Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 10:13, дипломная работа
Целью исследования является анализ системы финансирования федеральных целевых программ и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрыть сущность и основы формирования федеральных целевых программ;
рассмотреть порядок разработки и реализации федеральных целевых программ;
дать характеристику основным направлениям реализации федеральных целевых программ;
проанализировать современную систему финансирования федеральных целевых программ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………………….6
Федеральные целевые программы, их сущность и содержание………….6
Разработка и реализация федеральных целевых программ……………..14
Финансовое обеспечение федеральных целевых программ…………….24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...28
2.1. Основные направления реализации федеральных целевых программ………………………………………………………………………….28
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральных целевых программ………………………………………………………………………….40
2.3. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения………………………………………………………………………52
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Утвержденные целевые
К средствам внебюджетных источников, привлекаемым для реализации целевых программ, относятся средства частных и иностранных инвесторов.
Иностранные инвесторы могут участвовать в реализации целевых программ на основании межправительственных соглашений и (или) в соответствии с законодательством РФ об иностранных инвестициях.
Государственные заказчики (государственные
заказчики-координаторы) целевых программ
с учетом хода реализации этих целевых
программ в текущем году уточняют
объем средств, необходимых для
финансирования целевых программ в
очередном финансовом году, и представляют
в устанавливаемые
Министерство экономического развития РФ совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, а в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, также с Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ подготавливает и направляет в установленные Правительством РФ сроки в Министерство финансов РФ предложения по перечню ФЦП, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, и предложения по размерам их финансирования.
При подготовке перечня ФЦП, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ, а также с участием Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых целевых программ, мер по привлечению средств внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы капитальных вложений, расходы на НИОКР и прочие нужды, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ в сроки, устанавливаемые Правительством РФ для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, направляют в Правительство РФ перечень ФЦП, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.
В федеральном бюджете на очередной
финансовый год и на плановый период
предусматриваются целевым
При сокращении объемов
В случае если государственный заказчик
(государственный заказчик-
В случае несоответствия результатов
выполнения целевой программы целевым
индикаторам и показателям
Таким образом, финансирование ФЦП осуществляется по целевому принципу в соответствии с утвержденными объемами финансирования по перечню ФЦП. Но как показывает практика реализации ФЦП, фактическое финансирование мероприятий ФЦП очень редко соответствует утвержденному.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Основные направления реализации федеральных целевых программ
ФЦП являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активно государственной структурной политики. Бюджетные инвестиции направлены на развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инновационной и инвестиционной, поддержку регионов, обеспечение внутренней и внешней безопасности.9
На настоящий момент ФЦП являются единственным гибким инструментом реализации долгосрочной политики государства. Они содержат конкретные задачи и итоговые результаты, в том числе описание механизма реализации и необходимое ресурсное обеспечение. Все программы содержат информацию, как правило, в виде количественных показателей. Это объем ввода жилья, размеры финансирования этапы, перечни подпрограмм для уточнения способов реализации проекта, ожидаемые конечные результаты. Ознакомиться более детально с составом программы, оценить ее основные параметры и целостность можно на основе паспорта программы. От того, насколько качественно подготовлен данный документ, в значительной степени зависит стартовый потенциал преобразований и конечный результат. [26]
С 2009 года реализация ФЦП в России осуществляется по следующим направлениям: «Развитие высоких технологий», «Жилье», «Транспортная инфраструктура», «Дальний Восток», «Развитие села», «Социальная инфраструктура», «Безопасность», «Развитие регионов», «Развитие государственных институтов».
Структура кассовых расходов на ФЦП по основным направлениям использования за период 2009-2011 годов представлена на рисунке 1.
