Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 10:13, дипломная работа
Целью исследования является анализ системы финансирования федеральных целевых программ и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрыть сущность и основы формирования федеральных целевых программ;
рассмотреть порядок разработки и реализации федеральных целевых программ;
дать характеристику основным направлениям реализации федеральных целевых программ;
проанализировать современную систему финансирования федеральных целевых программ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………………….6
Федеральные целевые программы, их сущность и содержание………….6
Разработка и реализация федеральных целевых программ……………..14
Финансовое обеспечение федеральных целевых программ…………….24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...28
2.1. Основные направления реализации федеральных целевых программ………………………………………………………………………….28
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральных целевых программ………………………………………………………………………….40
2.3. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения………………………………………………………………………52
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы. (Приложение 1)
К содержанию разделов целевой программы
предъявляются следующие
1) Первый раздел целевой программы должен содержать постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития и целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Указанный раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
Целевые программы, которые содержат научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее – НИОКР) гражданского назначения, разрабатываются с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства.
2) Второй раздел целевой программы должен содержать формулировки целей и задач целевой программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям целевой программы:
Требования, предъявляемые к задачам целевой программы (дополнительно к требованиям, предъявляемым к целям целевой программы):
В раздел включаются обоснование необходимости
решения поставленных задач для
достижения сформулированных целей
целевой программы и
3) Третий раздел целевой программы должен содержать мероприятия по направлениям «капитальные вложения» (строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, приобретение оборудования, не входящего в смету строек), «НИОКР» и «прочие нужды» (в том числе услуги, оказываемые государственному заказчику целевой программы при осуществлении его деятельности, связанной с реализацией целевой программы) с указанием годовых размеров расходов с разбивкой по источникам финансирования. По объектам капитального строительства, включаемым в целевую программу, также приводятся сведения о мощности и сроках реализации инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства.
Мероприятия целевой программы должны содержать следующие сведения:
Мероприятия целевой программы должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
4) В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования.
Обоснование ресурсного обеспечения включает следующие сведения:
Раздел должен включать в себя также
обоснование возможности
5) Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 26.06.1995 г. №594 «Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения».
В случае если в целевой программе
предусматриваются расходные
Субсидии, предоставляемые из федерального бюджета, не могут направляться на проведение проектных и изыскательских работ и (или) подготовку проектной документации по объектам, включенным в целевые программы.
6) В составе пояснительной записки к проекту целевой программы должна быть приведена информация о включенных в него объектах капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности с указанием объемов всех источников ресурсного обеспечения по годам реализации. Информация подписывается руководителем государственного заказчика-координатора целевой программы и руководителями государственных заказчиков целевой программы по соответствующим направлениям.5
Таким образом, при переходе к социально-экономическому развитию на основе многолетних планов, именно федеральные целевые программы, утверждаемые Правительством РФ, позволяют обеспечить комплексное и системное решение долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны обеспечить прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, пути достижения результатов.
Федеральные целевые программы – это гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет средств федерального бюджета.
На сегодняшний день федеральные целевые программы (далее – ФЦП) это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. ФЦП, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства РФ, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, находятся в режиме прямого доступа на сайтах Правительства РФ, Минэкономразвития России, государственных заказчиков, публикуются как официальные документы (приложения к постановлениям Правительства РФ). [10]
Порядок разработки и реализации ФЦП определяется Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
Разработка ФЦП организуется федеральными органами исполнительной власти.
При разработке ФЦП необходимо предусматривать:
Разработка проекта и
Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать федеральные органы исполнительной власти.
Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств – участников Содружества Независимых Государств.
Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:
При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития РФ, направления структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.
Информация о работе Анализ системы финансирования федеральных целевых программ