Анализ себестоимости выпускаемой продукции на примере ОАО «Могилевский металлургический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современного рынка снижение себестоимости продукции создает предпосылки к высокой конкурентоспособности, что является особенно актуальным в данный период развития экономики, когда идет борьба за сохранение уже существующих рынков сбыта продукции, а также завоевание новых. Отсутствие снижения себестоимости продукции значительно затрудняет продвижение ее на локальных, региональных и мировом рынках.
Предприятия должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.
В системе показателей, характеризующих эффективность производства, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости.

Содержание

Введение
1 Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия
Понятие, структура и виды себестоимости выпускаемой продукции
Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Методика анализа себестоимости продукции
Анализ себестоимости товарной продукции.
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры и динамики себестоимости готовой продукции.
Анализ затрат на рубль товарной продукции
Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
Анализ прямых материальных затрат
Анализ косвенных затрат.
Маржинальный анализ и определение точки безубыточности
Выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АХД.docx

— 258.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2.19 – Результаты факторного анализа

 

год

Отклонение от базовой суммы затрат, млн. р.

Общее изменение материальных затрат

VВП

Норма расхода

Цена

2009/2008

-1 090

0

-569

-1 659

2010/2009

53

0

433

486


 

 

 

 

 

Рисунок 12 – Графическая интерпретация  влияния факторов на материальные затраты  люков чугунных в 2008-2010 г.

 

Данные таблицы 2.19 позволяют установить, из-за чего изменились материальные затраты  на единицу продукции в целом. Итоговая сумма затрат основных материалов на производство люка чугунного в  2009 г. сократилась на 1 659 млн. руб. Это произошло за счет  уменьшения роста цен на 41 % и сокращения объема производства на 44%.

В 2010 г по сравнению с 2009 произошел рост суммы затрат основных материалов на 486 млн. руб. Они увеличились за счет роста цен на 48 % и за счет роста объема производства на 6%.

 

2.6 Анализ  косвенных затрат

 

К косвенным  затратам относят те виды расходов предприятия, которые не включаются прямо в себестоимость отдельных  видов продукции, а для этого  используются определенные методы. Анализ динамики этих расходов осуществляется путем сравнения фактической  их величины на рубль товарной продукции  за ряд отчетных периодов. Такое  сопоставление затрат  покажет  их долю в рубле товарной продукции, как она изменялась по годам, какая наблюдалась тенденция - их снижение или повышение в рубле товарной продукции.

Анализ косвенных расходов труб стальных и их изменения произведен в таблице 2.20. Графическое представление динамики косвенных расходов показано на рисунке 13, а динамика структуры косвенных расходов на рисунке 14.

 

Таблица 2.20 – Анализ состава и структуры косвенных расходов за 2009-2010 гг.

Показатель

Сумма, млн. руб.

Удельный вес в себестоимости, %

Расходы на рубль продукции, руб.

Изменение, млн. руб.

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2009/

2008

2010/

2009

Полная себестои-мость товарной продукции

67 059

30 746

90 468

-

-

-

-

-

-

-36 313

67 059

Косвенные расходы

4 636

3 806

8 051

6,91

12,38

8,90

0,06

0,12

0,09

-830

4 636

Общепроизв. расходы

2 420

1 964

4 091

3,61

6,39

4,52

0,03

0,06

0,04

-457

2 420

Общехоз. расходы

1 368

1 271

2 241

2,04

4,13

2,48

0,02

0,04

0,02

-97

1 368

Прочие производ. расходы

182

164

307

0,27

0,53

0,34

0,00

0,01

0,00

-17

182

Коммерческие расходы

666

406

1 411

0,99

1,32

1,56

0,01

0,01

0,02

-260

666

Товарная продукция

71 943

31 189

92 600

-

-

-

-

-

-

-40 754

71 943


 

 

 

 

Рисунок 13 – Динамика косвенных расходов труб стальных за 2008-2010 гг.

 

 

Рисунок 14 – Динамика структуры косвенных расходов труб стальных

 

Из таблицы 2.20 и рисунков 13-14 можно сделать следующие выводы:

- в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился удельный вес косвенных расходов на 5,47 %. Рост вызван увеличением удельного веса общепроизводственных расходов на 2,78 %, общехозяйственных на 2,09 %, прочих расходов на 0,26 %  и коммерческих на 0,33  %. Величина косвенных расходов на 1 рубль товарной продукции возросла. Изменения вызваны увеличением затрат на содержание основных средств, ремонт основных средств, командировочные расходы, внутризаводское перемещение грузов, охрану труда и т. д.

