Анализ результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала, проанализировать и оценить экономические результаты деятельности торгового предприятия ООО «Пирамида».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Значение и сущность экономических показателей деятельности торгового предприятия ………………………………………………………………………4
1.1. Цели и задачи анализа экономических результатов деятельности торгового предприятия…………………………………………………………...4
1.2. Система экономических показателей деятельности ………………………6
1.2.1. Розничный товарооборот…………………………………………………..6
1.2.2. Валовой доход………………………………………………………………6
1.2.3. Издержки обращения………………………………………………………8
1.2.4. Прибыль и рентабельность……………………………………………….12
2. Анализ экономических показателей коммерческой деятельности ООО «Пирамида»………………………………………………………………………14
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………………...15
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия...……...19
3. Рекомендации по оптимальному повышению экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………....32
Список использованных источников..…………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсрв.docx

— 48.70 Кб (Скачать файл)

Общий объем товарооборота (выручка от реализации товаров) за 2010 - 2011 гг. представлен в таблице 2.1, из этой таблицы видно, что сумма товарооборота в 2011 г. составила 646,7 тыс. руб., что на 93% больше, чем в 2010 г.

В магазине реализуется 7 групп  товаров: промышленные, хозяйственные, культтовары и трикотажные товары, а также обувь, ткани, мебель, всего  на общую сумму в 330 наименования.

В таблице 2.2 представлен  состав и структура реализации по видам товаров.

Из таблицы 2.2 видно, что  наибольший удельный вес в объеме розничного товарооборота магазина в 2010-2011 гг. приходится на изделия парфюмерные, их доля, соответственно, составила 61,4% и 67,6%, то есть происходит увеличение в структуре на 6,2%.

Таблица 2.2

Объем и структура розничного товарооборота

 

Наименования 20002001Отклонение(тыс. руб.) удельный вес, %(тыс. руб).удельный вес, %тыс.руб% 

Ткани 19,04 5,64 47,89 7,42 28,85 1,78 

СМС 5,6 1,66 21,99 3,4 16,39 1,74 

Мыло туалетное 3,34 0,99 15,97 2,47 12,63 1,48 

Мыло хозяйственное 1,01 0,3 4,3 0,67 3,3 0,37 

Изделия парфюмерные 207,2 61,4 437,2 67,6 230 6,2 

Посуда стеклянная 8,9 2,64 19,8 3,06 10,9 0,42 

Посуда фарфоровая 10,6 3,15 51,2 7,92 40,6 4,77 

Материалы строительные 44,9 13,3 23,3 3,6 -21,6 -9,7 

Мебель 17,9 5,3 11,83 1,83 -6,07 -3,47 

Обувь кожаная 19,04 5,64 13,64 2,11 -5,5 -3,53 

Итого 337,5 100 646,7 100 309,2 - 

 

 

Рост объема реализации наблюдается  практически по всем товарам, за исключением  строительных материалов (снижение составило - 9,7%), мебели (объем их реализации снизился на 6,07 тыс. руб., а удельный вес - на 3,7\47%) и обуви (удельный вес их снизился на 3,53%).

Кроме реализации представленных выше товарных групп, магазин оказывает  услуги по раскрою одежды и проявке  фотопленки.

Основными потребителями  товаров, реализуемых в анализируемом  магазине, являются покупатели, живущие  недалеко от магазина. Объем их закупок  разный, это зависит от имеющихся  у них средств и составов семей.

Как известно, на объем розничного товарооборота оказывают влияние  факторы внутреннего характера, связанные с использованием основных фондов (таблица 2.3).

Таблица 2.3

 

Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с использованием основных фондов

 

Показатели 2000 2001 Отклонение Влияние на товарооборот 

Товарооборот, тыс. руб. 337,5 646,5 309,2 309,2 

Торговая площадь, кв. м. 252,17 301,2 49,03 65,7 

Товарооборот на 1 кв. м., тыс. руб. 1,34 2,15 0,81  243,97 

 

 

 

Благоприятное влияние на товарооборот оказывает прирост  торговой площади и более рациональное ее использование.

 

Расчет влияния:

 

А. изменение торговой площади:

 

1,34 * 49,03 = 65,7 тыс. руб.

 

Б. изменение эффективности  использования торговых площадей:

 

0,81 * 301,2 = 243,97 тыс. руб.

 

В. общее влияние:

 

65,7 + 243,97 = 309,6 тыс. руб.

 

Далее следует провести расчет степени колебания продаж, коэффициента рентабельности товарооборота. Такой  расчет для оптимального планирования объема закупок и определения  потребности в оборотных средствах.

Таблица 2.4

 

Расчет степени колебания  продаж

 

Кварталы Объем продаж, тыс. руб. 2000 г. Удельный вес, % 2001 г.  Удельный вес, % 1 84,4 25 168,1 26 

2 64,1 19 129,3 20 

3 80,3 23,8 155,2 24 

4 108,7 32,2 194,0 30 

Всего за год 337,5 100 646,7 100 

Среднеквартальный уровень 84,4 25 161,7 25 

 

 

 

Степень колебания продаж в течение года по отдельным кварталам  определим на основе расчета среднего квадратического отклонения:

 

,

 

где Х - объем продаж за квартал, тыс. руб.;

 

Хср - среднеквартальный  уровень, тыс. руб.;

 

П - количество кварталов.

 

2000 г.:

 

= 15,96 тыс. руб.

 

Коэффициент вариации (V) составит:

 

V = = 15,96 * 100 / 84,4 = 18,9.

 

Коэффициент равномерности (Кр) составит:

 

Кр = 100 - V = 81,1.

 

2001 г.:

 

= 23,3 тыс. руб.

 

V = 23,3 * 100 / 161,7 = 14,4.

 

Кр = 100 - 14,4 = 85,6.

 

По расчетам можно отметить, что степень колебания продаж в 2001 г. ниже, чем в 2000 г. на 4,5, в связи  с чем коэффициент равномерности  возрос на 4,5.

 

Проведенный анализ позволяет  сделать вывод об увеличении темпов роста товарооборота, расширении ассортимента реализуемых товаров, но отмечается ухудшение обслуживания. Основными  причинами создавшегося положения  стали недостающиеся ритмичность  и равномерность выполнения плана  товарооборота в течение нескольких кварталов. План товарооборота не выполнен во втором и третьем квартале, незначительно  перевыполнен в первом и четвертом  квартале. Отсутствие ритмичности в  работе предприятия подтверждается удельным весом каждого квартала. Самым низким он был во втором квартале (20%), самым высоким - в четвертом  квартале (30%). Это подтверждает и  отсутствие равномерной нагрузки.

 

Основной вклад в увеличение товарооборота внесло увеличение торговой площади и рост эффективности  ее использования.

 

Негативным моментом является падение в структуре товарооборотов доли товаров, которые бы увеличили  его размер - строительных материалов, обуви, одежды. Такая тенденция в  развитии товарооборота - результат  снижения покупательской способности  населения и др. причины.

 

Низкая эффективность  управления торговым предприятием подтверждается нарушенной индексной цепочкой взаимосвязи  показателей как в 2000 г., так и  в 2001 г. Высокий темп роста валового дохода (таблица 2.1) при более низком темпе роста товарооборота свидетельствует  о росте цен. Вместе с тем все  увеличивающиеся темпы роста  издержек обращения не позволили  реализовать возможности роста  цен.

Анализ издержек обращения

 

Рассмотрим состав и структуру  издержек обращения (таб.2.5).

Таблица 2.5

 

Состав и структура  издержек обращения

Показатели 2000 2001 Отклонение Темп роста, % Тыс. руб.Уд. весТыс. руб.УдвесТыс.рубУд. вес  

Условно-переменные издержки, всего 70,8 40,1 135,1 41,1 64,3 1 191 

В том числе:

-транспортные расходы 18,1 10,2 35,4 10,8 17,3 0,6 196 

-расходы по хранению  и подготовке товаров к продаже 15,8 8,9 31,3 9,5 15,5 0,6 

198 

-расходы по оплате  труда 29,1 16,5 46,6 14,2 17,5 -2,3 160 

-отчисления от ФОТ 7,8 4,4 21,8 6,6 14 2,2 279 

Условно-постоянные издержки, всего: 105,7 59,9 193,6 58,9 87,9 28 183 

В том числе:

