Внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Краткое описание

Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.

Содержание

Введение
1. Экономическая безопасность как вид государственной безопасности
2. Проблемы экономической безопасности РФ
2.1 Пути интеграции России в мировую экономику
2.2 Виды угроз экономической безопасности России
3. Пути повышения экономической безопасности РФ
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

34.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

Международный бизнес (в лице крупных корпораций) представляет повышенную опасность для российской экономики, т.к.: 

·  отличается активностью  и агрессивностью; 

·  его деятельность скрыта в отличие от государственных  институтов или международных организаций; 

·  руководствуется  исключительно соображениями прибыли; 

·  осуществляет промышленный шпионаж, от которого наши фирмы не научились защищаться. 

ТНК стремятся подчинить  своим интересам отрасли национальной экономики, обладающие конкурентными  преимуществами. 

ТНК стремятся закрепить  сырьевую направленность российской экономики, а в перспективных отраслях –  обеспечить свое лидерство. Им выгоден  экономический кризис в стране –  они дешевле скупают убыточные  предприятия-конкуренты. Несмотря на общеизвестную  информацию всех международных рейтинговых  агентств о риске вложений в российскую экономику, доля иностранных лиц  в капиталах ведущих российских компаний постоянно растет. 

Проникновение субъектов  международного бизнеса в Россию идет через инвестиции в капитал  российских хозяйствующих субъектов (компании, банки), кредиты российским фирмам, импортируемые товары, оказание различных услуг (банковских, страховых, финансовых) и пр. 

Ряд крупных ТНК  уже действуют в реальном секторе  российской экономики – «Дженерал  моторз», «Форд», «Фиат», «Рено», «Шелл», «Макдональдс», «Кэнон», «Нестле», «Проктер энд Гэмбл», «Кока Кола», «Сименс», Эриксон» и др. 

Особый вид угроз  связан с деятельностью олигархов  в России и возможной олигархической модернизацией России. 

Следует учитывать, что олигархические группировки  внесли значительный вклад в интеграцию нашей страны в мировую экономику; они обеспечивают сегодня основную часть отечественных инвестиций. Нефтяные компании обеспечили значительное снижение себестоимости добываемой нефти, снизив тем самым зависимость  экономики страны от мировой конъюнктуры. Олигархические группировки сегодня  во многом выступают инициаторами дальнейшей либерализации отечественной экономики. 

В то же время роль олигархических групп, по мнению некоторых  авторов, является антинациональной. Как  субъекты российской экономики олигархи выступают, в основном, в роли иностранных  инвесторов. Олигархическая собственность  на территории России оформлена на иностранные юридические лица, преимущественно  оффшорные компании. Семьи большинства  олигархов постоянно живут за пределами России и большинство  олигархов не связывает личные и  семейные стратегические интересы с  Россией как геополитической  и этнокультурной сущностью, что  порождает, в том числе, продолжение  масштабного вывоза капитала за пределы  России. 

Серьезную опасность  представляет высокая степень криминализации экономики. «Теневая» составляющая российской экономики достигла критических  величин – если доля нелегального сектора в ВВП западных стран  официально оценивается в 5-10%, то России – почти в 25%. 

Среди общих тенденций  российской организованной преступности можно выделить следующие[12]: 

·        отечественный криминал вышел далеко за пределы российской территории, устанавливая контакты, как с криминальными  структурами, так и вполне законно  действующими субъектами экономики  различных государств; 

·        постоянно увеличивается масштаб  незаконных экспортных операций с энергоносителями, особенно с нефтью, другим стратегическим сырьем и материалами, причем в действиях, наносящих ущерб российским интересам, замешаны не только отечественные организации, но и их зарубежные партнеры; 

·        по всей территории России возрастает активность и влияние «этнических» преступных формирований, имеющих связи  с диаспорой в ближнем и  дальнем зарубежье (сферами их деятельности являются экспортно-импортные операции с сырьем и дефицитными товарами повседневного спроса, фальшивомонетничество, преступления в российском золото-бриллиантовом  комплексе. Используя «челночный»  способ совершения преступлений, прикрываясь  языковым барьером, различиями в культуре, они являются трудно уязвимыми для  правоохранительных сил любой страны); 

·        последовательно усиливаются позиции  преступных формирований в сфере  наркобизнеса, растет их организованность и взаимодействие с аналогичными структурами за рубежом; 

·        угрожающие размеры приобретает  контрабанда оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, их утечка с воинских объектов и  заводов-изготовителей, из районов  военных конфликтов (одновременно современное  оружие западного производства контрабандным  путем попадает в конфликтные  точки России); 

·        происходит дальнейшее укрепление материально-технической  и финансовой базы криминальных структур, рост профессионализма их участников за счет расширения международных связей. 

Россия также все  сильнее вовлекается в процесс  транснационализации преступности. Одним из ярких примеров является скандал, связанный с отмыванием денег «русской мафии» и их перечислением  через «Banc of New York» фирмам, контролируемым криминальными лидерами. Только с  октября 1998 г. по март 1999 г. через этот банк прошло 4,2 млрд. долл. 

Следовательно, в  международных экономических отношениях в условиях глобализации Россия участвует, имея слабую экономику с неэффективной  структурой, резкое несоответствие между  внутренним и внешним рынком при  агрессивной политике сильных международных  субъектов. 

3. Пути повышения  экономической безопасности РФ 

Положение в сфере  экономической безопасности России – тяжелое, но не безнадежное. 

