Выполнение договорных обязательств предприятия за год
Продукция |
План поставки продукции |
Недопоставка продукции |
Выполнение,% |
Молоко |
30000 |
220 |
99,3 |
Из таблицы
видно, что выполнение договорных обязательств
предприятие выполняется
3.4 Анализ конкурентоспособности молока.
На практике реально оценить, рассчитать и проанализировать конкурентоспособность продукции конкретного хозяйства и его конкурентов помогают данные, которые собираются по форме, представленной в таблице 20.
Таблица 20 – Оценка конкурентоспособности молока ООО Агрофирма «Бобино-М» и его конкурентов
Показатели |
Фактические значения показателей конкурентов за 2009 г |
ООО АФ “Бобино-М” | ||
ООО АФ «Новый путь» |
ЗАО АФ «Колковская» |
ЗАО АФ «Чудиновская» | ||
1.Производство молока: - валовой надой, ц - продуктивность коров, кг |
39211 5446 |
13611 4075 |
19376 4559 |
27626 5941 |
2.Поголовье КРС: - всего голов - в т.ч. коров - получено телят на 100 коров |
1616 720 87 |
650 334 68 |
894 425 86 |
988 465 85 |
3.Расход кормоединиц на производство молока |
1,29 |
1,15 |
1,20 |
1,04 |
4.Себестоимость 1ц молока, руб. |
828 |
841 |
852 |
861 |
5.Цена реализации 1ц молока, руб. |
1227 |
1170 |
1298 |
1144 |
6.Прибыль от 1ц молока, руб. |
399 |
329 |
446 |
283 |
7.Рентабельность продукции, % |
32,52 |
28,12 |
34,36 |
24,74 |
Анализ таблицы говорит о том, что все показатели, влияющие непосредственно на конкурентоспособность молока в данном хозяйстве значительно отличаются от аналогичных показателей других хозяйств района, причем эти отличия не способствуют повышению уровня конкурентоспособности молока в ООО Агрофирма «Бобино-М». Не лучшим образом отражается на результативности производства молока высокие затраты труда и себестоимость 1 ц продукции. Кроме того, средняя цена реализации молока в хозяйстве на фоне остальных хозяйств района довольно низкая, но имеет тенденции к росту. В результате совокупного действия всех этих факторов рентабельность молока составила 24,74 %, что свидетельствует о правильно выбранной стратегии развития отрасли молочного скотоводства в организации.
Также наблюдаются и положительные тенденции: выход телят на 100 коров довольно высок; корма заготавливаются в достаточном количестве; среднегодовые надои довольно высоки.
В хозяйстве
необходимо развивать и совершенствовать
программу по улучшению положения
отрасли молочного
Для оценки конкурентоспособности предприятия в целом необходимо определить показатель устойчивости ее функционирования. Так как она является важнейшим индикатором его конкурентоспособности.
Для ООО Агрофирма «Бобино-М» и его прямого конкурента ЗАО АФ «Колковская» расчет показателя устойчивости будет выглядеть следующим образом. В расчете используются следующие величины:
Х1 |
- показатель
эффективности рабочего |
Х2 |
- показатель
эффективности накопленного |
Х3 |
- рентабельность производства; |
Х4 |
- показатель задолженности; |
Х5 |
- показатель эффективности активов; |
Оср |
- оборотные средства; |
Окр |
- краткосрочные обязательства; |
А |
- общие активы; |
Кнак |
- накопленный капитал (остаток прошлых лет); |
Пбал |
- балансовая прибыль; |
K |
- капитал фирмы
(основные фонды плюс |
D |
- общий долг фирмы; |
V |
- общий объем продаж. |
Таблица 20а – Расчет показателя устойчивости функционирования по двум хозяйствам (по данным 2009 г.)
