Анализ себестоимости выпускаемой продукции на примере ОАО «Могилевский металлургический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современного рынка снижение себестоимости продукции создает предпосылки к высокой конкурентоспособности, что является особенно актуальным в данный период развития экономики, когда идет борьба за сохранение уже существующих рынков сбыта продукции, а также завоевание новых. Отсутствие снижения себестоимости продукции значительно затрудняет продвижение ее на локальных, региональных и мировом рынках.
Предприятия должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.
В системе показателей, характеризующих эффективность производства, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости.

Содержание

Введение
1 Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия
Понятие, структура и виды себестоимости выпускаемой продукции
Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Методика анализа себестоимости продукции
Анализ себестоимости товарной продукции.
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры и динамики себестоимости готовой продукции.
Анализ затрат на рубль товарной продукции
Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
Анализ прямых материальных затрат
Анализ косвенных затрат.
Маржинальный анализ и определение точки безубыточности
Выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АХД.docx

— 258.96 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Министерство  образования и науки Российской Федерации

                                         

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра «Экономическая информатика»

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине “Анализ хозяйственной деятельности”

на тему “Анализ  себестоимости выпускаемой продукции на примере  ОАО «Могилевский металлургический завод»”

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                          студентка гр. УПР-081

                                          Костюк Т. В.

Руководитель:                                                                                   Лобанова Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

Могилёв 2012

Содержание

 

Введение

1 Теоретико-методические  основы анализа себестоимости  продукции предприятия 

    1. Понятие, структура и виды себестоимости выпускаемой продукции
    2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции.
    3. Методика анализа себестоимости продукции
  1. Анализ себестоимости товарной продукции.

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ структуры и динамики себестоимости готовой продукции.

    1. Анализ затрат на рубль товарной продукции
    2. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
    3. Анализ прямых материальных затрат
    4. Анализ косвенных затрат.
    5. Маржинальный анализ и определение точки безубыточности
  1. Выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение А – Организационная структура ОАО «Могилевский металлургический завод»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях современного рынка снижение себестоимости  продукции создает предпосылки  к высокой конкурентоспособности, что является особенно актуальным в  данный период развития экономики, когда  идет борьба за сохранение уже существующих рынков сбыта продукции, а также  завоевание новых. Отсутствие снижения себестоимости продукции значительно  затрудняет продвижение ее на локальных, региональных и мировом рынках.

Предприятия должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.

 В  системе показателей, характеризующих  эффективность производства, одно  из ведущих мест принадлежит  себестоимости продукции. Получение  наибольшего эффекта с наименьшими  затратами, экономия трудовых, материальных  и финансовых ресурсов зависят  от того, как решает предприятие  вопросы снижения себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) - это стоимостная  оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг имеет исключительно  важное значение, он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции для предприятия имеет большое значение, т.к. является одним из основных условий повышения эффективности промышленного производства, а также одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала, оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Отсюда вытекает актуальность и значимость выбранной темы курсовой работы.

          Цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности себестоимости, определении методов учета затрат и калькулирования себестоимости, анализе себестоимости продукции, производимой ОАО «Могилевский металлургический завод» и выявлении основных направлений ее оптимизации.

В соответствии с поставленной целью основными  задачами исследования являются:

- рассмотреть экономическую сущность себестоимости продукции, ее

состав, а  также изучить классификацию  затрат;

- определить  методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на промышленном предприятии;

- выявить результаты анализа себестоимости продукции;

- установить в ходе анализа влияние факторов на изменение себестоимости продукции;

- показать причины роста затрат;

- выработать пути снижения затрат на предприятии;

Объектом  исследования данной курсовой работы является хозяйственная деятельность предприятия ОАО «Могилевский металлургический завод». Предметом исследования является анализ себестоимости продукции на ОАО «Могилевский металлургический завод».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия 

 

    1. Понятие, структура и виды себестоимости выпускаемой продукции

 

Себестоимость продукции является одной из важнейших  экономических категорий. Ее уровень  во многом определяет эффективность  производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Совокупность затрат оказывает  решающее влияние на формирование всех финансовых показателей любого субъекта хозяйствования.

Себестоимость продукции в обобщенном виде представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Себестоимость  отражает размер текущих затрат, имеющих  производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства  на предприятии. Она является экономической  формой возмещения потребляемых факторов производства.

Себестоимость показывает все успехи и неудачи  предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость  такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем  предприятии были организованны  нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны  изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним  из факторов формирования ассортимента.

Кроме того, себестоимость составляет часть  стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции  для предприятия (фирмы), поэтому  себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.

Задачами  анализа себестоимости продукции  являются:

  • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержками производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
  • установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
  • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
  • анализ себестоимости отдельных видов продукции;
  • выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Таким образом, анализ себестоимости продукции  направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования  материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции  позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли  и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции  недостаточно знать лишь определение  этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение статей затрат предприятия, включаемых в себестоимость.

Для анализа  себестоимости продукции используются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции  себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Общая схема  анализа затрат на производство и  себестоимости продукции представлена на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ затрат на производство и  себестоимости продукции



Анализ обобщающих показателей себестоимости продукции




Анализ  выполнения плана и динамики затрат на 1 р. выпускаемой продукции


Факторный анализ затрат на 1 р. выпущенной продукции


Анализ  затрат на 1 р. выпускаемой и реализованной  продукции



 

 

 

Анализ  состава и структуры затрат на производство по экономическим элементам



 


 

Анализ  себестоимости продукции по статьям калькуляции



Общая оценка выполнения плана по себестоимости  продукции


Анализ  комплексных статей себестоимости


Анализ  прямых трудовых затрат


Анализ  прямых материальных затрат



 

 

 

 

 

Анализ  себестоимости единицы отдельных видов продукции


Анализ  прямых материальных затрат в себестоимости  единицы продукции


Анализ  отдельных статей себестоимости  единицы продукции


Анализ  косвенных расходов в себестоимости  единицы продукции


Анализ  прямых трудовых затрат в себестоимости  единицы продукции 



 

 

 

 

 

 

 

 

Резервы снижения себестоимости продукции



 

 

Рисунок 1 - Общая схема анализа затрат на производство и себестоимости продукции

 

Себестоимость продукции характеризует уровень  использования всех ресурсов (переменного  и постоянного капитала), находящихся  в распоряжении предприятия.

Как экономическая  категория себестоимость продукции  выполняет ряд важнейших функций:

- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

- определение оптимальных размеров предприятия;

- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Большую роль в планировании, учете и калькулировании себестоимости, а также в ценообразовании играет структура себестоимости. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.

Структура себестоимости может определяться на основе классификации затрат по экономически однородным элементам  и статьям калькуляции.

Поэлементная  структура себестоимости продукции  различается по отраслям промышленности. Эти отличия определяют характер промышленного производства в зависимости  от преобладания удельного веса того или иного вида затрат. В связи  с этим можно выделить следующие  группы отраслей промышленности: материалоемкие, трудоемкие, энергоемкие и фондоемкие.

Информация о работе Анализ себестоимости выпускаемой продукции на примере ОАО «Могилевский металлургический завод»