Рашид Исмаилов специалист-правовед, написавший ряд работ по проблемам  экономической безопасности считает, что для ослабления внешних угроз  экономической безопасности страны необходимо усиление госконтроля за движением и использованием природных  ресурсов, восстановление объема геологоразведочных работ и опережение роста разведанных  запасов топлива и сырья по сравнению с добычей; осуществление  широкой модернизации добычи и первичной  переработки топливно-сырьевых ресурсов, переход к ресурсосберегающим технологиям. Это позволит в будущем добиться относительного и абсолютного сокращения внутренних потребностей природных  ресурсов, увеличить долю экспортной валютной выручки, направляемой на инвестиционные цели[13]. 

Чтобы ослабить импортную  зависимость, необходима финансовая поддержка  государством отечественных товаропроизводителей, способных выпускать товары, которые  сегодня востребованы Западом. Необходимо также применять более гибкую систему таможенных пошлин, определить отрасли экономики, которые нуждаются  в таможенной защите, ввести государственную  монополию на ввоз лекарственных  препаратов, табачных изделий, алкоголя, зерна и на вывоз нефти и  нефтепродуктов, цветных металлов и  т. д. 

Лыкшин С. и Свинаренко А. отмечают, что рыночная экономика (особенно в такой стране как Россия) немыслима без элементов централизованного  руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного планирования и руководство  экономической жизнью страны[14]. 

В этой связи можно  выделить основные направления государственно-правового  регулирования экономики в целом  и предпринимательской деятельности в частности. Это, в частности: государственная  собственность и предпринимательство, использование форм и методов  государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов); государственное регулирование  национального рынка России, государственное  регулирование международных экономических  отношений 

В экономической  программе России надо основной упор сделать на развитии (с элементами мощной государственной поддержки  и протекционизма) системообразующих  отраслей народного хозяйства, таких  как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический, химико-лесной комплексы, легкая промышленность. Именно в эти сферы экономики  следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала. 

С позиции обеспечения  национальной экономической безопасности важная проблема – рентный доход  России. Перераспределение рентного дохода позволит, с одной стороны, устранить (или, по крайней мере, сократить) разрыв в имущественном положении  граждан России – между бедными  и очень богатыми. С другой стороны, указанное перераспределение позволит несколько уменьшить количество отечественных миллиардеров, присваивающих  значительную часть рентного дохода. 

В целях обеспечения  национальной экономической безопасности руководству страны надо проводить  более взвешенную и последовательную внешнюю политику. 

Борисова В.Д. отмечает, что для любой страны невозможно достичь состояния национальной и в т.ч. экономической безопасности, если не удовлетворены потребности  населения в продовольствии как  одной из основ жизнедеятельности  общества[15]. 

Необходимо методологически  четко разграничить понятия «продовольственная обеспеченность общества» и «продовольственная безопасность». Продовольственная  обеспеченность – способность государства  обеспечить всех членов общества продовольствием  в достаточном, рациональном, экологически чистом и безопасном питании в  целях укрепления здоровья нации  и сохранения ее генофонда, увеличения продолжительности жизни, повышения  качества жизни, усиления трудовой активности населения не только с помощью  самообеспечения, но и с активным использованием преимуществ международного разделения труда. Продовольственная  же безопасность подразумевает способность  страны обеспечивать продуктами питания  свои текущие и чрезвычайные потребности  населения страны в целом, так  и каждого отдельно взятого человека в продовольствии в соответствии с научно-обоснованными нормами  за счет собственных ресурсов. 

В качестве критерия продовольственной безопасности страны используется уровень поставок импортного продовольствия от общих объемов  его потребления в стране. В  РФ пороговое значение не должно превышать 25%. Превышение указанного уровня порождает  стратегическую зависимость от стран-импортеров продовольствия. 

Примечательно, что  в развитых странах, например, в США  еще в 70-е гг. был принят закон  о продовольственной безопасности страны, направленный на обеспечение  стабильного продовольственного снабжения  за счет поддержки отечественного сельского  хозяйства и сохранения его природных  ресурсов, а также обеспечение  высокого качества продовольственных  продуктов, поддержание их высокой  конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. 

Приоритетными задачами в области обеспечения продовольственной  безопасности России должны быть признаны: 

·        Формирование в стране единого продовольственного комплекса и достижение им оптимального уровня производства продовольствия в  объеме, ассортименте и качестве, достаточных  для удовлетворения потребности  населения в питании в соответствии с научно-обоснованными нормами. 

·        Разработка оптимальных вариантов  структуры продовольственного импорта (тропических и субтропических культур). 

·        Определение потребностей населения  страны в питании и обеспечение  населения экологически чистым продовольствием, определяющим здоровье и продолжительность  жизни населения, генофонд нации. 

·        Обеспечение экономической доступности  к основному набору продуктов  питания, что означает обеспечение  платежеспособности спроса у основных социальных групп населения и  ликвидацию голода и недоедания. Необходима государственная политика перераспределения  доходов, расширения занятости и  увеличения потребления качественных продуктов питания, регулирование  цен на сельхозпродукцию и продовольствие. 

·        Создание и поддержание резервов продовольственного назначения, которые  могут быть использованы в экстремальных  ситуациях. 

·        Своевременное выявление, прогнозирование  и устранение угроз продовольственной  безопасности, определение пороговых  значений. 

·        Усиление государственного регулирования  межрегиональных поставок продовольствия и сырья для более полного  обеспечения регионов продовольствием. Например, 23 региона России выращивают зерно в избытке, а 50 регионов ощущают  в нем недостаток, при этом у  государства отсутствуют действенные  рычаги регулирования российского  зернового рынка, что позволяет  одним регионам устанавливать монопольную  цену, а другим завозить импортное  зерно, т.к. с учетом транспортных расходов отечественное зерно становится неконкурентоспособным. 

Информация о работе Внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности РФ