Показатели |
Формула для расчета |
ООО АФ “Бобино-М” |
ЗАО АФ «Колковская» |
Эффективность рабочего капитала |
0,32 |
0,46 | |
Эффективность накопленного капитала |
0,94 |
0,88 | |
Рентабельность производства |
0,12 |
0,16 | |
Задолженность |
K/D |
1,07 |
0,66 |
Эффективность активов |
V/A |
0,50 |
0,75 |
Устойчивость функционирования Z |
1,2*0,32+1,4*0,94+ +3,3*0,12+0,6*1,07+ +1*0,5=3,238 |
1,2*0,46+1,4*0,88+ +3,3*0,16+0,6*0,66+ +1*0,75=3,458 |
Исходя из приведенных в таблице 20а расчетов, можно говорить об устойчивом положении обоих хозяйств, так как итоговый показатель устойчивости в каждом из вариантов получился больше 3. Кроме того, можно определить эффективность функционирования каждого из хозяйств по показателям . При сравнении соответствующих данных выявляются следующие особенности функционирования каждого из хозяйств: рабочий капитал более эффективен во втором хозяйстве, тогда как накопленный – в первом. Более рентабельным по производству является ЗАО АФ «Колковская», в котором также наблюдается более высокий уровень эффективности активов. А по показателю задолженности ООО АФ “Бобино-М” намного опередил второе анализируемое хозяйство. В совокупности все эти факторы и оказывают то негативное действие, которое наблюдается в ООО АФ “Бобино-М”: высокая задолженность хозяйства перед кредиторами, низкая эффективность рабочего капитала (то есть капитал, имеющийся в хозяйстве, практически не работает, фактически являясь «мертвым грузом» для организации), низкий уровень рентабельности производства и эффективности активов. При наличии таких отрицательно действующих показателей естественным итогом является низкая конкурентоспособность хозяйства, и в частности, молочной продукции, производимой здесь.
Таким образом, конкурентная устойчивость предприятия будет зависеть от объема и ассортимента производимой продукции, размера и издержек производства этой продукции и цены товара. Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственной организации, следовательно, должен быть осуществлен по следующим показателям:
- объем производства продукции;
- стоимость валовой продукции;
- валовые издержки производства;
- совокупный
экономически чистый доход (
Максимизация прибыли при оптимизации объемов производства продукции и издержек – это тот критерий конкурентоспособности аграрного предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции, когда цена за товар остается неизменной и зависит только от конъюнктуры рынка.
В долгосрочной перспективе интерес аграрного предприятия должен сосредоточиться на устойчивости его функционирования. Для этого необходимо производить мониторинг показателей эффективности работы предприятия, которые в определенной мере служат индикаторами конкурентоспособности предприятия в будущем.
3.5 Анализ цен реализации. Анализ спроса и предложения, эластичность сбыта молока.
Одним из важных моментов в анализе является анализ цен реализации.
Таблица 21 – Анализ цен реализации
Год |
Цена реализации, руб. |
Пороговая цена реализации, руб. |
Прибыль, руб. |
2008 |
877,4 |
678,5 |
+ 198,9 |
2009 |
1143,6 |
861,4 |
+ 282,2 |
2010 |
1029,2 |
867,0 |
+ 162,2 |
В течение анализируемого периода цена реализации выросла на 17,3 % за счет инфляционных процессов и роста себестоимости продукции. Также наблюдается снижение прибыли от реализации единицы продукции на 36,7 рублей за счет роста издержек и затрат на производство продукции.
Далее рассмотрим спрос и предложение на продукцию предприятия.
Таблица 22 - Соотношение между спросом и предложением молока
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Отклонение, +/- |
2010 в % к 2008 |
Объем спроса, ц |
22289 |
25897 |
29780 |
+ 7491 |
133,6 |
Объем предложения, ц |
24450 |
27626 |
32161 |
+ 7711 |
131,5 |
Отношение объема спроса к объему предложения, % |
91,2 |
93,7 |
92,6 |
+ 1,4 |
+ 1,4 п.п. |
Неудовлетворенный спрос, ц |
- |
- |
- |
- |
- |
Невостребованное предложение, ц |
2161 |
1729 |
2381 |
+ 220 |
110,2 |