Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 04:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы — на основании литературных источников изучить деятельность коммерческих банков и их роль в Республике Беларусь
Были поставлены следующие задачи:
— изучить виды и функции коммерческих банков;
— рассмотреть деятельность коммерческих банков;
— изучить роль коммерческих банков в Республике Беларусь.
В соответствии с действующим законодательством банки вправе создавать обособленные подразделения — филиалы и представительства, которые юридическими лицами не являются, их структурные подразделения (расчетно-кассовые центры, обменные пункты и др.), расположенные вне места нахождения банка, его филиалов (отделений), не имеющие самостоятельного баланса и осуществляющие расчетное, кассовое обслуживание клиентов, валютно-обменные и иные операции, определяемые Национальным банком (ст. 87 Банковского кодекса).
— банки, уставный фонд которых образован полностью за счет взносов белорусских юридических и физических лиц-резидентов Республики Беларусь;
— банки с иностранными инвестициями (банки со стопроцентным иностранным капиталом (дочерние банки иностранных банков); банки с определенной долей иностранного капитала, переданного нерезидентами в уставный фонд банка).
Среди системообразующих банков АСБ «Беларусбанк» является крупнейшим белорусским коммерческим банком. В конце декабря 2005 г. АСБ «Беларусбанк» за счет средств республиканского и местного бюджетов увеличен уставный фонд на 41,2% до Br1176,439 млрд. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2005 г. № 647, на увеличение уставного фонда АСБ «Беларусбанк» из республиканского бюджета выделено Br300 млрд. Кроме того, в качестве взноса в уставный фонд переоформлены Br43,6 млрд., которые были выделены банку в 2005 г. из местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов для кредитования льготного жилищного строительства.
— инвестиционные банки (в Великобритании — эмиссионные дома, во Франции — деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. Организации этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды;
— сберегательные банки (в США — взаимосберегательные банки, в Германии — сберегательные кассы) — это, как правило, небольшие кредитные организации местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг;
— ипотечные банки — организации, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций. Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а также в жилищном и других видах строительства;
— банки потребительского кредита — тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.
Кроме того, выделяют инновационные, отраслевые и внутрипроизводственные банки.
Коммерческие банки должны работать на соответствующих принципах:
Коммерческие банки выполняют множество различных функций, наиболее значимыми среди которых являются:
На основе вышеизложенного можно констатировать, что банкам второго уровня присущи следующие основные функции:
Национальный банк и иные государственные органы не вправе требовать от банков выполнения не свойственных им функций, в частности, контроля за осуществлением клиентами лицензируемых видов деятельности; своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов; соблюдением клиентами сроков выплаты заработной платы, а также соблюдением ими и другими лицами условий заключенных между ними договоров. Однако в случаях, указанных Банковским кодексом, они выполняют функции агентов валютного контроля.
Следует отметить, что перечень контрольных функций банков довольно широкий. Банк перестает быть финансовым институтом, главной задачей которого является осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов и получение прибыли, а становится контролирующим органом. Целесообразно предусмотреть в нормативных правовых актах Национального банка и в Законе Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле от 22 июля 2003 г. виды банков, которые должны осуществлять контроль за осуществлением клиентами валютных операций и закрепить перечень функций этих банков, как агентов валютного контроля.
Выводы: Подводя промежуточный итог, отметим, что коммерческие банки образуют второй уровень банковской системы. Основная цель их деятельности заключается в предоставлении широкого спектра банковских услуг хозяйственным субъектам и народному хозяйству в целом. Коммерческие банки могут создаваться на основе различных форм собственности и в настоящее время различаются по многим признакам.
Белорусская банковская система, являясь практически ровесницей Беларуси как государственного образования, прошла вместе со своей страной через все периоды ее непростой истории. Как специфический сектор экономики, она пережила годы почти полного отрицания роли денег в народном хозяйстве и господства натурального обмена; длительное время существовала в условиях, когда деньги и банки использовались как учетно-распределительные инструменты в плановом хозяйстве и, наконец, дождалась их признания в качестве всеобщего эквивалента и универсального платежного средства в последние годы.
Датой рождения банковской системы Беларуси принято считать 3 января 1922 года — начало работы Белорусской конторы Государственного банка при Наркомфине БССР. Исторически это совпало с началом реализации новой экономической политики (НЭПа), основанной на сочетании плановых и рыночных подходов к управлению экономикой. После образования конторы Госбанка были открыты местные отделения в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке.
