Анализ системы финансирования федеральных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 10:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ системы финансирования федеральных целевых программ и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрыть сущность и основы формирования федеральных целевых программ;
рассмотреть порядок разработки и реализации федеральных целевых программ;
дать характеристику основным направлениям реализации федеральных целевых программ;
проанализировать современную систему финансирования федеральных целевых программ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………………….6
Федеральные целевые программы, их сущность и содержание………….6
Разработка и реализация федеральных целевых программ……………..14
Финансовое обеспечение федеральных целевых программ…………….24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...28
2.1. Основные направления реализации федеральных целевых программ………………………………………………………………………….28
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральных целевых программ………………………………………………………………………….40
2.3. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения………………………………………………………………………52
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 192.56 Кб (Скачать файл)

Предложение о программной разработке проблемы и проект концепции целевой  программы с обоснованиями представляются федеральными органами исполнительной власти:

  • в Министерство экономического развития РФ;
  • в Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ – при программной разработке проблемы в области обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;
  • в Министерство образования и науки РФ – при программной разработке научно-технических проблем гражданского назначения, кроме НИОКР специального и двойного назначения, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения обороны и безопасности государства.

Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:

  • обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития РФ;
  • обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
  • характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах РФ, а также о расходных обязательствах субъектов РФ и муниципальных образований в указанной сфере;
  • возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
  • ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;
  • предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам на вариантной основе;
  • предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе;
  • предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;
  • предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;
  • предложения по государственным заказчикам целевой программы и разработчикам целевой программы;
  • предложения по направлениям, срокам и этапам реализации целевой программы на вариантной основе;
  • предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы;
  • предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы.

В проект концепции целевой программы, разрабатываемой в качестве продолжения  действовавшей целевой программы, должен быть включен раздел, содержащий предварительный анализ итогов реализации указанной целевой программы.

Проект концепции целевой программы  согласовывается предполагаемым государственным  заказчиком целевой программы, а  при наличии нескольких государственных  заказчиков целевой программы – государственным заказчиком-координатором целевой программы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством образования и науки РФ (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерством регионального развития РФ (в части целевых программ комплексного территориального развития), Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).

В случае необходимости проект концепции  целевой программы дорабатывается предполагаемым государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы.

Согласованный проект концепции целевой  программы с пояснительной запиской предполагаемый государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы направляет в  Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ.

В случае положительной оценки проекта  концепции целевой программы  Министерством экономического развития РФ и Министерством финансов РФ согласованный проект концепции целевой программы вносится Министерством экономического развития РФ в Правительство РФ для принятия решения.

Правительство РФ на основе представленных предложений Министерства экономического развития РФ своим распоряжением утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы в целях установления предельных размеров расходных обязательств РФ и определяет государственного заказчика целевой программы.

Для целевых программ, имеющих более  одного государственного заказчика  целевой программы, определяется государственный  заказчик-координатор целевой программы. Государственный заказчик-координатор  целевой программы может быть одновременно определен в качестве ее государственного заказчика.

Государственные заказчики целевой  программы представляют государственному заказчику-координатору целевой программы:

  • отчеты о ходе реализации целевой программы;
  • запрашиваемую информацию и документацию в устанавливаемые государственным заказчиком-координатором целевой программы сроки;
  • запрашиваемые копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых закончено, актов выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам.

Проект целевой программы согласовывается  государственным заказчиком (государственным  заказчиком-координатором) целевой  программы с заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти и с приложением пояснительной  записки, социально-экономических и  технико-экономических обоснований, положительного заключения государственной  экологической экспертизы (по целевым  программам, при реализации которых  может быть оказано воздействие  на окружающую природную среду), соглашений (договоров) о намерениях между государственным  заказчиком целевой программы и  участниками целевой программы  с указанием возможных сроков, объемов и источников ресурсного обеспечения представляется в Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Министерство образования и науки РФ (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерство регионального развития РФ (в части целевых программ комплексного территориального развития), Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (в части целевых программ, которые предусматривают мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры) и Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).

