Анализ финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:21, реферат

Краткое описание

Производственная практика – это форма учебных занятий в организациях (предприятиях) разных форм собственности и организационно-правовых форм.
Производственная практика проводится с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений по управлению трудом и регулированию социально-трудовых отношений, служб занятости; принципов организации работы служб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки и учета персонала, отдела кадров, труда и заработной платы, отделов управления персоналом; а также анализа документации, обеспечивающей деятельность указанных служб. Она позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах.

Вложенные файлы: 1 файл

тоо весь.docx

— 43.52 Кб (Скачать файл)

·  Оценить качество инвентаризации.

При проверке операций с  нематериальными активами аудитору необходимо обратить внимание на следующее:

·  Не могут быть признаны нематериальными активами интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам;

·  Документальное оформление факта наличия объекта нематериальных активов;

·  Правильность отражения первоначальной оценки стоимости нематериальных активов;

·  Правила по списанию объекта нематериальных активов с баланса предприятия;

·  Начисление амортизации на объекты нематериальных активов;

·  На правильность ведения синтетического и аналитического учета нематериальных активов.

Составление программы аудиторской  проверки.

Для выполнения аудита аудитору необходимо составить программу  аудиторской проверки операций с  нематериальными активами. Рассмотрим, как осуществляется аудит учета  нематериальных активов по соответствующим  видам операций.

Приобретение и создание нематериальных активов.

Нематериальные активы поступают  на ТОО «Жумабек» в качестве вложений в уставный капитал, а также в  результате приобретения или создания; погашения дебиторской задолженности; компенсационной сделки; безвозмездной  передачи.

В настоящее время на ТОО  «Жумабек» приобретение и создание нематериальных активов осуществляется в результате долгосрочных инвестиций.

Поступление нематериальных активов оформляется актом приемки.

Проверяя указанные операции, аудитор изучает первичные документы: акты приемки-передачи, договора купли-продажи, лицензии и др. Это позволяет сделать  вывод, что указанные приобретения произведены с соблюдением требований действующего законодательства.

Приобретения прав на изобретения, промышленные образцы должны быть подтверждены соответствующими лицензионными договорами, зарегистрированными в патентном  ведомстве.

Покупка знака обслуживания ТОО «Жумабек» должна быть подтверждена договором об уступке, зарегистрированном в патентном ведомстве.

При аудите объектов имущественных  прав, следует уделить особое внимание оформлению соответствующими документами  факта наличия объекта этой группы нематериальных активов.

Аудитор должен проверить, правильно  ли отражена первоначальная оценка стоимости  нематериальных активов.

Изучив документацию по поступлению  нематериальных активов на ТОО «Жумабек», аудитор проверяет правильность отражения в учете различных  фактов этого поступления.

Аудит основных средств

При проведении аудиторской  проверки учета основных средств, прежде всего необходимо проверить, как  ведется аналитический учет основных средств.

Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых  присваивается инвентарный номер  на весь период его эксплуатации. По объектный учет ТОО «Жумабек»  ведется в инвентарных карточках. Аудитору необходимо проверить, как  ведутся карточки или книги, также  правильность присвоения шифра амортизационных  отчислений наличие всех справочных данных.

Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым  не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие  средства инвентарные карточки. Отдельно следует проверить состояние  учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.) Для этого  аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств, соответствие данных аналитического учета записям на счете 2410 «Основные  средства», регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета. Основными  источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи на эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др.

Проверка правильности ведения  аналитического учета может быть сплошной или выборочной.

Важной задачей контроля по учету основных средств является проверка правильности начисления износа. Важно установить правильность отнесения  основных средств к соответствующей  группе амортизационных отчислений.

Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется  в журналах-ордерах №12,10.

При расхождении между  данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины, и виновных в этом должностных  лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков. Особо тщательно надо проверить полноту и своевременность  проведения инвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи  и приложенные к ним протоколы  заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости  результатов последней инвентаризации, решения руководства организации  по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая  проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько  можно доверять результатам внутреннего  контроля, чтобы скорректировать  аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.

В ходе проверки рекомендуется  проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного  или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как  на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.

При сдаче ОС в текущую  аренду амортизация включается в  состав вне реализационных потерь, а полученная арендная плата относится  к вне реализационным доходам.

В ходе проверки необходимо установить правильность отнесения  основных средств к амортизационным  категориям.

Для этого руководствуются  Указом Президента Республики Казахстан, согласно которому амортизируемое имущество  объединяется в четыре категории:

1.  здания, сооружения и их структурные компоненты;

2.  легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных;

3.  техническое, энергетическое, транспортное и иное оборудование, материальные активы, не включенные в первую или вторую категорию;

4.  нематериальные активы.

2.3 Аудит текущих  активов

Аудит товарно-материальных запасов

Цели проверки: установление сохранности и операций по движению производственных запасов, материальных ценностей и товаров, правильности их стоимостной оценки, документального  оформления и отражения в учете. Проверка складского учета товарно-материальных ценностей, правильности налогообложения  товарно-материальных ценностей, правильности отражения товарно-материальных запасов  в балансе.

