Государственная служба в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является формирование целостного представления о государственной службе и их служащими, её административно – правовом статусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификацию госслужащих. Для достижения этой цели поставим перед собой следующие задачи:
• Проанализировать теоретические подходы к определению понятия государственной службы;
• Показать роль государственной службы в управлении таким сложным механизмом как государство;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………........ I. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ГОССЛУЖБЫ В РФ…………………5
1.1. Понятие, виды и функции государственной службы.……………………….…5
1.2. Нормативно-правовая база и принципы построения системы государственной службы в современной России……………….......................................................11
1.3. Основы классификации государственных служащих ………………….……..16
II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОССЛУЖБЫ В РФ И ОСНОВЫ ЕЁ РЕФОРМИРОВАНИЯ…………………………………………………………………20
2.1. Оценка современной российской государственной службы и предпосылки ее реформирования …………………………………………………………………20
2.2. Сущность и принципы реформирования государственной
службы …..............................................................................................................25
2.3. Основные проблемы реформы института государственной службы…….32
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ……………………………………………………………………………………...36
3.1. Пути решения проблем государственной службы в современной России......36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………………. .39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………..…………………..............................41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 1 цыганок.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

В наиболее общем виде функции государства  – это определяемые конкретно-историческими условиями существования государства основные направления его деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих именно данному типу государства формах и с помощью специфических методов[5].

Функции государства  выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Соответственно выделяются виды государственной деятельности, отличающиеся своим назначением, субъектами, методами и формами осуществления государственных функций.

Под функциями государственной  службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Правоприменительная функция  – это реальное претворение в  жизнь Конституции РФ, законов  и иных нормативных правовых актов  государства.

Правотворческая функция – это разработка и принятие нормативных актов. Государственная служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ.

Правозащитная функция  – это обеспечение прав и свобод граждан.

Регулирующая функция – это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении.

Организационная функция  – это обеспечение практической реализации компетенции государственных  органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и  эффективного влияния на процессы в  обществе.

Все функции реализуются в публично-правовой форме. Государство придает общеобязательное значение государственно-служебной деятельности и государственно-служебным полномочиям и доводит эти установления до всего общества посредством законов и иных нормативно-правовых актов. Государственная служба реализует свои функции в конкретных правоотношениях, используя правоприменение и правоохрану. Таким образом, весь механизм публично-правового регулирования выступает формой реализации функций государственной службы[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Нормативно-правовая база и принципы  построения системы государственной службы в современной России.

 

 В Российской Федерации нет правового акта, который регулировал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией РФ м конституциями республик, уставами субъектов РФ, иными правовыми актами РФ и ее субъектов. К ним относятся Закон об основах государственной службы, Трудовой кодекс РФ[1].

  1. Специальными правовыми актами и нормами регулируются многие вопросы государственной службы в военизированных и правоохранительных органах, а также в органах, работники которых в силу служебных обязанностей соприкасаются с населением, деятельностью различных предприятий, учреждений и организаций, осуществляют специальные, контрольно-надзорные функции (транспорта, связи, различных инспекций и др.). Например, законами РФ от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе", от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих" Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власти. - М., 1996. – 468 с., от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции"; Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г., Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г., и др. В различных правовых актах предусматриваются особенности государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах.

Отношение конституций  и уставов соответствующих субъектов  Российской Федерации к вопросам их государственной службы отличается пестротой. С этой точки зрения можно сгруппировать Конституции и уставы, которые:

а) содержат отдельные  главы, посвященные государственной службе данного субъекта РФ. Например, уставы Липецкой, Курганской, Свердловской областей. Устав Свердловской области в этом отношении является уникальным. В нем достаточно подробно регламентируются вопросы, касающиеся понятия и организации государственной службы; понятия государственного служащего области, ответственности и ограничения прав государственных служащих, гарантий осуществления ими прав;

б) относят государственную  службу субъекта РФ к его ведению (см., например, п. "о" ст. 37 Устава Ставропольского края, п. "л" ст. 5 Устава Иркутской области);

в) ограничиваются отнесением к ведению данного субъекта РФ учреждение его наград и почетных званий и иных мер поощрения (см., например, п. 19 ст. 81 Конституции Республики Дагестан, п. "к" ст. 22 Устава Оренбургской области). Нередко прямое указание на этот счет отсутствует, но такое полномочие вытекает из компетенции тех или иных органов и высших должностных лиц (руководителей) субъектов РФ.

Но конституции и  уставы субъектов РФ являются не единственными актами, содержащими нормы по вопросам государственной службы. Субъекты вправе регулировать их с помощью других правовых актов. Во многих субъектах уже приняты законы о государственной службе.

В систему правовых актов  о государственной службе входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных их должностных лиц; должностные инструкции и др.

Как правило, специальные  правовые акты, касающиеся вопросов государственной службы, распространяют свое действие на определенные категории государственных служащих.

Принцип – центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Государственная служба основывается на основополагающих принципах  организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы, которые закреплены в Федеральном законе от 27 мая 2003г[9].

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить  в жизнь эти принципы. Государственные  служащие обязаны руководствоваться  ими в своей работе.

Все принципы органически  взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления  государственной службы. Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной службы и основ правового положения государственных служащих РФ.

Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Принцип равного  доступа к государственной службе тоже является конституционным. Он означает равный доступ граждан к государственной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных служащих:

    • быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;
    • хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;
    • знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством  должностными положениями и инструкциями;
    • владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;
    • иметь общую и профессиональную подготовку;
    • знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Закрепляя этот принцип в качестве ведущего начала государственной службы, закон признает, что положение государственных служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

Можно выделить еще такие  не мало важные принципы, как законность,  взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы, защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано, государственная служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Понятие и классификация государственных служащих.

 

В соответствии с законом  об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации[6]. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

а) гражданин Российской Федерации;

б) замещает государственную должность  в государственном органе;

в) замещает в таком органе должность  государственной службы;

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Лица, занимающие должности в государственных  органах, а также на государственных  предприятиях, в учреждениях и  организациях, но не характеризующиеся  указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются.

Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов  разнообразно и трудятся они в  неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям (см. рис 1.).

1. По масштабу  деятельности органов государственной  власти, где они служат, государственные  служащие могут быть разделены  на федеральных служащих и  служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих  федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат  Федерального Собрания РФ и т.д.

Рис. 1. Классификация государственных служащих.

 

В субъектах  Федерации сосредоточена основная часть государственных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.

2. Если взять  за основу такой критерий, как  особенности службы в федеральных  государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

3. В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Информация о работе Государственная служба в РФ