Анализ финансовых результатов деятельности коммерческой организации на примере ОАО «Никельдион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Учитывая такие важные свойства бухгалтерской отчетности, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами можно сказать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации. Кроме всего прочего достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами) и отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Финансовый результат деятельности предприятия: экономическое содержание, виды, методика и задачи анализа………………………………..4
Анализ финансовых результатов деятельности коммерческой организации на примере ОАО «Никельдион»………………………………..19
2.1 Анализ динамики показателей финансовых результатов…………….19
2.2 Анализ прибыли до налогообложения по составляющим…………….20
2.3 Факторный анализ динамики прибыли от продаж……………………21
2.4 Факторный анализ динамики прибыли от реализации продукции по методике маржинального анализа…………………………………………….23
2.5 Порог рентабельности (точка безубыточности) и запас финансовой прочности……………………………………………………………………….25
2.6 Факторный анализ динамики чистой прибыли………………………..26
2.7 Свод факторов, воздействующих на динамику прибыли до налогообложения (ПДН) и чистой прибыли (ЧП)……………………………27
Заключение………………………………………………………………………29
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 109.99 Кб (Скачать файл)

Балансовая прибыль за минусом  налогов (обязательных платежей) называется чистой прибылью.

Основные задачи анализа финансовых результатов по традиционной методике включают в себя оценку динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период; анализ источников и структуры балансовой прибыли; выявление резервов повышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли, расходуемой на выплату дивидендов; выявление резервов повышения различных показателей рентабельности.

С целью выполнения этих задач проводятся:

  • оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности и средств, направляемых на выплату дивидендов) и изучение их динамики;
  • общая оценка выполнения плана по балансовой прибыли, изучение ее динамики по сравнению с соответствующим базовым периодом, рассмотрение ее структуры;
  • определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализации продукции (работ и услуг);
  • рассмотрение состава прочих доходов, оставляемых в распоряжении предприятия, и убытков, возмещаемых за счет балансовой прибыли;
  • определение влияния прочих доходов и потерь на балансовую прибыль;
  • выявление факторов, влияющих на рентабельность продукции и производства;
  • выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплату дивидендов, устранение прочих потерь и расходов;
  • выявление резервов повышения рентабельности.

Предварительный анализ финансовых показателей  заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин могут использоваться рекомендуемые нормативы, усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым, благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам, значения показателей, рассчитанные по данным отчетности успешных предприятий.[4]

Далее о финансовых результатах  на основе книги Бакаева А.С. «Анализ прибыли и рентабельности предприятия». Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности[7,с.45].

Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной  деятельности предприятий. За счет прибыли  осуществляются финансирование мероприятий  по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, уличение фонда  оплаты труда их работников[7,с.46].Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большое значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Законом «О предприятиях» предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность  предприятий, направленную на получение  прибыли. При этом предприятие, как  хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем предпринимательская  деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибыли.

Прибыль как конечный финансовый результат  деятельности предприятий представляет собой разницу между общей  суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции  с учетом убытков от различных  хозяйственных операций[7,с.47]. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Для оценки уровня прибыльности предприятия  можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Эти  методы могут быть на вооружении налоговой  инспекции, кредитных и финансовых учреждений, органов контроля, арбитража  и др., тех звеньев, которые взаимодействуют  с данным хозяйствующим субъектом.

Комплексный анализ прибыли рекомендуется  проводить в определенной последовательности. Прежде всего, валовую прибыль анализируют  по ее составным элементам, главным  из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Затем анализируются  укрупненные факторы изменения  прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе будет анализ технико-экономических факторов снижения (повышения) затрат на денежную единицу  товарной продукции. Кроме того, анализируются  изменение объема и структуры  реализации, изменение уровня цен  на реализованную продукцию, а также  на приобретенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Сопоставляется уровень материальных затрат и затрат на оплату труда[7,с.67].