-аренда 34,1 19,3 68,9 21,8 1,7 202 

-расходы по содержанию  и текущему ремонту основных  средств 31,4 17,7 44,7 13,6 13,3 -4,1 142 

Расходы на рекламу 40,2 22,8 80 24,3 39,8 1,5 199 

Всего 176,7 100 328,7 100 152 - 186 

 

 

 

Из таблицы 2.5 видно, что  на протяжении 2000 - 2001 гг. в структуре  издержек преобладают условно-постоянные издержки, их величина в 2001 г. составила 193,6 тыс. руб., что на 83% больше, чем  в 2000 г.

 

Условно-переменные издержки также увеличиваются, составив в 2001 г. 135,1 тыс. руб., что на 64,3 тыс. руб. или  на 91% больше, чем в 2000 г.

 

Как в 2000 г., так и в 2001 г. значительной статьей в расходах являются расходы на рекламу, соответственно, 22,8% и 24,3%.

 

По всем статьям расходов происходит увеличение, причем наибольшими  темпами растут отчисления от ФОТ  и расходы по аренде (за счет увеличения ставок арендной платы).

 

В общем же издержки обращения  возросли на 86%.

 

Анализ валового дохода

 

Основной целью анализа  валовых доходов является поиск  резервов их роста и достижения на этой основе оптимального соотношения  с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.

 

С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит  финансовое положение торгового  предприятия, оплаты труда работников, поскольку источником образования  прибыли является валовой доход.

 

Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относится: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировка, индексный, графический, метод ценных подставок, балансовый.

 

Состав и структура валового дохода ООО «Пирамида» представлены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6

 

Состав и структура  валового дохода

 

Показатели Ед. изм. 2000 2001 Отклонения Темп роста, % 

Валовой доход, всего Тыс. руб. 67,14 435,8 368,66 649,2 

В том числе:

1.Валовой доход от реализации  товаров Тыс. руб. 58,2 414 355,8 761 

Удельный вес в общей  сумме валовых доходов  % 86,7 95 8,3 - 

2.Прочие доходы от неосновной  деятельности Тыс. руб. 8,9 20,9 12 234 

2.1крой Тыс. руб. 4,9 9,4 4,5 192 

2.2. проявка фото Тыс. руб. 4,0 11,5 7,5 288 

Удельный вес в общей сумме валового дохода% 13,3 4,8 -8,5 - 

Уровень валового дохода (в % к обороту) % 20 67,4 47,4 337 

Из представленных данных видно, что сумма валовых доходов  увеличилась почти в 6,5 раз, составив 435,8 тыс. руб.

 

Общая сумма валового дохода на анализируемом торговом предприятии  формируется за счет доходов, полученных от реализации товаров, а также за счет доходов от прочей не основной деятельности. При этом, наибольший удельный вес в составе валового дохода как в 2000 г., так и в 2001 г. приходится на доходы от основной деятельности - реализации товаров. Их удельный вес  в 2001 г. составил 95% от общей суммы  валового дохода, что на 8,3% больше, чем  в 2000 г.

 

Доля доходов от неосновной деятельности снижается в 2001 г. на 8,5%, составив всего 4,8%. Но в стоимостном  выражении доходы возросли более  чем в 2 раза, причем в основном за счет роста доходов от услуг по проявке фотопленки, которые возросли почти в три раза, доходы от кроя возросли на 92%.

 

Величина валового дохода зависит от ряда факторов, основными  из которых являются: объем товарооборота  и уровень валовых доходов  к товарообороту.

Анализ прибыли и рентабельности.

 

В ходе анализа прибыли  и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализационных  доходов, размер налогов и др.).

 

Анализ прибыли проведем по данным таблицы 2.7.

 

Из таблицы 2.7 видно, что  показатели, характеризующие прибыльность предприятия, увеличиваются, так, прибыль  от реализации товаров увеличивается  в 2001 г. на 813%. Но снижается прибыль  от неосновной деятельности на 5,9 тыс. руб. или 72%, хотя ранее мы определили, что доходы от неосновной деятельности возросли более чем в 2 раза. Значительно  снизились доходы по этой статье расхода, поэтому снижается прибыль. В  связи с этим сумма балансовой прибыли возросла на 725%.