Рис.1. Структура расходов на федеральные целевые программы в разрезе приоритетов за период 2009-2011 годов
За период 2009-2011 годов в структуре расходов на ФЦП по направлениям использования произошли некоторые изменения. По сравнению с 2009 годом в 2010 году доля расходов по направлению «Развитие высоких технологий» увеличилась с 17,3 % до 21,5 %, по направлению «Дальний Восток» – с 10,8 % до 12,8 %, по направлении «Социальная инфраструктура» – с 7,4 % до 8,3 %. При этом доля расходов по направлению «Транспортная инфраструктура» в общих расходах ФЦП сократилась с 34,6 % до 30,9 %, по направлению «Жилье» – с 11,2 % до 8,9 %.10
По сравнению с 2010 годом в 2011 году доля расходов по направлению «Транспортная инфраструктура» в общих расходах ФЦП увеличилась с 30,9 % до 36,1 %, по направлению «Социальная инфраструктура» – с 8,3 % до 14 %, по направлению «Село» – с 2,5 % до 7,2 %, по направлению «Дальний Восток» – с 12,8 % до 17, 4 %. При этом доля расходов по направлению «Развитие высоких технологий» сократилась с 21,5 % до 14 %, по направлению «Жилье» – с 8,9 % до 4,8 %, по направлению «Безопасность» – с 9 % до 7,6 %.11
Наиболее значительные объемы бюджетных ассигнований ФЦП в 2012 году (в сумме 730,5 млрд. рублей, или 70 % общей суммы расходов на ФЦП) были предусмотрены по направлениям: «Транспортная инфраструктура» (34,1 %), «Развитие высоких технологий» (25,8 %) и «Безопасность» (9,8 %).
В 2012 году расходы по направлениям «Развитие высоких технологий» и «Развитие транспортной системы» планировалось увеличить в 1,3 раза, по сравнению с 2011 годом, расходы по направлению «Село» – в 1,8 раза. [15]
Согласно проекту Федерального Закона «О Федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» наиболее значительные объемы бюджетных ассигнований ФЦП в 2013 году (в сумме 772,6 млрд. рублей, или 76,6 % общей суммы расходов на ФЦП) предусмотрены по направлениям: «Транспортная инфраструктура» (35 %), «Развитие высоких технологий» (31,9 %) и «Социальная инфраструктура» (9,7 %); в 2014 году (в сумме 739,6 млрд. рублей, или 80,6 % общей суммы расходов на ФЦП) – «Транспортная инфраструктура» (39,5 %), «Развитие высоких технологий» (32,6 %) и «Социальная инфраструктура» (8,5 %); в 2015 году в сумме 771,2 млрд. рублей, или 82,5 % общей суммы расходов по ФЦП) – «Транспортная инфраструктура» (39,2 %), «Развитие высоких технологий» (33,7 %) и «Социальная инфраструктура» (9,6 %).
В 2015 году расходы по ФЦП по направлениям
«Развитие регионов» и «
В 2013 году к финансированию из федерального бюджета предусмотрено 50 ФЦП.
В рамках приоритета «Развитие высоких технологий» предусматривается реализовать одиннадцать ФЦП. (Приложение 3)
Выполнение данных программ в полном объеме позволит:
Реализация приоритета «Жилье» будет осуществляться посредством выполнения двух ФЦП. (Приложение 3)
В ходе реализации данного направления пройдет укомплектование к 2016 году должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота (далее – ВМФ) военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Также планируется достичь увеличения количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов, а также старшин и матросов плавсостава ВМФ на 64,2 тыс. человек (с 43,5 тыс. человек в 2008 г. до 107,7 к 2015 году), обустройство 136,63 тыс. военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов, старшин и матросов плавсостава ВМФ, приведение существующей и строительство новой социальной инфраструктуры в соответствие с нормативными требованиями, развитие инженерной инфраструктуры, повышение престижа военной службы.
Реализация программы «Жилище» обеспечит формирование нового сегмента строительства жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, с целью повышения доступности жилья для семей со средним уровнем доходов. Также целью данной программы является стимулирование платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей и повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
По приоритету «Транспортная инфраструктура» предусматривается реализовать ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».
Реализация мероприятий данной программы позволит:
Информация о работе Анализ системы финансирования федеральных целевых программ