Анализ системы финансирования федеральных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 10:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ системы финансирования федеральных целевых программ и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрыть сущность и основы формирования федеральных целевых программ;
рассмотреть порядок разработки и реализации федеральных целевых программ;
дать характеристику основным направлениям реализации федеральных целевых программ;
проанализировать современную систему финансирования федеральных целевых программ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………………….6
Федеральные целевые программы, их сущность и содержание………….6
Разработка и реализация федеральных целевых программ……………..14
Финансовое обеспечение федеральных целевых программ…………….24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...28
2.1. Основные направления реализации федеральных целевых программ………………………………………………………………………….28
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральных целевых программ………………………………………………………………………….40
2.3. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения………………………………………………………………………52
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 192.56 Кб (Скачать файл)

Утвержденные целевые программы  реализуются за счет средств федерального бюджета, а также привлекаемых для  выполнения этих целевых программ средств  внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

К средствам внебюджетных источников, привлекаемым для реализации целевых  программ, относятся средства частных  и иностранных инвесторов.

Иностранные инвесторы могут участвовать  в реализации целевых программ на основании межправительственных соглашений и (или) в соответствии с законодательством  РФ об иностранных инвестициях.

Государственные заказчики (государственные  заказчики-координаторы) целевых программ с учетом хода реализации этих целевых  программ в текущем году уточняют объем средств, необходимых для  финансирования целевых программ в  очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством РФ сроки предложения по размерам и направлениям расходов по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, в Министерство экономического развития РФ, Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) и субъектам бюджетного планирования в установленном порядке.

Министерство экономического развития РФ совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, а в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, также с Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ подготавливает и направляет в установленные Правительством РФ сроки в Министерство финансов РФ предложения по перечню ФЦП, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, и предложения по размерам их финансирования.

При подготовке перечня ФЦП, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ, а также с участием Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых целевых программ, мер по привлечению средств внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы капитальных вложений, расходы на НИОКР и прочие нужды, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета  Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ в сроки, устанавливаемые Правительством РФ для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, направляют в Правительство РФ перечень ФЦП, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.

В федеральном бюджете на очередной  финансовый год и на плановый период предусматриваются целевым назначением  государственным заказчикам целевых  программ бюджетные ассигнования.

 При сокращении объемов бюджетного  финансирования мероприятий целевой  программы по сравнению с предусмотренными  утвержденной целевой программой  государственный заказчик целевой  программы разрабатывает дополнительные  меры по привлечению средств  внебюджетных источников и средств  бюджетов субъектов РФ для реализации мероприятий целевой программы в установленные сроки.

В случае если государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы в отчетном году не принял меры по обеспечению  полного и своевременного финансирования мероприятий целевой программы  за счет средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов  РФ, предусмотренных утвержденной целевой программой, Министерство экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ, Министерства образования и науки РФ и Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ (если целевая программа направлена на обеспечение обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) подготавливает и вносит в Правительство РФ предложения о целесообразности дальнейшей реализации отдельных мероприятий целевой программы.

В случае несоответствия результатов  выполнения целевой программы целевым  индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденной целевой  программой, Министерство экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ и Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ (если целевая программа направлена на обеспечение обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) вносит в Правительство РФ предложения:

  • о корректировке целей и срока реализации целевой программы и ее мероприятий;
  • об изменении государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) целевой программы, а также форм и методов управления реализацией целевой программы;
  • о сокращении финансирования целевой программы за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
  • о досрочном прекращении реализации целевой программы;
  • о принятии в установленном порядке мер дисциплинарной ответственности к руководителю целевой программы.8

Таким образом, финансирование ФЦП осуществляется по целевому принципу в соответствии с утвержденными объемами финансирования по перечню ФЦП. Но как показывает практика реализации ФЦП, фактическое финансирование мероприятий ФЦП очень редко соответствует утвержденному.

