Дебеторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Управление дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента. Задача финансового менеджмента - эффективное управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременной индексации долга.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы анализа дебиторской задолженности
1.1 Понятия, сущность и виды дебиторской задолженности
1.2 Влияния дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия
2 Анализ системы управления дебиторской задолженности в ОАО «Брестспецмонтажстрой-249»
2.1Общая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние ОАО «Брестспецмонтажстрой-249»
3 Резервы и пути совершенствования системы управления дебиторской задолженностью ОАО «Брестспецмонтажстрой-249»
3.1 Меры по улучшению управления дебиторской задолженности
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

на печать.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

Дебиторская задолженность  напрямую оказывает влияние на финансовое состояние предприятия. Это проявляется  в следующих моментах:

- высокая величина  дебиторской задолженности свидетельствует  о расширении кредита, предоставляемого  организацией своим покупателям, внедрение в систему оплаты за поставленную продукцию отсрочек платежа, кредитов. В то же время рост дебиторской задолженности "замораживает" оборотные средства и снижает показатели абсолютной ликвидности предприятия за счет увеличения "промежуточного" коэффициента ликвидности;

- значительное  превышение дебиторской задолженности  создает угрозу финансовой устойчивости  организации и ведет к необходимости  привлечения дополнительных источников  финансирования;

- невысокие  темпы роста дебиторской задолженности в сравнении с ростом кредиторской задолженности нарушает ликвидность баланса за счет возможной неспособности покрытия краткосрочных пассивов быстро реализуемыми активами, возникает ситуация дефицита платежеспособных средств, что ведет к неплатежеспособности;

- наличие просроченной  дебиторской задолженности ведет  к возможной ситуации списания  задолженности на уменьшение  финансовых результатов организации  и, как следствие, может привести  к убыткам;

- наличие сомнительной  дебиторской задолженности и, особенно, тенденция к ее росту, ухудшают "качество" дебиторской задолженности и ведут к снижению ликвидности предприятия в связи с возможным ее списанием на уменьшение финансовых результатов организации, а следовательно, к возможному возникновению убытков.

Проведенный нами анализ дебиторской задолженности ОАО«Брестспецмонтажстрой-249»  за 2011  год выявил ряд недостатков, которые могут напрямую повлиять на финансовые результаты предприятия, в том числе:

- рост дебиторской задолженности в 4,3 раза;

- увеличение просроченной дебиторской задолженности на 2429 тыс. рублей;

- рост дебиторской задолженности со сроком погашения более 3 месяцев на 78% (на 2429 тыс. рублей);

Таким образом, наличие просроченной дебиторской  задолженности в размере 3109  в  случае признания их невозможными к взысканию, могут привести к списанию задолженности на уменьшение финансового результата на 3109 тыс. рублей. Эта сумма впоследствии отразится по строке "Прочие расходы" в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и сформирует отрицательный финансовый результат.

 

3. РЕЗЕРВЫ И  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ ДЕБЕТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ  В ОАО«БРЕСТСПЕЦМОНТАЖСТРОЙ-249»

3.1 Меры по  улучшению управления дебиторской  задолженностью

 

В целях улучшения  управления дебиторской задолженности на ОАО«Брестспецмонтажстрой-249»  необходимо:

- постоянно  контролировать состояние расчетов  с покупателями, особенно по отсроченным  задолженностям;

- разработать  определенные условия кредитования  дебиторов, среди которых могут  быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

- ориентироваться  на большое число покупателей,  чтобы уменьшить риск неуплату  одним или несколькими покупателями;

- отслеживать  соотношение дебиторской и кредиторской  задолженности;

- осуществлять  регулярный анализ финансовой  отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

- формировать  своеобразное досье на покупателей,  как существующих, так и на  потенциальных;

- разрабатывать  эффективную дифференцированную  политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей можно условно разбить на группы в зависимости от их надежности, финансового состояния и других показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию;

- проводить  политику привлечения добросовестных  клиентов, предлагая им новые  подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок за своевременную  оплату продукции, досрочную оплату  продукции, доставку по месту требования и т.д.;

- проводить  мероприятия, в том числе с  привлечением органов власти  по взысканию просроченной дебиторской  задолженности.