- в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшился удельный вес общепроизводственных расходов на 1,87 %, общехозяйственных расходов на 1,65 %, а коммерческих расходы возросли на 0,24 %. Но, несмотря на незначительное увеличение коммерческих расходов, косвенные расходы снизились на 3,48 %. Изменения вызваны снижением затрат на содержание цехового персонала и аппарата управления, ремонт основных средств, износ инструмент, внутризаводское перемещение грузов, подготовка кадров и т. д.

Анализ  косвенных расходов  люков чугунных и их изменения произведен в таблице 2.21. Графическое представление динамики косвенных расходов показано на рисунке 15, а динамика структуры косвенных расходов на рисунке 16.

 

Таблица 2.21 – Анализ состава и структуры косвенных расходов за 2009-2010 гг.

Показатель

Сумма, млн. руб.

Удельный вес в себестоимости, %

Расходы на рубль продукции, руб.

Изменение, млн. руб.

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2009/

2008

2010/

2009

Полная себестои-мость товарной продукции

4 645

2 613

3 248

-

-

-

-

-

-

-2 032

635

Косвенные расходы

1 554

1 327

1 317

33,46

50,78

40,55

0,30

0,46

0,38

-227

-10

Общепроизв. расходы

741

661

608

15,95

25,31

18,71

0,14

0,23

0,18

-79

-53

Общехоз. расходы

523

458

477

11,25

17,53

14,68

0,10

0,16

0,14

-64

19

Прочие производ. расходы

236

163

181

5,09

6,22

5,58

0,05

0,06

0,05

-74

19

Коммерче-ские расходы

54

45

51

1,17

1,72

1,57

0,01

0,02

0,01

-9

6

Товарная продукция

5 217

2 893

3 443

-

-

-

-

-

-

-2 324

550


 

Рисунок 15 – Динамика косвенных расходов люков чугунных за 2008-2010 гг.

Рисунок 16 – Динамика структуры косвенных расходов люков чугунных за 2008-2010 гг.

 

Из таблицы 2.21 и рисунков 15-16 можно сделать  следующие выводы:

- в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился удельный вес косвенных расходов на 17,32 %. Рост вызван увеличением удельного веса общепроизводственных расходов на 9,42 %, общехозяйственных на 6,28 %, прочих расходов на 1,13 %  и коммерческих на 0,55  %. Величина косвенных расходов на 1 рубль товарной продукции возросла. Изменения вызваны увеличением затрат на содержание основных средств, ремонт основных средств, командировочные расходы, охрана труда, содержание аппарата управления и т. д.

- в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшился удельный вес общепроизводственных расходов на 6,6 %, общехозяйственных расходов на 2,85 %, коммерческих расходы на 0,64 %.Удельный вес косвенных расходов в общей себестоимости снизился на 10,23 %.  Изменения вызваны снижением затрат на содержание цехового персонала и аппарата управления, ремонт основных средств, износ инструмент, внутризаводское перемещение грузов, подготовка кадров, охрана труда и т. д.

 

По результатам  анализа можно сделать вывод, что на предприятии ОАО «Могилевский металлургический завод» большой удельный вес составляют материальные затраты  на продукцию, а именно по статье «Сырье и материалы». Изменение полной себестоимости  продукции в 2009 году по сравнению  с 2008 годом было вызвано уменьшением  объема производства, произошел рост себестоимости в 2010 г, который связан с ростом объема производства. Т.к. основные затраты в производстве продукции  составляют «Материальные затраты, то следует проводить снижение по этой статье затрат. Можно увеличить  использование производственных мощностей, в результате чего снизятся затраты  на себестоимость единицы продукции (эффект масштаба), произойдет сокращение постоянных затрат на единицу продукции.

 

2.7 Маржинальный  анализ и определение точки безубыточности

 

Сущность маржинального анализа  заключается в анализе соотношения  объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин  при заданных ограничениях. В его  основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Основной  категорией маржинального анализа  является маржинальный доход. Маржинальный доход(прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

В таблице 2.22 приведены результаты маржинального анализа производства продукции и рассчитан безубыточный объем продаж для труб стальных за 2008-2010 гг.

