Выборочный конспект из работы Ч.Р. Миллса «Социологическое воображение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Сделайте конспект работы В.П.Горяинова по теме «Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени». Цель задания: формирование у студента практических ..

Содержание

Задание №1. Выборочный конспект из работы Ч.Р. Миллса
«Социологическое воображение»…………………………………………………..3
Задание №2. Эссе на тему: « Образование как социальный институт
общества, его эволюция и современное состояние»………………………………9
Задание №3. Конспект работы В.П. Горяинова по теме: «Критерии
поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости
социального времени»………………………………………………………………13
Задание №4. Социологическое исследование на тему: «Терроризм
как протестное движение»………………………………………………………….18
Задание №5. Конспект из работы Ю.Г. Волкова по теме: «Расовое,
этническое и гендерное неравенство»………….…………………………………25
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

СРС по Социологии.docx

— 62.53 Кб (Скачать файл)

“Расист в душе” – человек с предубеждениями, который, тем не менее, не станет участвовать в дискриминации под общественным давлением.

“Убежденный расист” – человек с предубеждениями, который без колебаний действует в соответствии со своими взглядами.

Мертон указывает, что законодательство, основанное на принципе равных возможностей, оказывает самое значительное влияние на “колеблющегося либерала” и на “расиста в душе”.

В годы после Второй мировой войны белые перешли от открытых и “воинствующих” проявлений дискриминации к более скрытым формам. Опросы общественного мнения, проведенные за последние 40 лет, выявляют неуклонный, хотя и постепенный сдвиг настроений белого населения в сторону либерализма в расовых вопросах.

Институциональная дискриминация. Дискриминация не является делом только индивидов. В своей повседневной деятельности общественные институты также осуществляют систематическую дискриминацию против членов некоторых групп – институциональную дискриминацию. Так, работодатели часто конкретизируют профессиональные требования к кандидатам, желающим устроиться на какую-то определенную работу. Обычно профессиональные требования связаны с прошлым опытом работы и некоторым уровнем формального образования. Стандарты, которыми руководствуются работодатели, могут выглядеть совершенно недискриминирующими, поскольку они касаются всех кандидатов на место независимо от расы, происхождения и т.п. Но коль скоро у членов некоторых расовых и этнических групп отсутствуют равные с прочими членами общества возможности по приобретению профессионального опыта и получению университетских и прочих профессиональных степеней, их положение на рынке рабочей силы изначально оказывается невыгодным.

Функционалистская и конфликтологическая теории

Функционалистская и конфликтологическая теории придерживаются разных подходов к проблеме расовой и этнической стратификации. Тем не менее эти теории дополняют друг друга.

Функционалистская теория. Функционалисты рассматривают общество по аналогии с живым организмом, в котором различные части вносят свой вклад в выживание целого. С точки зрения целого они анализируют и конкретные социальные функции, и дисфункции. Хотя на первый взгляд может показаться, что расовые и этнические конфликты оказывают разрушительное действие на социальную солидарность и стабильность, сторонники функционального подхода указывают, что конфликты могут, тем не менее, играть позитивную роль в обществе. Во-первых, конфликт стимулирует формирование групп, а группы являются строительными блоками общества.

Во-вторых, конфликт не только помогает идентифицировать себя с группой и установить ее границы, он также способствует сплочению группы, делая ее членов более чувствительными к групповым связям.

В-третьих, этнический и расовый конфликт может выполнять роль предохранительного клапана для всего общества в целом

В-четвертых, функционалисты указывают, что многообразие конфликтов между большим количеством групп внутри общества способствует развитию демократии в противовес тоталитарному порядку. Дисфункции, создаваемые расовыми и этническими конфликтами, часто представляются более очевидными, чем функции. Конфликт может достигать такой частоты и интенсивности, что вся социальная структура ставится под удар. Более того, энергия и ресурсы истощаются и распыляются впустую, вместо того чтобы направляться по более продуктивным каналам. Страх и неуверенность в будущем, вызываемые конфликтами, могут приводить к неэффективному использованию человеческих ресурсов и индивидуальных способностей.