Представленные материалы должны содержать необходимые данные для  проведения анализа проекта целевой  программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный  проект, возможностей реализации этой целевой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления  контроля за ходом ее выполнения.

Согласованный с заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством  экономического развития РФ, Министерством финансов РФ, Министерством образования и науки РФ (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерством регионального развития РФ (в части целевых программ комплексного территориального развития), Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (в части целевых программ, которые предусматривают мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры) и Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) проект целевой программы представляется в Министерство юстиции РФ государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы для подготовки заключения.

После получения положительного заключения Министерства юстиции РФ государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы представляет в Министерство экономического развития РФ согласованный проект целевой программы с приложением материалов.

Министерство экономического развития РФ оценивает представленный проект целевой программы, обращая при этом особое внимание на:

  • приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
  • обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
  • привлечение прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РФ для реализации целевой программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств федерального бюджета;
  • эффективность механизма осуществления целевой программы;
  • социально-экономическую эффективность целевой программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы и ее влияние на структурную перестройку экономики России.

По результатам рассмотрения проекта  целевой программы Министерство экономического развития РФ дает заключение о соответствии представленных материалов требованиям настоящего порядка.

При наличии замечаний и предложений  Министерства экономического развития РФ государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы совместно с ее разработчиками проводит доработку проекта целевой программы. Доработка проекта межгосударственной целевой программы, в осуществлении которой участвует РФ, проводится совместно с заказчиками и разработчиками других стран.

Доработанный проект целевой программы  повторно направляется государственным  заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы на согласование в заинтересованные федеральные  органы исполнительной власти.

При наличии неурегулированных  разногласий между федеральными органами исполнительной власти по проекту  целевой программы государственный  заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы организует и  проводит согласительное совещание. В  этом случае проект целевой программы  представляется в Министерство экономического развития РФ с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными имеющими разногласия соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями.

В случае положительной оценки проекта  целевой программы Министерством  экономического развития РФ государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы представляет проект целевой программы, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Министерством финансов РФ, заключение соответствующего общественного совета по результатам предварительного обсуждения проекта целевой программы и заключение Министерства юстиции РФ в Министерство экономического развития РФ для последующего внесения проекта целевой программы на утверждение в Правительство РФ.

Целевые программы и подпрограммы утверждаются постановлением Правительства  РФ.

Целевые программы, предлагаемые к  финансированию с очередного финансового  года, подлежат утверждению Правительством РФ не позднее чем за 1 месяц до дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. 

Утверждение в установленном порядке  целевых программ и федеральной  адресной инвестиционной программы  является основанием для объявления торгов и заключения государственных  контрактов по мероприятиям программы  и объектам капитального строительства.

 Государственный заказчик (государственный  заказчик-координатор) целевой программы  (подпрограммы) может на договорной  основе передавать организациям  часть своих функций на условиях, определяемых Правительством РФ при утверждении целевой программы.

 Целевые программы, принятые  до утверждения схем территориального  планирования РФ и предусматривающие создание объектов федерального значения, подлежащих отображению в схемах территориального планирования РФ, но не предусмотренных указанными схемами, должны быть приведены в соответствие с ними в течение 2 месяцев с даты утверждения таких схем.7

Таким образом, в настоящее время  существует достаточно полная нормативно-правовая база по разработке и реализации ФЦП, позволяющая создавать новые и корректировать действующие программы.

Так же необходимо отметить, что порядок  разработки и реализации ФЦП постоянно совершенствуется и уже претерпел с 1995 года множество поправок. Самих же программ за этот период времени реализовано более сотни.

    1. Финансовое обеспечение федеральных целевых программ

Подготовка проекта концепции  целевой программы, а также проекта  целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства  РФ, финансируется в установленном порядке государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета. 

Информация о работе Анализ системы финансирования федеральных целевых программ