Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:12, курсовая работа
Сделайте конспект работы В.П.Горяинова по теме «Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени». Цель задания: формирование у студента практических ..
Задание №1. Выборочный конспект из работы Ч.Р. Миллса
«Социологическое воображение»…………………………………………………..3
Задание №2. Эссе на тему: « Образование как социальный институт
общества, его эволюция и современное состояние»………………………………9
Задание №3. Конспект работы В.П. Горяинова по теме: «Критерии
поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости
социального времени»………………………………………………………………13
Задание №4. Социологическое исследование на тему: «Терроризм
как протестное движение»………………………………………………………….18
Задание №5. Конспект из работы Ю.Г. Волкова по теме: «Расовое,
этническое и гендерное неравенство»………….…………………………………25
Литература
“Расист в душе” – человек с предубеждениями, который, тем не менее, не станет участвовать в дискриминации под общественным давлением.
“Убежденный расист” – человек с предубеждениями, который без колебаний действует в соответствии со своими взглядами.
Мертон указывает, что законодательство, основанное на принципе равных возможностей, оказывает самое значительное влияние на “колеблющегося либерала” и на “расиста в душе”.
В годы после Второй мировой войны белые перешли от открытых и “воинствующих” проявлений дискриминации к более скрытым формам. Опросы общественного мнения, проведенные за последние 40 лет, выявляют неуклонный, хотя и постепенный сдвиг настроений белого населения в сторону либерализма в расовых вопросах.
Институциональная дискриминация. Дискриминация не является делом только индивидов. В своей повседневной деятельности общественные институты также осуществляют систематическую дискриминацию против членов некоторых групп – институциональную дискриминацию. Так, работодатели часто конкретизируют профессиональные требования к кандидатам, желающим устроиться на какую-то определенную работу. Обычно профессиональные требования связаны с прошлым опытом работы и некоторым уровнем формального образования. Стандарты, которыми руководствуются работодатели, могут выглядеть совершенно недискриминирующими, поскольку они касаются всех кандидатов на место независимо от расы, происхождения и т.п. Но коль скоро у членов некоторых расовых и этнических групп отсутствуют равные с прочими членами общества возможности по приобретению профессионального опыта и получению университетских и прочих профессиональных степеней, их положение на рынке рабочей силы изначально оказывается невыгодным.
Функционалистская и конфликтологическая теории
Функционалистская и конфликтологическая теории придерживаются разных подходов к проблеме расовой и этнической стратификации. Тем не менее эти теории дополняют друг друга.
Функционалистская теория. Функционалисты рассматривают общество по аналогии с живым организмом, в котором различные части вносят свой вклад в выживание целого. С точки зрения целого они анализируют и конкретные социальные функции, и дисфункции. Хотя на первый взгляд может показаться, что расовые и этнические конфликты оказывают разрушительное действие на социальную солидарность и стабильность, сторонники функционального подхода указывают, что конфликты могут, тем не менее, играть позитивную роль в обществе. Во-первых, конфликт стимулирует формирование групп, а группы являются строительными блоками общества.
Во-вторых, конфликт не только помогает идентифицировать себя с группой и установить ее границы, он также способствует сплочению группы, делая ее членов более чувствительными к групповым связям.
В-третьих, этнический и расовый конфликт может выполнять роль предохранительного клапана для всего общества в целом
В-четвертых, функционалисты указывают, что многообразие конфликтов между большим количеством групп внутри общества способствует развитию демократии в противовес тоталитарному порядку. Дисфункции, создаваемые расовыми и этническими конфликтами, часто представляются более очевидными, чем функции. Конфликт может достигать такой частоты и интенсивности, что вся социальная структура ставится под удар. Более того, энергия и ресурсы истощаются и распыляются впустую, вместо того чтобы направляться по более продуктивным каналам. Страх и неуверенность в будущем, вызываемые конфликтами, могут приводить к неэффективному использованию человеческих ресурсов и индивидуальных способностей.
Российская Федерация – многонациональное государство, в котором насчитывается 176 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские – 82% общей численности населения государства.
По данным переписей населения 1989 и 1994 гг., на 100 000 населения приходится 82 950 русских.
Русские представляют наиболее
многочисленную группу славянских народов,
проживающих на российской территории,
и преобладают во всех регионах России
за исключением республик Северного Кавказа
(Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная
Осетия, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия),
Поволжья (Татарстан, Калмыкия), Волго-Вятского
района (Чувашия и Марий Эл), Урала (Удмуртия,
Башкортостан, Коми-Пермяцкий автономный
округ), Западной Сибири (Республика Алтай),
Восточной Сибири (Республика Тыва), Дальнего
Востока (Республика Саха (Якутия).
Наиболее компактные места проживания
русских – центральные, западные, частично
северные области европейской части РФ.
В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской,
Рязанской областях более 90% населения
составляют русские, а в Западной, Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке численность
русских достигает 80-85% всей численности
населения этих регионов.
На втором месте по национальному признаку
стоят татары (3,77о), далее украинцы (3%),
чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных
национальностей не превышает 1%.
По структуре национального состава (без учета русского населения) регионы можно разделить на три вида:
Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями угро-финской языковой группы: коми, пермяки, карелы, саамы.
В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. Это относящиеся к угро-финской группе удмурты, мордва (эрзя и мокша). Марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры и чуваши.
Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы угорской группы – ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, каряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты, имеющие американоидные черты,– к особой семье. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой языковой группе относят также калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.
Литература
http://www.lib.socio.msu.ru
http://www.i-u.ru
http://www.auditorium.ru
http://www.ihtik.lib.ru
http://www.irklib.ru
www.ecsocman.edu.ru
Информация о работе Выборочный конспект из работы Ч.Р. Миллса «Социологическое воображение»