Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 23:57, курсовая работа
Целью написания курсовой работы являются применение теории и практических приемов осуществления анализа и освоение навыков подготовки управленческих решений на основе производственных аналитических расчетов.
Исходя из вышеизложенной цели, были поставлены следующие задачи к курсовой работе:
выявить повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов, что достигается за счет обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности;
объективно и всесторонне изучить по данным учета и отчетности выполнения, установленных бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг;
определить экономическую эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
Введение
Теоретические основы экономического анализа
Роль и задачи анализа хозяйственной деятельности
Способы первичной обработки экономического анализа
Анализ ритмичности работы предприятия
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Анализ качества продукции
Анализ ритмичности предприятия
Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Практическая часть
Анализ показателей уровня обслуживания населения
Анализ эффективности использования основных фондов
Анализ движения и состояния основных фондов
Факторный анализ фондоотдачи
Анализ финансового состояния предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100.
Внутренние причины
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.
В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Анализ выполнения плана (по объему продукции) внутренними подразделениями предприятия.
Всем внутренним подразделениям предприятия (цехам, участкам, бригадам) устанавливаются плановые задания по следующим показателям:
Объем продукции;
Ассортимент;
Виды продукции;
Производительности труда;
Численность рабочих и работающих;
Фонд оплаты труда;
Средней заработной плате;
Себестоимости продукции.
При анализе выполнения плана используются технические приемы:
Группировка;
Аналитические таблицы;
Сравнение показателей;
Исчисление разницы.
При анализе выполнения плана подразделениями предприятий, сопоставляют фактические показатели с плановыми за анализируемый период и определяют:
(5)% вып. пл. = Факт отч. г./План отч. г.*100%
(6)Относ. откл. = ± Абс. откл./План*100%
Затем сравнивают фактические показатели отчетного периода (месяца) с фактическими показателями прошлого периода и определяют:
(7)Абс. сдвиги к прошл. г. = ± (Факт. отч. г. – Факт прошл. г.)
(8) Отн. сдвиги к прошл. г. = ± Абс. сдвиги факт./Факт. прошл. г.*100%
(9)% прошл. г. = Факт. отч. г./Факт прошл. г.*100%
По результатам произведенных
расчетов показателей строят таблицы,
диаграммы, которые являются наглядным
изображением динамики выполнения плана
внутренними подразделениями
При неравномерной работе имеются резервы.
Анализ выполнения плана по участкам, бригадам способствует выявлению внутренних резервов производства. Резервами увеличения объема продукции будет являться невыполнение плана отдельными подразделениями предприятия. В этом случае выясняются причины невыполнения плана (несвоевременная поставка сырья, выход из строя оборудования, отсутствие инструмента и др.) и выявляются виновные.
2.4 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Рассмотрев динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнение договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.
Так как на предприятии выручка определяется после оплаты отгружено продукции, то товарный баланс можно записать так:
(10)ГП н + ТП = РП + ГП к.
(11)РП = ГП н + ТП + ОТ н - ОТ к - ГП
Где ГП н, ГП к - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции;
РП - объем реализации продукции за отчетных период;
ОТ н, ОТ к - остатки отгруженной продукции на начало и конец месяца.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.
Также особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Это:
обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсами и
(12)ВП = ЧР * ГВ
(13)РП = ЧР * ГВ * Дв
обеспеченность предприятия
основными производственными
(14)ВП = ОПФ * ФО
(15)РП = ОПФ * ФО * Дв
обеспеченность производства сырьем и основными материалами и эффективность их использования.
(16)ВП = МЗ * МО
(17)РП = МЗ * МО * Дв
ЧР - численность рабочих;
ГВ - среднегодовая выработка;
ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
ФО - фондоотдача;
МЗ - потребленные материальные ресурсы;
МО - материалоодача;
Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
(18)Р ВП кр = Р КР * ГВ ф,
(19)Р ВП фрв = Р ФРВ * ЧВ ф,
(20)Р ВП чв = Р ЧВ * ФРВ в,
где Р ВП кр, Р ВП фрв, Р ВП чв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и в связи с сокращением его потерь и повышение среднечасовой выработки;
Р КР - резерв увеличения количества рабочих мест;
Р ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
Р ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВ в - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования ( Р К), времени его работы ( Р Т) и выпуска продукции за один машинно-час (Р ЧВ) рассчитывается по формуле:
(21)Р ВП к = Р К * ГВ ф,
(22)Р ВП т = Р Т * ЧВ ф,
(23)Р ВП чв = Р ЧВ * Тв.