Банковская система тех лет известна активными усилиями по стабилизации денежного обращения и ликвидации дефицита госбюджета. Денежная реформа 1922—1924 годов, проведенная без иностранной помощи, создала прочную основу для восстановления и развития страны. Этот период в отечественной экономической истории характеризуется снижением цен на товарном рынке, повышением доходности крестьянских хозяйств, ростом реальной заработной платы. В 1925 году кредитные вложения по секторам экономики были распределены следующим образом: промышленность — 44,4%, сельское хозяйство — 14,5%, торговля — 40,4%, частный сектор — 0,7%.
В 1923 г. в связи с образованием СССР Госбанк РСФСР был преобразован в Госбанк СССР, в состав которого вошла и Белорусская контора, подчинявшаяся ранее Наркомфину БССР.
В 1923—25 гг. были открыты филиалы общесоюзных акционерных банков — Промбанка, Всесоюзного кооперативного, — а с 1936 г. — Торгбанка. В эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 г. был открыт Гомельский рабочий банк, преобразованный в 1924 г. в местный коммунальный банк; в 1925 г. был создан Белкоммунбанк.
С целью концентрации свободных средств для кредитования сельского хозяйства были организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское и Гомельское — в 1923 г.. Витебское и Оршанское — в 1924 г., Калининское — в 1925 г., Бобруйское и Могилевское — в 1926 г., Мозырское и Полоцкое — в 1927 г. Систему сельскохозяйственного кредитования возглавил Бепсельбанк, организованный в 1924 г. Представителям частного капитала было разрешено открывать товарищества взаимного кредита [4, с.8].
В соответствии с вышедшим в 1927 г. постановлением ЦИК и СНК СССР "О принципах построения кредитной системы". Госбанк стал играть доминирующую роль. А после кредитной реформы 1930—32 гг. акционерные банки, сельскохозяйственные кредитные учреждения и товарищества взаимного кредита были ликвидированы.
В 1930-1932 годах в стране была проведена кредитная реформа, суть которой сводилась к полной замене коммерческого кредитования прямыми банковскими кредитами с одновременным внедрением принципов хозрасчета и контроля рублем. В совокупности это позволило банкам увеличить объемы краткосрочного кредитования за последующие десять лет в 23 раза, причем на долю промышленности в предвоенном 1940 году приходилось 58% всех кредитов. К этому году в банковской системе Беларуси трудилось уже свыше 4 тысяч человек. В послевоенные годы банки Беларуси решали задачи, связанные с восстановлением разрушенного хозяйства, включая проведение в 1947 году денежной реформы.
С 1932 г. до 1959 г. в Белоруссии функционировали Коммунальный банк, филиалы Госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР и до 1957 г. — Торгбанка СССР [4, с.7].
В 1959 году была реорганизована и сама банковская система — упразднены специализированные банки, а их функции сосредоточены в Госбанке и Стройбанке. Весь послевоенный период банки работали в условиях жесткого централизованного планирования и их деятельность была направлена на решение задач своего времени — создание мощного промышленного и научного потенциала, развитие отраслей, определяющих технический прогресс. В 1981 году кредитные ресурсы банковской системы были распределены следующим образом: промышленность — 33,4%, сельское хозяйство — 23,4%, торговля и заготовки — 21,8%, прочие — 21,4%.
В 1987 г. были учреждены белорусские республиканские банки, ставшие филиалами Госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР. После объявления суверенитета Беларуси все банковские учреждения на территории страны были объявлены собственностью Республики Беларусь. На базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Белорусской ССР.
С этого момента началась новейшая история белорусской банковской системы.
В декабре 1990 г. были приняты законы "О Национальном банке Белорусской ССР" и "О банках и банковской деятельности в Белорусской ССР", то есть было положено начало формированию двухуровневой банковской системы страны: первый уровень — Национальный банк Белоруссии, второй — коммерческие банки. Специализированные государственные банки были преобразованы в акционерные коммерческие, стали создаваться новые универсальные банки, у истоков которых стоял уже частный капитал. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие.
В конце 2000 года положения перечисленных законов были объединены в принятом на смену им Банковском кодексе Республики Беларусь.
Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции [2].
Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.
В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.
Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. В уставе банка должны содержаться:
Информация о работе Возникновение коммерческих банков, их виды и функции