Основными функциями, которые выполняет  прибыль предприятия, являются:

- оценочная - она дает возможность  дать оценку эффективности работы  предприятия;

- распределительная - её сущность  заключается в том, что прибыль  предприятия является инструментом  распределения доходов;

- стимулирующая - её сущность  заключается в том, что прибыль  используется как в интересах  предприятия, так и в интересах  его работников.

Сумма прибыли не показывает уровень  эффективности работы предприятия, поэтому используют ее относительный  показатель, который выражается в  процентах и называется рентабельностью.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный  показатель интенсивности производства[7,с.54]. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

Предприятие рентабельно, если суммы  выручки от реализации продукции  достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли[11,с.89].

Рентабельность может исчисляться  по-разному. На протяжении последних 25 лет широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).

Учитывая, что данный показатель в  прежних условиях хозяйствования был  плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска  продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение  использования последних.

Однако, как показал прошедший  период, поставленная цель не была достигнута. Данный показатель рентабельности, исчисляемый  как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. При этом рассуждают так, что поскольку в процессе производства принимают участие, как средства труда, так и предметы труда, постольку чем больше «съем» прибыли с каждого рубля производственных фондов, тем лучше и эффективнее работает предприятие и наоборот.

Данный показатель рентабельности исчисляется по формуле:

Р=П \ ОФ+НОС * 100 %,                                                                       (1)

где Р - уровень рентабельности производства, %;

П - сумма валовой прибыли, руб.;

ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС - среднегодовая стоимость нормируемых  оборотных средств (материальных оборотных  средств), руб.

Кроме рентабельности производства в  процессе анализа предпринимательской  деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных  аналитических расчетах, при контроле над прибыльностью (убыточностью) отдельных  видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий[7,с.67].

Учитывая, что прибыль связана  как с себестоимостью изделия, так  и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может  быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели рентабельности продукции  взаимосвязаны и характеризуют  изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В  связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции  учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет  влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру продукции в зависимости  от изменения удельных весов изделий  с большей или меньшей рентабельностью  с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительной возможности увеличения прибыли.

Рентабельность продукции в  двух ее разновидностях исчисляется  по формулам:

 

Р =П \ Сп *100%,                                                                                  (2)

Р=П \ Цп * 100%,                                                                                 (3)

 

где Р – рентабельность продукции, %;

П - валовая прибыль предприятия, руб.;

Сп - полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

Цп - объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), руб.

При переходе к рыночной системе  экономических отношений предприятия  получили самостоятельность в планировании своей хозяйственной и экономической  деятельности.

Опыт доказал жизнеспособность и эффективность рыночного механизма  в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании  трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса. В условиях рынка предприятие  является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для  которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.

На основе этих принципов каждое предприятие строит свой финансовый (рыночный) механизм, стремясь к получению  как можно большей суммы доходов  – основного источника прибыли:

- экономическую и юридическую  деятельность осуществляет самостоятельно;

- расходы осуществляет за счет  доходов и, как правило, обеспечивает  прибыльность;

- гарантирует материальную ответственность  своим обособленным имуществом;

- обеспечивает материальную заинтересованность  работников в результатах труда.

Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность  хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики  составляет основу экономического развития предприятия.

Прибыль как главный результат  предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия  и государства в целом. Поэтому  важно определить состав прибыли  предприятия. Общий объем прибыли  предприятия представляет собой  валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской  деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования  производственных фондов. Рост прибыли  создает финансовую базу для самофинансирования. За счет прибыли выполняется также  часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. За счет прибыли на предприятиях осуществляется поощрение работников, развитие производственной базы, внедрение передовой технологии, совершенствование организации производства и условий труда.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, следовательно, - росту прибыли. Снижение себестоимости должно стать главным  условием роста прибыльности и рентабельности производства.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменения  государственных регулируемых цен  на реализуемую продукцию, влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности коммерческой организации на примере ОАО «Никельдион»