Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:56, курсовая работа
В работе в качестве объекта исследования выступает ЗАО Молкомбинат «Адыгейский», на примере которого анализируется бухгалтерского учета операций, связанных выпуском и продажей готовой продукции. Цель работы ¾ объективная оценка динамики производства и реализации продукции за рассматриваемый период и факторов, оказавших влияние на нее. Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
¾ анализ динамики выпуска и продажи;
¾ анализ ассортимента и структуры продукции;
¾ анализ качества продукции на предприятии;
¾ анализ ритмичности работы предприятия;
¾ анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
ВВЕДЕНИЕ……………………..……………………………….………….…….....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ………………...……………………………………………......5
1.1 Понятие, оценка и учет выпуска готовой продукции.…………….……....5
1.2. Учет реализации готовой продукции …....................................................13
1.3. Анализ выпуска и реализации готовой продукции…...……………........18
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ЗАО МОЛКОМБИНАТ «АДЫГЕЙСКИЙ» …….…………………………...23
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ………..………...…23
2.2. Экспресс-анализ финансового положения и эффективности деятельности ЗАО Молкомбинат «Адыгейский»............................................26
2.3. Анализ производства и реализации продукции ……….……………......31
2.4. Выводы и предложения по улучшению финансового состояния
предприятия ……………………………………………………………..…......39
Заключение…………………………………………….….……………….......41
Список использованных ИСТОЧНИКОВ……………………….…
Бухгалтер обязан ежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-накладные, товарно-транспортные накладные). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского учета.
На основе карточек складского
учета материально
Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первичных документах - приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах и др.
Отпуск готовой продукции, и ее отгрузка оформляются приказом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая служба, на основе условий договора с покупателя-ми, с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции, срока отгрузки.
Для того чтобы отразить продукцию или работы, услуги реализованные, бухгалтерия должна иметь документы, подтверждающие исполнение договора и в первую очередь переход прав собственности на них. Кроме указанной ранее приказа-накладной, это могут быть железнодорожные, авиа, товарно-транспортные накладные с отметками станции отправления или назначения, коносаменты, акты выполненных работ, и др.[20]
1.2. Учет реализации готовой продукции.
Продажа продукции и поступления от выполненных работ и услуг представляют собой завершающую стадию оборота средств любой организации. Выручка от продажи продукции и поступления, связанные с выполнением работ и услуг, представляют собой доходы от обычных видов деятельности. Порядок отнесения поступлений к доходам от обычных видов деятельности определен в ПБУ 9/99 «Доходы организации» исходя из предмета деятельности организаций.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
1) доходы от обычных видов деятельности;
2) операционные доходы;
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).[15]
В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, связанные с этой деятельностью.
Если перечисленные выше услуги не являются предметом деятельности организации, то поступления, получаемые организациями от их предоставления, относятся к операционным доходам. Указанным Положением подчеркивается, что доходы по обычным видам деятельности признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
¾ организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
¾ сумма выручки может быть определена;
¾ имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
¾ право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
¾ расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности.[14]
Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления или дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставление во временное пользование аналогичных активов.
При продаже продукции
и товаров, выполнения работ и
оказания услуг на условиях коммерческого
кредита, предоставляемого в виде отсрочки
и рассрочки оплаты, выручка принимается
к бухгалтерскому учету в полной
сумме дебиторской
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
Величина поступления также определяется с учетом суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленному по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.
При образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.
Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
¾ организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным способом;
¾ сумма выручки может быть определенна;
¾ существует уверенность в том, что в результате конкретной операции организация получит экономическую выгоду;
¾ право собственности на продукцию перешло от организации (продавца) к покупателю или работа принята заказчиком;
¾ расходы, произведенные в связи с этой операцией, могут быть определены.[10]
Если в отношении денежных
средств, полученных организацией в
оплату, не исполнено хотя бы одно из
выше перечисленных условий, то в
бухгалтерском учете
Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключен-иями договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.
В договорах на поставку готовой продукции указывают постав-щики и покупатели, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.
Продажи продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:
¾ по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
¾ по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным ни сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекс» и услуги производственно-технического назначения);
¾ по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом и соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания ему услуг).
При установлении отпускных цен указывается франко, т.е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по перевозке готовой продукции (оплата железнодорожного тарифа, водного фрахта и т.д.) должны оплачиваться покупателем.
Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада обычно служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации.
На основании товарно-
Данные платежных требований ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг). В ведомости указывают дату и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам.
Оперативный учет отгрузки ведут в отделе маркетинга (сбыта) в специальных карточках, книгах или журналах, а при использовании ЭВМ ¾ в ежедневно составляемых машинограммах отгрузки продукции.
Отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».[16]
Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 43 «Готовая продукция».
С суммы выручки организации исчисляют налог на добавленную стоимость.
Сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 90 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этой проводкой отражается задолженность организации перед бюджетом по НДС, которая потом погашается перечислением де-нежных средств бюджету (дебет счета 68, кредит счетов денежных средств).
Стоимость сданных работ и оказанных услуг списывается по фактической или нормативной (плановой) себестоимости с кредита счета 20 «Основное производство» или 40 «Выпуск продукции (работ, ус-луг)» в дебет счета 90 «Продажи» по мере предъявления счетов за выполненные работы и услуги. Одновременно сумму выручки отражают по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Нужно также иметь в виду, что если выручка от продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг не может быть определена, то она принимается к учету в размере признанных расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы и оказанию этой услуги (п. 14 ПБУ 9/99). Из этого следует, что в составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
¾ о порядке признания выручки организации (по отдельным этапам работ или по всем этапам сразу);
¾ о способе определения готовности продукции, работ, услуг.
1.3. Анализ выпуска
и реализации готовой
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат ¾ увеличение прибыли предприятия.
Основной задачей комплексного анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:
¾ оценки выполнения степени плана реализации продукции и производственной программы;
¾ оценки динамики выпуска и реализации продукции;
¾ оценки выполнения договоров по объему. Ритмичности поставки, качеству и комплексности продукции;
¾ установление причин снижение объектов производства и неритмичности выпуска;
¾ количественной оценки резервов роста выпуска и реализации продукции.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Валовая продукция ¾ это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Реализованная продукция ¾ это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации ¾ это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.[11]
Максимальный объем
Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.