Российская Федерация – многонациональное государство, в котором насчитывается 176 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские – 82% общей численности населения государства.

По данным переписей населения 1989 и 1994 гг., на 100 000 населения приходится 82 950 русских.

Русские представляют наиболее многочисленную группу славянских народов, проживающих на российской территории, и преобладают во всех регионах России за исключением республик Северного Кавказа (Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия), Поволжья (Татарстан, Калмыкия), Волго-Вятского района (Чувашия и Марий Эл), Урала (Удмуртия, Башкортостан, Коми-Пермяцкий автономный округ), Западной Сибири (Республика Алтай), Восточной Сибири (Республика Тыва), Дальнего Востока (Республика Саха (Якутия). 
Наиболее компактные места проживания русских – центральные, западные, частично северные области европейской части РФ. В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Рязанской областях более 90% населения составляют русские, а в Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке численность русских достигает 80-85% всей численности населения этих регионов. 
На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,77о), далее украинцы (3%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.

По структуре национального состава (без учета русского населения) регионы можно разделить на три вида:

    • многонациональные регионы (например, Дагестан);
    • двунациональные регионы (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ханты-Мансийский и Долгано-Ненецкий автономные округа);
    • мононациональный регион (Адыгея, Северная Осетия, Бурятия, Калмыкия и др.).

Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями угро-финской языковой группы: коми, пермяки, карелы, саамы.

 В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. Это относящиеся к угро-финской группе удмурты, мордва (эрзя и мокша). Марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры и чуваши.

Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы угорской группы – ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, каряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты, имеющие американоидные черты,– к особой семье. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой языковой группе относят также калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Миллс, Ч.Р. Социологическое воображение / Ч.Р.Миллс; Пер. с англ.      О.А.Оберемко; Под общ.ред. и с предисл. Г.С.Батыгина; Ин-т «Открытое     о-во». – М.: Стратегия, 1998. – 261 с.
  2. Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с.   Гл 2 § Социологическое воображение.
  3. The Bologna Process (Information of the European Commission) (in English) http://ec.europa.eu/education/policies/educ/bologna/bologna_en.html
  4. Нечаев Н., Казаренкова Т. Болонский процесс и модернизация российского образования // СОЦИС – 2004 - № 9.
  5. Онокой Л. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования // СОЦИС – 2004 - № 2.
  6. Осипов А., Иванов С. Университет как региональная корпорация // СОЦИС – 2004 - № 11.
  7. Праздникова Г. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования // СОЦИС – 2005 - № 10.
  8. Раздел «Социология образования»» // СОЦИС – 2005 - № 7 – С.107-124
  9. Садовничий В.А. и др. Университетское образование. Приглашение к размышлению М.: Из-во Моск ун-та.- 1995.- 352 с.
  10. Горяинов В.П. Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени // СОЦИС – 2006 - № 4.
  11. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В.Р., Попов А.В. Социология. Учебник /под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. – 3-у изд.- М.:Гардарики, 2007. – 512с.
  12. Журнал «Социологические исследования» за 2010 – 2013 годы.
  13. Порталы, универсальные поисковые системы и каталоги Интернет-ресурсов. В кн.: Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. С. 491-522.
  14. Адреса электронных библиотек:

http://www.lib.socio.msu.ru

http://www.i-u.ru

http://www.auditorium.ru

http://www.ihtik.lib.ru

http://www.irklib.ru

www.ecsocman.edu.ru

  1. Социология : учеб., для вузов / Ю. Г. Волков [и др.]. - Изд. 3-е. - М.: Гардарики, 2007. – С. 271-291.

 

 


Информация о работе Выборочный конспект из работы Ч.Р. Миллса «Социологическое воображение»