 

Таблицы 2.7

 

Анализ прибыльности

 

Показатели 2000 2001 Отклонения Темпы роста, % 

Товарооборот 335,7    646,7 311 193 

Валовые доходы 67,14   435,8 368,66 649,2 

Уровень валового дохода, % 20  67,4 47,4  337 

Издержки обращения 167,7    328,7 152 186 

Уровень издержек, % 52,6       50,8 -1,8 96,6 

НДС, тыс. руб. 4,2     7    2,8 167 

Прибыль от реализации  39,1   318 278,9 813 

Прибыль от неосновной деятельности 4,6     -1,3 5,9 28 

Балансовая прибыль 43,7         316,7       273      725 

Налог на прибыль 16,6         120,3      103,7      725 

Чистая прибыль 27,1        196,4      169,3     725 

Фонд накопления (45%) 12,2        88,38  76,2 724 

Фонд потребления (35%) 9,5          68,7 59,2 723 

Резервный фонд (20%) 5,42       39,3 33,88 725 

 

 

Балансовая прибыль, уменьшилась  на величину налога на прибыль, дает чистую прибыль, которая увеличилась на 725%.

Чистая прибыль распределяется между тремя фондами в следующем  процентном соотношении:

- фонд потребления - 35%,

- фонд накопления - 45%,

- резервный фонд - 20%.

На величину прибыли от реализации оказали влияние следующие  факторы:

1. рост товарооборота  в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 311 тыс. руб. (с 335,7 до 646,7 тыс.  руб.) увеличил балансовую прибыль  на 152,39 тыс. руб. (311 * 49 / 100).

2. увеличение среднего  уровня валового дохода с 20% до 67,4% способствовало росту прибыли  на 174,7 тыс. руб. (368,66 * 47,4 / 100).

3. рост издержек обращения  на 86% привел к снижению прибыли  на 11,6 тыс. руб. (646,7 * (-1,8) / 100 = -11,6). Знак  минус в данном случае обусловлен  тем, что уменьшение издержек  обращения и прибыли находится  в обратной зависимости, то  есть снижение издержек ведет  к росту прибыли, и, наоборот, их рост - к ее уменьшению.

4. общее влияние факторов  на прибыль от реализации:

152,39 + 174,7 - 11,6 - 27,5 = 278,9 тыс.  руб.

Снижение прибыли от прочей деятельности с 4,6 тыс. руб. до (-1,3 тыс. руб.) привело к соответствующему снижению величины балансовой прибыли.

Общее влияние на сумму  чистой прибыли складывается из влияния  факторов на объем прибыли от реализации, снижения прибыли от прочих операций, роста налога на прибыль:

278,9 - 5,9 - 103,7 = 169,3 тыс. руб.

С положительной стороны  работу торгового предприятия характеризуют  показатели рентабельности. По сравнению  с 2000 г. рентабельность продаж возросла более чем в 4 раза (по прибыли  от реализации) и на 36% (по балансовой прибыли) - более чем в 3,7 раза и  на 22,3% или более чем в 3,8 раза (по чистой прибыли).

Рентабельность затрат, соответственно, возросла на 74,6% (или более чем  в 4,4раза).

Прибыль в расчете на кв. м. торговой площади увеличилась  на 0,9%, хотя по значениям это относительно небольшие цифры.

На каждого работника  в 2001 г. приходится на 14,2% прибыли больше, чем в 2000 г.

Таблица 2.8

 

Показатели рентабельности

Показатели 2000 2001 Отклонение Темпы роста

Рентабельность продаж, % 11,6 49,2 37,6 424 

Рентабельность затрат, % 22,1 96,7 74,6 438 

Фондорентабельность, % 0,06 0,33 0,27 550 

Прибыль в расчете на один кв. м. торговой площади, тыс. руб. 0,16 1,06 0,9 663 

Информация о работе Анализ результатов деятельности предприятия