 

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Основные направления реализации федеральных целевых программ

ФЦП являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активно государственной структурной политики. Бюджетные инвестиции направлены на развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инновационной и инвестиционной, поддержку регионов, обеспечение внутренней и внешней безопасности.9

На настоящий момент ФЦП являются единственным гибким инструментом реализации долгосрочной политики государства. Они содержат конкретные задачи и итоговые результаты, в том числе описание механизма реализации и необходимое ресурсное обеспечение. Все программы содержат информацию, как правило, в виде количественных показателей. Это объем ввода жилья, размеры финансирования этапы, перечни подпрограмм для уточнения способов реализации проекта, ожидаемые конечные результаты. Ознакомиться более детально с составом программы, оценить ее основные параметры и целостность можно на основе паспорта программы. От того, насколько качественно подготовлен данный документ, в значительной степени зависит стартовый потенциал преобразований и конечный результат. [26]

С 2009 года реализация ФЦП в России осуществляется по  следующим направлениям: «Развитие высоких технологий», «Жилье», «Транспортная инфраструктура», «Дальний Восток», «Развитие села», «Социальная инфраструктура», «Безопасность», «Развитие регионов», «Развитие государственных институтов».


Структура кассовых расходов на ФЦП по основным направлениям использования за период 2009-2011 годов представлена на рисунке 1.


 

 

Рис.1. Структура расходов на федеральные целевые программы в разрезе приоритетов за период 2009-2011 годов

За период 2009-2011 годов в структуре расходов на ФЦП по направлениям использования произошли некоторые изменения. По сравнению с 2009 годом в 2010 году доля расходов по направлению «Развитие высоких технологий» увеличилась с 17,3 % до 21,5 %, по направлению «Дальний Восток» – с 10,8 % до 12,8 %, по направлении «Социальная инфраструктура» – с 7,4 % до 8,3 %. При этом доля расходов по направлению «Транспортная инфраструктура» в общих расходах ФЦП сократилась с 34,6 % до 30,9 %, по направлению «Жилье» – с 11,2 % до 8,9 %.10

По сравнению с 2010 годом в 2011 году доля расходов по направлению «Транспортная инфраструктура» в общих расходах ФЦП увеличилась с 30,9 % до 36,1 %, по направлению «Социальная инфраструктура» – с 8,3 % до 14 %, по направлению «Село» – с 2,5 % до 7,2 %, по направлению «Дальний Восток» – с 12,8 % до 17, 4 %. При этом доля расходов по направлению «Развитие высоких технологий» сократилась с 21,5 % до 14 %, по направлению «Жилье» – с 8,9 % до 4,8 %, по направлению «Безопасность» – с 9 % до 7,6 %.11

Наиболее значительные объемы бюджетных ассигнований ФЦП в 2012 году (в сумме 730,5 млрд. рублей, или 70 % общей суммы расходов на ФЦП) были предусмотрены по направлениям: «Транспортная инфраструктура» (34,1 %), «Развитие высоких технологий» (25,8 %) и «Безопасность» (9,8 %).

В 2012 году расходы по направлениям «Развитие высоких технологий» и «Развитие транспортной системы» планировалось увеличить в 1,3 раза, по сравнению с 2011 годом, расходы по направлению «Село» – в 1,8 раза. [15]

Согласно проекту Федерального Закона «О Федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»  наиболее значительные объемы бюджетных ассигнований ФЦП в 2013 году (в сумме 772,6 млрд. рублей, или 76,6 % общей суммы расходов на ФЦП) предусмотрены по направлениям: «Транспортная инфраструктура» (35 %), «Развитие высоких технологий»  (31,9 %) и «Социальная инфраструктура» (9,7 %); в 2014 году (в сумме 739,6 млрд. рублей, или 80,6 % общей суммы расходов на ФЦП) – «Транспортная инфраструктура» (39,5 %), «Развитие высоких технологий»  (32,6 %) и «Социальная инфраструктура» (8,5 %); в 2015 году в сумме 771,2 млрд. рублей, или 82,5 % общей суммы расходов по ФЦП) – «Транспортная инфраструктура» (39,2 %), «Развитие высоких технологий» (33,7 %) и «Социальная инфраструктура» (9,6 %).

