Готовая продукция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Анализ финансово-хозяйственной деятельности начинает занимать все большее место в управлении российскими предприятиями и очевидно, что более широкое его применение позволит существенно повысит эффективность производства и обеспечить экономический рост.
Основной целью курсовой работы является проведение анализа производства и реализации продукции, выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде, выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности и выявление резервов повышения эффективности производства предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая АФХД Рома 2012.docx

— 100.85 Кб (Скачать файл)

В зависимости от времени  обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения  могут быть разными. В первом периоде  можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив  его другим. Во втором периоде можно  еще внести существенные изменения  в дизайн, конструкцию, цену изделия  и за счет этого продвинуть на рынок  продукцию. Если риск обнаружен после  изготовления продукции, то нужно думать, как избежать банкротства, потому что  невостребованная продукция -это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь тогда, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на поставку. Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду их долю в общем объеме продаж. Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.      

 

 

1.3. Анализ ассортимента и структуры продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения  коньюктуре рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распоряжении.

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты : Определение текущих и перспективных потребностей покупателей;  Оценка уровняi конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; Изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий; Оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Анализ ассортимента продукции  базируется на изучении динамики и  выполнения плана по всему перечню  изделий, изготавливаемых на предприятии.Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент (Кас):

                                  (1.2)

В выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного. По уровню данного коэффициента можно судить об изменениях в ассортиментной политики предприятия.

Рассчитывают так де  коэффициент обновления  ассортимента продукции путем деления объема   выпуска новых изделий на общий объем выпуска продукции.

Для    характеристики    интенсивности    структурных    преобразований    на предприятии  можно  использовать коэффициент структурной активности, который определяется следующим образом:

                                                                             (1.3)

где      - изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

n - число номенклатурных групп (видов) продукции.

Чем активнее структурные  преобразования на предприятии, тем  выше уровень данного коэффициента, свидетельствующий о том, что  администрация предприятия активно  реагирует на изменение коньюктуре рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

В процессе анализа необходимо изучить не только изменения в  ассортименте и структуре продукции, но и дать оценку их экономической  активности. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и на оборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низко¬рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции:

                                 (1.4)

 

 

где       ВП - стоимость валового выпуска продукции;

VВП - объем производства продукции в натуральном выражении (если продукция однородная), в условно-натуральном выражении или нормативных трудозатратах (если продукция разнородная);

Удi - удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме производства;

Цi - цена i-ro вида продукции.

Такой же результат можно  получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между индексами  объемов производства продукции, рассчитанными  на основании стоимостных (1ст) и  условно-натуральных объемов выпуска (1р), нужно умножить на базовый выпуск продукции в стоимостном выражении:

                                      (1.4)

Для расчета влияния структурного фактора на объем произвосдтва продукции в стоимостном выражении можно использовать также способом абсолютных разниц при условии, что продукция однородна и в общий объем ее производства можно выразить в натуральных или условно-натуральных единицах. Сначало необходимо определить, как изменится средний уровень цены единицы продукции () за счет структуры:

                                        (1.6)

Затем, умножая полученный результат на общий объем производства продукции отчетного периода  в натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции  в стоимостном выражении:

                                    (1.7)

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной  продукции на сумму выручки и  на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую  сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне  оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

 

1.4. Анализ качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевание и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции  способствует повышению спроса на продукции  и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют  качество всей произведенной продукции  независимо от ее вида и назначения: Удельный вес новой продукции в общем ее выпуске; Удельный вес продукции высшей категории качества; Средневзвешенный балл продукции;

Средний   коэффициент   сортности   (отношение   стоимости   произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта); Удельный вес аттестованной и  не аттестованной продукции; Удельный вес сертифицированной продукции; Удельный вес продукции, соответствующей  мировым стандартам; Удельный вес  экспортируемой продукции, в том  числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют  одно из ее свойств: Полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания); Надежность (долговечность, безотказность в работе); Технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); Эстетичность изделий.

Косвенные показатели - штрафы за некачественную продукцию, объем  и удельный вес забракованной  продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и тд.

Первая задача анализа - изучить  динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины  их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.

По продукции, качество которой  характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого  сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в  сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта  в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качеств — с данными прошлых  периодов.

Средний коэффициент сортности  можно найти отношением стоимости  продукции всех сортов к возможной  стоимости всей продукции по цене первого сорта:

                                                (1.8)

Вторая задача анализа - определить влияние качества продукции на стоимостные  показатели работы предпиятия: выпуск товарной продукции (АВП), выручку от реализации продукции (АВ) и прибыль (АП).

Расчет производится следующим  образом:

                                      (1.9)

                                             

 

где ЦО и Ц1  - цена изделия соответственно до и после изменения

качества;

СО и С1 - уровень себестоимости изделия соответственно до и после изменения качества;

VBП1    -   количество   произведенной   продукции   повышенного качества;

VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает  продукцию по сортам и произошло  изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как  изменилась средневзвешенная цена и  средневзвешенная себестоимость единицы  продукции, а затем по приведенным  выше алгоритмам определить влияние  сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль  от ее реализации.

Расчет влияние сортового  состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении  можно произвести способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту (ДУдо) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Щ), результаты сложить. Полученное изменение среднего уровня цены надо умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (УВПобщ1):

                                           (1.10)            

 

Аналогично  определяют изменение  среднего уровня  себестоимости изделия за счет изменения сортового состава (Ссорт):

                                        (1.11)

После этого можно определить влияние изменения сортового  состава на сумму прибыли:

                        (1.12)

где Цсорт - изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;

Ссорт - изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сортового состава;

VРПобщ1   -   фактический   общий   объем   реализации   продукции отчетного периода в натуральном выражении. Подобные расчеты делаю по всем выдам продукции, по которым установлены сорта, и результаты обобщаются.

Косвенные показатели качества продукции является брак. Он делится  на исправимый и не исправимый, внутренний ( выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают  динамику брака по абстрактной сумме  и удельному весу в общем выпуске  товарной продукции, определяют потери от брака.

Для определения потерь товарной продукции необходимо потери от брака  умножить на фактический уровень  рентабельности. Затем   изучаются   причины   понижения   качества   и   допущенного   брака продукции  по  местам  их  возникновения  и  центрам  ответственности  и  разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами понижения  качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, недостаточно высокий уровень квалификации рабочих, качество оборудования, аритмичность производства и тд.

  1.5. Анализ ритмичности работы предприятия

Большое значение при изучении деятельности предприятия имеет  анализ ритмичности производства и  реализации продукции.

Ритмичность - равномерный  выпуск и реализация продукции в  соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции. Неритмичность  ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличивается  объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой  продукции на складах, и как следствие  замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную  отгрузку продукции; несвоевременно поступает  выручка, из-за чего возникает дефицит  денежного потока; перерасходуется  фонд заработной платы в связи  с тем, что в начале месяца рабочим  платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению  финансового состояния предприятия. Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели.

Информация о работе Готовая продукция