Годовая бухгалтерская финансовая отчетность организации, порядок её составления и представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 02:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – подтверждение существенности и значимости годовой бухгалтерской отчетности, а также рассмотрение порядка ее составления и методики проведения анализа основных ее показателей.
Задачи курсовой работы, решение которых необходимо для достижения поставленной цели: а) изучить теоретические основы составления годовой бухгалтерской отчетности на основании нормативных актов, устанавливающих порядок составления и представления бухгалтерской отчетности; б) изучить методику анализа годовой бухгалтерской отчетности;

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….3
Глава I. Теоретические основы годовой бухгалтерской отчетности……..6
1.1. Сущность, состав и значения годовой бухгалтерской отчетности………..6
1.2. Порядок составления основных форм годовой бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..12
1.3. Методика составления анализа годовой бухгалтерской отчетности…….14
Глава II. Анализ годовой бухгалтерской отчетности…………………..….20
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Лукойл»…….20
2.2. Анализ бухгалтерского баланса……………………………………………22
2.3. Анализ отчета о финансовых результатах……………………………...…28
2.4. Анализ отчета об изменениях капитала………………………………...…29
2.5. Анализ движения денежных средств………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Исмаилов Р.Ш. 4.7гр..doc

— 2.62 Мб (Скачать файл)

Форма № 4 "Отчет о движении денежных средств" отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода, а также потоки денежных средств (поступления и расходование) «в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия» [11.с 89]. Данный отчет позволяет получить информацию о величине поступлений финансовых ресурсов в данном интервале анализа и об источниках их образования, а также о суммах и направлениях использования денежных средств предприятия. «Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте РФ. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду, при этом данные пересчитываются по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности».

Формы № 3 и № 4 дополняют бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, позволяют раскрыть факторы, определившие изменение финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, помогают построить прогнозы на предстоящий период на основе экстраполяции действовавших тенденций с учетом новых условий.

Состав информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, приведен в каждом из ПБУ. Организация с учетом характера и конкретных обстоятельств возникновения того и или иного показателя определяет необходимость и порядок его отражения в отчетности.

Согласно Приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу, могут предоставляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.

Составлять пояснительную записку должны все организации, кроме бюджетных; общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг) [3, с. 28]; субъектов малого предпринимательства, не обязанных проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ. Имеют право не вести бухгалтерский учет и не представлять пояснительную записку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона «О бухгалтерском учете».

Если фирмы имеются дочерние и зависимые общества, то необходимо составить сводную отчетность и пояснительную записку к ней [5, с. 65].

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 ФЗ «О бухгалтерском учете», организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

    1. Порядок составления основных форм годовой бухгалтерской отчетности

По своему построению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел (актив и пассив), итоги которых (валюта баланса) равны между собой. Под активами обычно понимают ресурсы организации, которые дают определенное представление о ее потенциале по генерированию будущих ресурсов, или будущей экономической выгоде, воплощенной в том или другом активе. В актив баланса включены статьи, по которым показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств.

Если актив баланса раскрывает предельный состав имущественной массы организации, то пассив баланса имеет другое значение. Он показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации, и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы организации. В отличие от прежней трактовки пассива как источника образования и размещения средств предприятия, в рыночной экономике пассив, в большей мере, определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные организацией ресурсы (активы). Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами.

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98. В графе "На конец отчетного периода" показывает данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода.

Согласно Приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» в случае не заполнения той или иной статьи (строки, графы), ввиду отсутствия у организации в отчетном периоде соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственных операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

По группе статей "Основные средства" приводятся показатели по основным средствам, как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе по остаточной стоимости (за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется). В организации применяет классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы. Имущество стоимостью до 2000 руб. списывается в производство в полной суме по мере ввода его в эксплуатацию.

Общество применяет линейный метод начисления амортизации по всем видам основных средств. При начислении амортизационных отчислений бухгалтер руководствуется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 65н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 января 1998 г., регистрационный N 1451. Так в форме № 1 отражена стоимость основных фондов организации по остаточной стоимости.

Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, которое выделяет и требует раздельно раскрывать как минимум выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг, проценты к получению; доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы, вне реализационные доходы и чрезвычайные доходы.

По статье "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам. При определении себестоимости проданных продукции, работ, услуг бухгалтер в организации руководствуется требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 1999 г., регистрационный номер 1790), отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Себестоимость превысила выручку в связи с тем, что косвенные расходы также включены в себестоимость согласно учетной политике организации. Данные статьи "Валовая прибыль" определяются как разница между данными статьи "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" и данными статьи "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг". Так как коммерческие и управленческие расходы полностью учитываются в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности в статьях "Коммерческие расходы" и «Управленческие расходы» отчета о финансов результатах ставятся прочерки. Соответственно прибыль (убыток) от продаж равна валовой прибыли (убытку).

    1. Методика составления анализа готовой бухгалтерской отчетности в организациях

Перед представлением результатов работы предприятия за очередной отчетный год финансовый директор должен убедиться в том, что бухгалтерская отчетность не содержит грубых ошибок, а ее показатели отражают реальное финансовое состояние компании.

Такое правило справедливо не только потому, что корректная отчетность не вызовет нареканий со стороны аудиторов и контролирующих органов, но и потому, что внешние и внутренние пользователи, получая актуальные и достоверные сведения о деятельности хозяйствующего субъекта, смогут принимать необходимые управленческие решения.

Общих приемов проверки отчетности немного, и они достаточно эффективны. Основными приемами, которые может применить финансовый директор для экспресс-проверки отчетности, являются:

- чтение отчетности;

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ.

Чтение отчетности представляет собой информационное ознакомление с общим отражением в отчетности финансового положения компании по данным баланса, отчета о прибылях и убытках, сопутствующим формам и приложениям к ним. В процессе чтения отчетности рассматриваются показатели разных форм отчетности в целом, а также в их взаимосвязи. Чтение отчетности позволит выявить и технические нарушения, связанные с неправильным отражением показателей в разных формах отчетности, арифметические ошибки. [8.с 23.]

Ниже приведены основные показатели, на которые нужно обратить внимание при чтении отчетности.

I. Бухгалтерский Баланс. Форма № 1.

1. Итоговые суммы Актива и  Пассива на начало года должны  совпадать соответственно с итоговыми суммами Баланса на конец прошлого года. Расхождения должны быть объяснены в пояснительной записке.

2. По строке «Незавершенное строительство»  сальдо может иметь значение  только для организаций, осуществляющих  деятельность с длительным сроком  формирования затрат. Обычное приобретение основных средств к такой деятельности не относится.

3. При наличии убытка в декларации  по налогу на прибыль, в Разделе вне оборотные активы должно быть сальдо по строке Отложенные налоговые активы.

При анализе сальдо отложенных налоговых активов нужно учитывать, что согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» отложенные налоговые активы признаются только при условии существования вероятности получения компанией налогооблагаемой прибыли. Если вероятность уменьшения или погашения в последующих отчетных периодов вычитаемых временных разниц отсутствует, отложенные налоговые активы в отчетности не отражаются, а информация об этом подлежит раскрытию в пояснительной записке.

4. При надлежащем контроле за  оформлением и поступлением счетов-фактур от поставщиков показатель по строке НДС по приобретенным ценностям стоимостного выражения не имеет.

5. Показатель по строке «Уставный  капитал» должен соответствовать  сумме капитала организации объявленного  в Уставе организации.

6. Если Уставом организации предусмотрено  образование резервного фонда  и компания имеет прибыль, показатель  по строке «Резервный капитал»  должен иметь положительное числовое  значение.

7. Разница в остатках на конец  и начало отчетного года по  строке Нераспределенная прибыль (убыток) должна соответствовать показателю «Чистая прибыль (убыток)» по ОПУ (Форма № 2), если не начислялись дивиденды и не образовывался резервный фонд.

8. Остатки материальных запасов, стоимость основных средств, дебиторская  и кредиторская задолженности должны быть подтверждены инвентаризацией остатков (задолженность по налогам и сборам на конец отчетного года- соответствовать итоговой сумме по Акту сверки с ИФНС на отчетную дату, если выверка проводилась).

9. При наличии у организации договоров кредита или займа, поручительства стоимость имущества, переданного в залог, должна быть отражена в справке о забалансовых счетах в составе Обеспечений обязательств выданных, а стоимость имущества, полученного в залог, должна быть отражена в составе Обеспечений обязательств полученных.

II. Отчет о финансовых результатов. Форма № 2.

1. Стоимостные значения показателей  в графе за аналогичный период  предыдущего года должны соответствовать  ОПУ за прошлый год.

2. Отражение числовых значений  отложенных налогов и обязательств показывает наличие у организации временных разниц, возникших при расчете налога на прибыль из-за разных правил учета доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете, которые должны быть раскрыты в пояснительной записке.

3. Показатель текущего налога на прибыль должен равняться показателю по строке 180 Листа 02 Декларации по налогу на прибыль.

4. Отражение числовых значений  постоянных активов и обязательств  в справочном разделе ОПУ (Форма  № 2) показывает наличие доходов  и расходов, которые возникли из-за непреодолимых различий между бухгалтерским и налоговым учетом. Большая сумма постоянных разниц, увеличивающая налоговую прибыль, должна побуждать финансового директора к анализу их природы и при необходимости- к усилению внутреннего контроля, в том числе за оформлением и движением первичных документов.

III. Отчет об изменениях капитала. Форма № 3.

1. Остатки капитала по его  видам на начало года должны  совпадать соответственно с остатками  на конец прошлого года. Расхождения  должны быть объяснены в пояснительной записке.

2. Остатки уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной  прибыли (непокрытого убытка) должны  равняться соответствующим показателям  третьего раздела Баланса (Форма  № 1).

3. Показатель чистой прибыли (убытка) должен соответствовать сумме чистой прибыли (убытка), указанной в ОПУ (Форме № 2, стр.190), за отчетный период и стр.470 Баланса- на начало и конец отчетного периода.

Информация о работе Годовая бухгалтерская финансовая отчетность организации, порядок её составления и представления