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции;
сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего суммируются;
планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается сумма резерва валовой продукции.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере по другим группам ресурсов.
При определении резервов
увеличения реализации продукции необходимо,
кроме данных резервов, учесть сверхплановые
остатки готовой продукции на
складах предприятия и
3. Практическая часть
3.1 Анализ показателей уровня обслуживания населения
Анализ показателей уровня обслуживания населения на предприятии предусматривает изучение:
Внедрения новых видов продукции (услуг);
Качества оказываемых услуг (для предприятий сферы сервиса) или качества продукции (для производственных предприятий).
Анализ внедрения новых видов продукции (услуг) студент выполняет на основе расчета коэффициента освоения новых видов услуг. Он определяется как отношение стоимости продукции (услуг), производимых (оказываемых) в данном периоде времени впервые, к стоимости общего количества продукции (услуг), оказанных данным предприятием в соответствующем периоде.
Результаты расчетов оформляются в таблице (см. табл. 1).
Таблица 1 - Анализ внедрения новых видов продукции
Показатель |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
1.Валовая продукция |
11347,2 |
9986,7 |
9956,8 |
10456,7 |
2. Объем продукции, |
146,8 |
75,0 |
89,4 |
136,8 |
3. Коэффициент освоения новых видов изделий |
1,29 |
0,75 |
0,9 |
1,31 |
4. Темп роста коэффициента освоения новых видов изделий |
- |
58,14 |
120 |
145,6 |
Из проведенных расчетов видно, что во 2-ом периоде темп роста освоения новых видов изделия составил 58,14%, что показывает высокий уровень внедрения новых видов продукции на данном отрезке времени. В 3-м периоде темп роста коэффициента освоения новых видов изделий сократился и составил 120%. В 4-м периоде этот оказатель увеличился и составил 145,6%, что говорит о том, что предприятие сосредоточилось в основном на выпуске уже освоенных изделий.
Таблица 2 - Анализ качества оказываемых услуг
Показатель |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
Валовая продукция |
11347,2 |
9986,7 |
9956,8 |
10456,7 |
Стоимость услуг, на которые поступали жалобы |
12,3 |
7,2 |
1,4 |
1,2 |
Коэффициент некачественных услуг |
0,108% |
0,072% |
0,014% |
0,011% |
Темп роста коэффициента некачественных услуг |
66,7% |
19,4% |
78,6% |
Согласно произведенным в табл.2 расчетам темп роста коэффициента некачественных услуг, по которой поступили жалобы клиентов во 3-м периоде составил 19,4% . В 4-м периоде величина темпа роста жалоб на продукцию увеличилась на 78,6%. Это показывает, что качество продукции ухудшилось.
Таблица 3 - Анализ динамики валовой продукции
Показатель |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Период 4 |
1. Валовая продукция, тыс. руб. |
11347,2 |
9986,7 |
9956,8 |
10456,7 |
2. Абсолютный прирост базисный, тыс. руб. |
- |
-1360,5 |
-1390,4 |
-890,5 |
3. Абсолютный прирост базисный, тыс. руб. |
-1360,5 |
-29,9 |
499,9 | |
4. Темп роста базисный, % |
- |
88,01 |
87,75 |
92,15 |
5. Темп роста цепной, % |
- |
88,01 |
99,70 |
105,02 |
6. Темп прироста базисный, % |
- |
-11,99 |
-12,25 |
7,85 |
7. Темп прироста цепной, % |
-11,99 |
-0,3 |
5,02 |
Информация о работе Анализ ритмичности производства и качества продукции