Источниками информации для  проверки учета ТМЗ служат следующие  документы:

·  ведомость №10;

·  сальдовая книга (ведомость учета остатков материалов);

·  акт о приемке материалов;

·  карточка складского учета;

·  накладные;

·  приходный ордер;

·  лимитно-заборная карта;

·  реестр сдачи документов;

·  требования на отпуск;

·  товарно-транспортные накладные.

Карточки складского учета  проверяются по форме, существу и  сверяются с первичными документами. Аудитору необходимо удостовериться в  правильности оформления и учета:

·  поступления материалов:

– приходный ордер выписывается при соответствии фактического наличия  материальных ценностей документам поставщика;

– акт приемки материалов применяется для оформления поступивших  материалов без платежных документов и в случае расхождения фактического наличия с данными сопроводительных документов поставщика

·  отпуска материалов:

– лимитно-заборная карта  выписывается на каждое наименование материалов при постоянном систематическом  отпуске материалов на производство;

– требование – для однократного отпуска материалов на хозяйственные  нужды;

– накладная – для  отпуска материалов на сторону.

Приходные ордера и акты о приемке материалов проверяются  по форме, существу и сверяются с  договорами поставки и принятыми  к оплате счетами-фактурами.

Основными источниками ревизии  являются: первичные документы по движению товарно-материальных ценностей, данные регистров аналитического и  синтетического учета, инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей, данные бухгалтерской и статистической отчетности.

Объектом исследования аудиторско-ревизионных  проверок является оперативная и  служебная информация.

На проверяемом предприятии  ТОО «Жумабек» изучается учет в журнале поступивших грузов по каждому поставщику, информация об ассортименте и сроках поставки материальных ресурсов по договору и  проверяется на основании документов фактически поступивший ассортимент  материалов с указанием даты поступления. При этом проверка достоверности  приведенной информации является важной деталью аудита. Для этого информацию, содержащуюся в оперативном учете, сопоставляют с данными бухгалтерского учета.

Регистры синтетического и аналитического учета по счетам, на которых собирается информация о  наличии и движении ценностей, отчеты материально-ответственных лиц с  приложенными к ним первичными документами, регистры синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и  прочие регистры являются источниками  проверки полноты оприходования  товарно-материальных запасов.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится в порядке  расположения ценностей на складах.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных  помещениях у одного материально  ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. Комиссия в присутствии заведующего  складом проверяет фактическое  наличие товарно-материальных ценностей  путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи  данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц, или по данным учета без проверки и фактического наличия.

В процессе проверки устанавливают  соответствие данных складского учета  с показателем синтетического учета  со счетом подраздела 1310 – «Сырье и  материалы». Для этого общий итог остатков (в суммарном выражении) по сальдовой ведомости сверяют  с остатками на конец месяца, приведенными в оборотной ведомости. Такое  сопоставление проводится по каждому  складу в отдельности. Общие обороты  выбытия материалов за месяц по всем складам и остатки материалов на конец месяца, приведенные в  ведомости, сверяют кредитовым оборотом и остатками со счетом подраздела 1310 в Главной книге.

Аудит дебиторской  задолженности

При проверке необходимо выяснить, правильно ли отражены по статьям  баланса соответствующие остатки  задолженности. Для этого по данным журнала-ордера №11 и регистрам аналитического учета и счетам предназначенным  для отражения расчетов, считают  остатки по каждому виду расчетов на начало проверяемого периода с  остатками по соответствующим статьям  баланса, а затем анализируют  каждый вид расчетов.

Аудит состояния дебиторской  задолженности следует начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов с дебиторами. Анализ расчетов с покупателями, подотчетными лицами, работниками предприятия и другими  дебиторами осуществляется в выявлении  по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Устанавливаются  причины и виновники образования  дебиторской задолженности, давность ее возникновения, реальность получения. Не пропущены ли сроки исковой  давности (3 года), какие меры принимаются  для взыскания задолженности.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются актами, поэтому  в ходе анализа проверяются все  акты инвентаризации. На основании  анализа составляется справка, в  которой приводятся наименования и  адреса дебиторов, суммы задолженности, указано, за что она числится, с  какого времени и на основании  каких документов. По суммам дебиторской  задолженности, по которым истекли  сроки исковой давности, в справке  указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на предприятии  материалов инвентаризации расчетов дает возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены расхождения, неувязки, неясности.

Аудит расчетов с  подотчетными лицами

Основными документами, которые  необходимо подвергнуть изучению при  проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:

·  авансовые отчеты

·  приказы о направлении сотрудников в командировки

·  командировочные удостоверения

·  копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы

·  список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы

·  сметы представительских расходов

·  приказы об утверждении смет представительских расходов

·  оправдательные первичные документы

Операции по расчетам с  подотчетными лицами находят свое отражение  в следующих бухгалтерских регистрах:

·  журнал-ордер №7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами

·  Главная книга

·  Иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами, в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.

Приступая к проверке расчетов с подотчетными лицами, аудитор должен сначала проверить:

1.  кто ведет учет расчетов с подотчетными лицами (должность, образование, стаж работы по специальности, нет ли родственных связей с руководителем, кассиром организации);

2.  имеется ли в наличии нормативная база для работы бухгалтера;

3.  кому подотчетен данный бухгалтер и кто его проверяет по исполняемой работе;

Информация о работе Анализ финансовой отчетности