Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:39, курсовая работа
Целью данной работы является формирование целостного представления о государственной службе и их служащими, её административно – правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Для достижения этой цели поставим перед собой следующие задачи:
• Проанализировать теоретические подходы к определению понятия государственной службы;
• Показать роль государственной службы в управлении таким сложным механизмом как государство;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………........ I. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОССЛУЖБЫ В РФ…………………5
1.1. Понятие, виды и функции государственной службы.……………………….…5
1.2. Нормативно-правовая база и принципы построения системы государственной службы в современной России……………….......................................................11
1.3. Основы классификации государственных служащих ………………….……..16
II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОССЛУЖБЫ В РФ И ОСНОВЫ ЕЁ РЕФОРМИРОВАНИЯ…………………………………………………………………20
2.1. Оценка современной российской государственной службы и предпосылки ее реформирования …………………………………………………………………20
2.2. Сущность и принципы реформирования государственной
службы …..............................................................................................................25
2.3. Основные проблемы реформы института государственной службы…….32
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ……………………………………………………………………………………...36
3.1. Пути решения проблем государственной службы в современной России......36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………………. .39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………..…………………..............................41
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Омский государственный университет»
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему «Государственная служба в РФ»
По дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»
Выполнил: студент гр. -----
___________
Руководитель : к.э.н., доц.
___________ Гадалин С.И.
Омск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1. Понятие, виды и функции государственной службы.……………………….…5
1.2. Нормативно-правовая база и принципы
построения системы государственной службы
в современной России………………..................
1.3. Основы классификации государственных служащих ………………….……..16
II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОССЛУЖБЫ
В РФ И ОСНОВЫ ЕЁ РЕФОРМИРОВАНИЯ…………………………………………
2.1. Оценка современной российской государственной службы и предпосылки ее реформирования …………………………………………………………………20
2.2. Сущность и принципы реформирования государственной
службы ….............................
2.3. Основные проблемы реформы института государственной службы…….32
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В РФ…………………………………………………………………………
3.1. Пути решения проблем государственной службы в современной России......36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………..…………………
В последнее десятилетие XX века в России произошли коренные изменения как в экономической так и в политической сфере, начались правовые преобразования, вызванные перестройкой отношений собственности и системы власти. Формируется и новая, соответствующая переходному периоду, система государственного управления.
Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
Россия преобразуется в демократическое федеративное правовое государство. Вслед за коренными изменениями в политической системе происходит смена общественно-экономической формации. Вот уже десять лет страна живет по новым законам. В обозримой исторической перспективе сформируется хотя еще и не рыночная, но уже не прежняя административно-командная, а соответствующая переходному периоду система государственного управления.
В последнее время, в
пору относительной
Целью данной работы является формирование целостного представления о государственной службе и их служащими, её административно – правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Для достижения этой цели поставим перед собой следующие задачи:
I. Содержание и основы государственной службы в РФ.
1.1. Понятие, функции и виды государственной службы.
Государственная служба отражает задачи, функции и основные черты государства, а также призвана обеспечивать их практическое осуществление. В Федеральном законе (где номер № ЗАКОНА???? )от 27 мая 2003г. было дано широкое определение, в котором под государственной службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; Органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации» [2] .
Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях[6]. Государственная служба – это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. Поэтому принимаются «на постоянную работу», им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги[8].
Государственные должности
государственной службы подразделяются
на группы, кроме этого государством
устанавливаются перечни
Как уже отмечалось выше государственная служба – особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих. Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Возникает вопрос об определении круга государственных органов, профессиональная деятельность в которых считается государственной службой. Следует ли к их числу относить лишь федеральные государственные органы, а также соответствующие органы субъектов федерации либо добавить и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц и осуществляющие определенные управленческие функции, в частности в регионах[12].
Возможность создания таких
органов предусмотрена
Каждый государственный орган уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.
Таким образом, согласно действующему законодательству государственная служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной службе параметры крупнейшего публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе[7].
Деление государственной службы на виды обусловлено федеративным устройством РФ, принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности.
В соответствии с принципом федерализма различаются :
а) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации (п. "т" ст. 71 Конституции РФ);
б) государственная служба субъектов РФ, находящаяся в их ведении (см. п. 3 ст. 2 Закона об основах государственной службы ) ГДЕ НОМЕР ЗАКОНА № ?????).
В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся лишь кадры судебных и правоохранительных органов (кстати, судьи не являются лицами, замещающими государственные должности государственной службы со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности, на них не распространяется действие Закона об основах государственной службы).
Актом, специально посвященным регламентации основных вопросов федеральной государственной службы, является Закон об основах государственной службы. Однако правовая основа федеральной государственной службы не ограничивается только этим законом. Она осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законодательными и иными правовыми актами. Более того, закон не подменяет во всем ранее изданные правовые акты, регулирующие государственную службу в федеральных органах государственной власти ряда специализированных отраслей и сфер управления-В соответствии с этим законом могут приниматься федеральные законы, устанавливающие особенности государственной службы в отдельных государственных органах.
Законом об основах государственной службы регламентируется широкий круг вопросов, связанных с организацией федеральной службы, ее прохождением, социальной защитой государственных служащих и т. д.
Как отмечалось, Конституция РФ в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе в субъектах РФ. Но, относя к ведению РФ лишь федеральную службу, тем самым предрешает, что государственная служба в субъектах находится в их ведении. Однако, во-первых, вопросы государственной службы не во всех субъектах РФ получили специальную регламентацию, подобно федеральной государственной службе; во-вторых, государственная служба здесь осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами; в-третьих, отдельные вопросы государственной службы в субъектах РФ регламентируются их конституциями и иными правовыми актами; в-четвертых, Конституция РФ не исключает издания федеральными органами актов по вопросам государственной службы в субъектах РФ. Например, на государственных служащих субъектов РФ распространяется, за установленными исключениями, действие трудового законодательства, находящегося, как известно, в совместном ведении РФ и ее субъектов[28].
В таком же ведении находится установление общих принципов организации органов государственной власти, которому могут сопутствовать вопросы государственной службы в соответствующие органах.
Закон РФ об основах государственной службы является, в сущности, "стержневым", ибо содержит по определенным вопросам нормы, которые обязаны соблюдаться при регламентации и функционировании государственной службы также в субъектах РФ. Например, понятие служащего, квалификационные требования к нему, ограничения при прохождении им государственной службы и т. д.
Следовательно, решение кадровых вопросов относится не только к правоохранительным органам, о чем имеется прямое указание в Конституции РФ, но и к другим органам субъектов РФ.
Однако, с точки зрения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий, по общему правилу, государственная служба субъектов РФ находится в их ведении.
В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, которая также является государственной. Но вопрос о принадлежности органов прокуратуры к той или иной власти остается проблематичным. Включение статей о прокуратуре в главу Конституции РФ "Судебная власть" является механическим, то есть не имеющим концептуальной основы[4].
Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. В специальном смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах — военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, налоговой полиции и др. Характерным для регулирования этих и подобных им видов службы является то, что оно обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом.