Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:05, курсовая работа
Анализ финансово-хозяйственной деятельности начинает занимать все большее место в управлении российскими предприятиями и очевидно, что более широкое его применение позволит существенно повысит эффективность производства и обеспечить экономический рост.
Основной целью курсовой работы является проведение анализа производства и реализации продукции, выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде, выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности и выявление резервов повышения эффективности производства предприятия.
Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельные вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.
Косвенные показатели - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и тд.
Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности - определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более запланированного уровня. Коэффициент вариации (Кв) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
где (xi - х)2 - квадратическое отклонение от среднеквартального (среднемесячного) задания;
n - число периодов;
хпл - среднеквартальный плановый (среднемесячный) выпуск продукции.
Причины аритмичности — трудности сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.
Аналогично анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции. В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
1.6. Факторный анализ реализации продукции
В процессе анализа необходимо изучить изменение не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и тд.
Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитываются процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста. На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы (рис. 1.1.).
Изменение объема реализации продукции |
Изменение отгрузки продукции и конец анализируемого периода |
Изменение остатков товаров, отгруженных на начало и конец анализируемого периода |
Изменение остатков готовой продукции на начало года |
Сроки оплаты, которые не наступили |
Не оплаченные в срок покупателями |
Изменение выпуска товарной продукции |
Изменение остатков готовой продукции на конец года |
На ответственном хранении у покупателей |
Рис. 1.1. Схема факторной системы объема продажи продукции
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
1. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной
продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
Пн + ТП = РП + ГПк. => РП = ГПн + ТП - ГПк. (1.14)
2. Если выручка определяться после оплаты отгруженной продукции, то
товарный баланс можно записать так:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк. => РП = ГПн + ТП + ОТн -ОТк - ГПк,
где ГПн, ГПк — остатки готовой продукции на складах соответственно на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпущенной продукции за отчетный период;
РП - объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов используется баланс товарной продукции.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объеденить в три группы.
1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность
их использования:
ВП = ЧРГВ, РП = ЧР-ГВ-Дв,
где ЧР - среднесписочная численность работников предприятия;
ГВ — среднегодовая
выработка продукции одним
Для расчета их влияния можно использовать прием абсолютных разниц:
2. Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ*ФО, РП = ОПФ * ФО* Дв, (1.16)
где ОПФ - среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия;
ФО - фондоотдача основных производственных фондов.
3. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность
их использования:
ВП = МЗ*МО,
РП = МЗ * МО * Дв,
где МЗ - сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции;
МО - материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ООО «СИЛИКАТНЫЙ ЗАВОД»
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
Открытое Акционерное общество «Силикатный завод» образовалось в результате акционирования предприятия Силикатный завод в 1992г. В Забайкальском крае - это единственное предприятие по выпуску силикатного кирпича.
Кирпич используется человечеством с незапамятных времен для строительства и облицовки зданий. Кирпичное ремесло возникло на Руси приблизительно в середине X века. Кирпичное ремесло стремительно развивалось, предприятия разрастались, возникали новые большие заводы. Технологически производство кирпича не сильно изменилось за последние тысячелетия. Однако современные технологии, совершенствуют даже такое традиционное дело, как производство кирпича.
По определению силикатный кирпич - это искусственный камень, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда и получаемый путем прессования увлажненной смеси из кремнеземистых материалов и извести или других известесодержащих вяжущих с применением пигментов и без них с последующим твердением под действием насыщенного пара в автоклаве.
В настоящее время кирпич и камни применяют для кладки каменных и армокаменных наружных и внутренних стен зданий и сооружений, а также для их облицовки из лицевых изделий.
С момента создания в г.
Чите Силикатного завода в 1963 году и
вплоть 1992г он процветал, основная задача
заключалась в том, чтобы выпускать
как можно больше продукции, потому
что отлаженная технология давала стабильное
качество. Завод имел широкий рынок
сбыта, охватывающий территорию от Калининграда
до Якутии, поставлял продукцию за
рубеж. Но в период экономических
преобразований бурное развитие производственной
и строительной отрасли прекратилось.
Переход к новым рыночным условиям
был нелегким. Потеря основных поставщиков
сырья, рост цен и транспортных затрат,
утраченные в результате распада
государства связи с
Деятельность общества регулируется
Уставом. Предметом деятельности Общества
является выпуск силикатного кирпича,
строительная и ремонтная деятельность,
доставка грузов, другие виды деятельности,
не запрещенные действующим
Ранее использовались местные
материалы: известь завозилась из поселка
Оловянная, песок из карьеров близ города.