 

Таблица 2.22 - Маржинальный анализ

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Цена (единицы продукции), млн.р.

2,03

1,55

2,09

Объем производства продукции, ед.

   35 392

   20 122

44 401

Выручка от реализации продукции, млн.р.

71 942,54

31 188,98

92 599,62

Переменные издержки на единицу продукции, млн.р.

1,79

1,37

1,89

Переменные издержки на весь выпуск,млн.р.

   63 271

27 510,83

84 135,18

Постоянные издержки за период,млн.р.

3 788,02

3 234,96

6 332,91

Всего издержки, млн.р.

6 7059,02

3 0745,79

90 468,09

Прибыль от реализации,млн.р.

4 883,51

443,19

2 131,53

Маржинальный доход на единицу  продукции, млн.р.

0,25

0,18

0,19

Безубыточный объем производства (реализации), тн.

15 460,44

17 697,45

33 219,85

Запас финансовой прочности, %

56,32

12,05

25,18

Уровень операционного рычага

1,78

8,30

3,97


 

При принятии решений  нацеленных на увеличение прибыли, необходимо стремиться к максимальному увеличению маржинального дохода.  
          В результате продажи каждой дополнительной единицы продукции мы получим дополнительный доход в 0,25 млн. руб. в 2008 году, 0,18 млн. руб. - в 2009 году, 0,19 млн. руб. - в 2010 году. Но он нам будет необходим для покрытия постоянных затрат. И только, когда постоянные затраты будут перекрыты (мы пересечем точку безубыточности) у нас появится операционная прибыль.

Таким образом, безубыточный объем производства составил в 2008 году 15 460 тн., в 2009 году - 17 697 тн., в 2010 году -33 219 тн.

Запас финансовой прочности в % означает, что на столько процентов можно сокращать текущий объем продаж до достижения предприятием нулевой прибыли. Большее падение объемов производства и реализации приведет к убыткам.

Эффект операционного  рычага заключается в том, что  любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное  изменение прибыли. Если трактовать эффект воздействия операционного рычага как изменение валовой маржи, то ее расчет позволит ответить на вопрос насколько изменяется прибыль от увеличения объема (производства, сбыта) продукции. В нашем случае увеличение выручки на 1% приведет к увеличению прибыли на 1, 78 % в 2008 году, на 8,30 % в 2009 году и на 3,97 % в 2010 году.

Определим точку безубыточности, зоны прибыли и убытка можно и графическим способом для труб стальных за 2008-2010 ггю

Рисунок 17- Определение точки безубыточности труб стальных за 2008 год

Рисунок 18- Определение точки безубыточности труб стальных за 2009 год

Рисунок 19- Определение точки безубыточности труб стальных за 2010 год

Объем продаж, при котором происходит пересечения  выручки и совокупных издержек и  является точкой безубыточности Зона прибыли находится правее точки безубыточности, зона убытка – левее.

 

В таблице 2.23 приведены результаты маржинального анализа производства продукции и рассчитан безубыточный объем продаж для люков чугунных за 2008-2010 гг.

 

Таблица 2.23 –  Маржинальный анализ

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Цена (единицы продукции), млн.р.

1,90

1,89

2,11

Объем производства продукции, ед.

2 746,24

1 534,44

1 634,63

Выручка от реализации продукции, млн.р.

5 217,91

2 893,88

3 442,24

Переменные издержки на единицу продукции, млн.р.

1,23

0,97

1,32

Переменные издержки на весь выпуск,млн.р.

3 382,02

1 493,66

2 163,50

Постоянные издержки за период,млн.р.

1 263,24

1 119,36

1 084,94

Всего издержки, млн.р.

4 645,26

2 613,01

3 248,44

Прибыль от реализации,млн.р.

572,64

280,87

193,80

Маржинальный доход на единицу  продукции, млн.р.

0,67

0,91

0,78

Безубыточный объем производства (реализации), тн.

1 889,65

1 226,65

1 386,89

Запас финансовой прочности, %

31,19

20,06

15,16

Уровень операционного рычага

3,21

4,99

6,60

Информация о работе Анализ себестоимости выпускаемой продукции на примере ОАО «Могилевский металлургический завод»