В 2015 году расходы по ФЦП по направлениям «Развитие регионов» и «Безопасность» предусматриваются в 3,3 раза и в 1,4 раза меньше, чем в 2012 году, расходы  по направлению «Социальная инфраструктура» – сократятся в 1,3 раза. Удельный вес расходов по направлениям «Безопасность» и «Дальний Восток» сократится с 8,8 % и 4,8 % в 2013 году до 7,5 % и 0,4 % в 2015 году.12

В 2013 году к финансированию из федерального бюджета предусмотрено 50 ФЦП.

В рамках приоритета «Развитие высоких  технологий» предусматривается  реализовать одиннадцать ФЦП. (Приложение 3)

Выполнение данных программ в полном объеме позволит:

  • создать промышленно-технологические основы для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем (авиационной и морской техники, машиностроительного и энергетического оборудования, информационно-управляющих систем), специальных материалов и другой высокотехнологичной продукции, что в целом обеспечит технологические аспекты безопасности страны и развитие ее экономики;
  • сформировать технологические предпосылки для повышения темпов экономического роста за счет увеличения в структуре экономики доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости;
  • обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест в организациях высокотехнологичных отраслей промышленности;
  • сократить общее технологическое отставание России от передовых стран с сохранением и развитием приоритетного положения отечественных разработок по ряду важных технологических направлений;
  • расширить возможности для равноправного международного сотрудничества в сфере высоких технологий;
  • создать эффективные средства защиты населения от опасных быстро распространяющихся инфекций и биотерроризма, а также сформировать технологические основы развития и совершенствования систем защиты предприятий, населения и территорий России от поражения токсическими веществами в результате возможных террористических актов, техногенных и природных аварий и катастроф;
  • обеспечить технологические возможности для улучшения экологической обстановки за счет применения высокоэффективных методов и средств контроля и нейтрализации вредных выбросов в окружающую среду.13

Реализация приоритета «Жилье»  будет осуществляться посредством  выполнения двух ФЦП. (Приложение 3)

В ходе реализации данного направления  пройдет укомплектование к 2016 году должностей сержантов (старшин) Вооруженных  Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота (далее – ВМФ) военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Также планируется достичь увеличения количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на  должностях сержантов, а также старшин и матросов плавсостава ВМФ на 64,2 тыс. человек (с 43,5 тыс. человек в 2008 г. до 107,7 к 2015 году), обустройство 136,63 тыс. военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов, старшин и матросов плавсостава ВМФ, приведение существующей и строительство новой социальной инфраструктуры в соответствие с нормативными требованиями, развитие инженерной инфраструктуры, повышение престижа военной службы.

Реализация программы «Жилище» обеспечит формирование нового сегмента строительства жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, с целью повышения доступности жилья для семей со средним уровнем доходов. Также целью данной программы является стимулирование платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей и повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

По приоритету «Транспортная инфраструктура»  предусматривается реализовать  ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

Реализация мероприятий данной программы позволит:

  • увеличить транспортную подвижность населения в 1,3 раза по сравнению с 2009 годом, в том числе на воздушном транспорте – в 1,6 раза;
  • увеличить объем экспорта транспортных услуг в 1,9 раза и транзит грузов по территории РФ в 1,4 раза;
  • обеспечить 2,3 тыс. сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием;
  • увеличить объем перевалки грузов в российских морских торговых портах в 1,5 раза;
  • сократить долю протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, в 15,6 раза;
  • сократить протяженность участков внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части РФ, в 5,4 раза.

Информация о работе Анализ системы финансирования федеральных целевых программ