Но в связи с потерей
В настоящее время начато
строительство цеха обжига извести.
Силикатный завод имеет аттестованную
испытательную лабораторию, где
работают высокопрофессиональные специалисты,
установлено современное
За 2008г., впервые за годы перестройки, завод работал без остановки круглый год. Со строительными организациями были заключены договора на поставку кирпича с равномерной разбивкой по месяцам. В зимний период многие строительные организации создавали на своих складах запасы кирпича, что положительно сказалось на бесперебойной работе предприятия в летний период.
Основное оборудование завода (механические прессы СМ 152, СМ 816) устарело как морально, так и физически. ОАО «Силикатный завод» ведет техническое перевооружение завода по самой современной технологии производства силикатного кирпича. В 2005 году запущен в работу еще один германский пресс БСП-600 по производству и выпуску лицевого кирпича, в том числе цветного кирпича. Для расширения ассортимента и увеличения выпуска лицевого кирпича с немецкой фирмой «В+К» заключен новый договор на приобретение пресса ВКП-750, производительность которого выше, чем у прессов БСП-500 БСП-600 вместе взятых.
Завод выпускает лицевой силикатный кирпич одинарный, утолщенный и силикатный камень различных цветов (белый, розовый, желтый). В перспективе развития завод планирует освоение выпуска лицевого кирпича различных оттенков (коричневый, голубой, зеленый, красный). Заводом освоен выпуск силикатных блоков. Поверхность блока имеет специальные направляющие, что позволяет вести кладку блоков «в замок», улучшая ее прочность и внешний вид.
Лицевой кирпич выпускается высокого качества, в упаковке и пользуется большим спросом у строительных организаций. Основными потребителями продукции ОАО «Силикатный завод» в Чите являются ОАО «Региональное управление строительства», ООО «Тантал», ООО «Радченко», ЗАО «ПГС», ООО «Стройконтракт», ПСК «АртСтрой», ООО «Читаэнергожилстрой», ОАО «Российские железные дороги», УНРМ-574, ООО «УМиАТ». Продукция завода вызывает интерес и в соседних регионах. В 2006 году в Хабаровск отгружено 20 вагонов лицевого одинарного кирпича, белого и желтого цвета. В Иркутск отгружено 30 вагонов лицевого утолщенного кирпича, белого и желтого цвета.
В результате Чита сможет в ближайшем будущем претендовать на мировой уровень качества в стройиндустрии. А для области это будет гораздо дешевле, а главное будет надежнее, чем завозить подобную продукцию из других регионов. Вся продукция ОАО «Силикатный завод» лицензированная, сертифицированная и производиться из экологически чистых материалов. Предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе.
2.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которое оно может реализовать. В таблице 2.1 Выписка из отчета по производству продукции представлены данные за 2009, 2010 годы.
Таблица 2.1 Выписка из отчета по производству продукции, плановые данные
Наименование показателя |
Фактически |
По плану | |
| Отчетный год |
Предыдущий год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Объем производства продукции (промышленных работ, услуг) в ценах производителей без налога на добавленную стоимость, акцизного сбора и других налогов из выручки, тыс.руб.: |
|||
1.1 в фактических ценах соответств |
276 932 |
171 283 |
203 500 |
1.2 в сопоставимых ценах |
336 583 |
193 550 |
229 955 |
2. Из общего объема продукции (промышленных работ, услуг) (в фактических ценах, тыс. руб.) |
|||
2.1. Новая продукция (лицевой кирпич) |
87 706 |
33 778 |
40 535 |
2.2. Стоимость выполненных работ, услуг промышленного характера (песок, ЖБИ) |
14419 |
24 380 |
27 215 |
2.3.Сертифицированная |
174 807 |
113 125 |
135 750 |
3. Объем отгруженной
продукции (работ, услуг) в |
292 794 |
175 332 |
198 125 |
3.1. За пределы региона |
29 279 |
8 300 |
10 000 |
3.2. В пределах региона |
263 515 |
167 032 |
188 125 |
4. Запасы готовой продукции в фактических ценах, тыс. руб.: |
|||
4.1. На начало периода |
11 898 |
12 750 |
14 408 |
4.2. На конец периода |
10 370 |
11 898 |
13 445 |