В целях улучшения  контроля за состоянием дебиторской  задолженности необходимо:

1) проводить  регулярный мониторинг и контролировать дебиторскую задолженность предприятия, отслеживания при этом соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

2) контролировать  состояние расчетов по просроченным  задолженностям;

3)  по возможности  ориентироваться на увеличение  количества заказчиков с целью  уменьшения риска неуплаты монопольным  заказчиком.

Для улучшения  расчётов предприятию необходимо:

1. Контролировать  политику диверсификации в отношении  дебиторов, то есть ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

2. Постоянно  контролировать состояние расчётов  по просроченной задолженности.

3. Производить  классификацию покупателей в  зависимости от вида продукции, объёма закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты.

4. Имея оперативные  данные по просроченной задолженности,  необходимо исчислять претензионную  работу, то есть высылать уведомления  – претензии со всеми расчётами пени за просроченную задолженность.

5. Разрабатывать  разнообразные модели договоров  с гибкими условиями оплаты, в  частности предоставление покупателям  скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит  к расширению продаж и интенсифицирует приток денежных средств.

Для этого необходимо реализовать конкретные меры по управлению процессом изменения дебиторской  задолженности, а именно:

1. Своевременно  выявлять недопустимые виды дебиторской  задолженности (просроченные (неоправданные)  задолженности).

2. Контролировать  состояние расчётов с покупателями  по отсроченным (просроченным) задолженностям.

3. По возможности  ориентироваться на большее число  покупателей с целью уменьшения  риска неуплаты одному или  нескольким крупным покупателям.

 

 

                                       Заключение

 

В процессе хозяйственной  деятельности предприятие вступает в различные расчетные отношения. Предприятие осуществляет расчеты, как в безналичном порядке, так  и с использованием наличных денежных средств, векселей, взаимозачетов, а также путем прямого обмена продукциями и товарами (бартера). Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создает предпосылки для нарушений и злоупотреблений при осуществлении расчетных операций и поэтому требует постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.

Зачастую происходит так, что деньги могут не поступать  в срок, в связи с чем на предприятии  образовывается дебиторская задолженность. В этом случае неправильный учет может  привести к неправильному отражению реального состояния дел предприятия или даже к нарушению гражданского и налогового законодательства. Своевременное выявление ошибок, связанных с управлением дебиторской задолженностью, позволяет предприятию правильно корректировать свою финансовую политику для дальнейшего развития.

Эффективное управление дебиторской задолженностью относится  к необходимым условиям успешной работы фирмы, т.к. оно создает предпосылки  для быстрого роста бизнеса и  увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета, а также фирма может оплатить кредиторскую задолженность в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в будущем может надеяться на скидки, так как снижается ее кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.

В данной работе изучены вопросы управления дебиторской  задолженностью на предприятии. Изначально рассмотрены теоретические аспекты  управления дебиторской задолженностью, выявлена её роль в общей финансовой деятельности организации, рассмотрены сущность и специфика дебиторской задолженности как элемента финансовых активов организации. Также в работе подробно рассмотрены подходы и методики анализа дебиторской задолженности.

Третья глава  представляет собой реализацию методики анализа и управления дебиторской задолженностью на практике. В целях совершенствования управления дебиторской задолженностью на предприятии предложено использовать договоры с заказчиками с гибкими условиями оплаты и ценообразования.

Объектом исследования является строительное предприятие ОАО«Брестспецмонтажстрой-249».

В результате исследования бухгалтерской отчетности за рассматриваемый период с 2009 по 2011 годы валюта баланса ОАО«Брестспецмонтажстрой-249»  увеличилась, что свидетельствует о расширении деятельности предприятия.

Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия показал, что ОАО«Брестспецмонтажстрой-249»  является финансово независимым предприятием, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность преимущественно за счет собственных средств. Предприятие рентабельно и способно, мобилизовав все свои оборотные средства погасить текущую кредиторскую задолженность.

Таким образом, в целях улучшения управления дебиторской задолженности на ОАО«Брестспецмонтажстрой-249»  необходимо порекомендовать:

- постоянно  контролировать состояние расчетов  с покупателями, особенно по отсроченным  задолженностям;

- разработать  определенные условия кредитования  дебиторов, среди которых могут  быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-го по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;

- ориентироваться  на большое число заказчиков, чтобы уменьшить риск неуплату  одним или несколькими покупателями;

- отслеживать  соотношение дебиторской и кредиторской  задолженности;

- осуществлять  регулярный анализ финансовой  отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

- формировать  своеобразное досье на покупателей,  как существующих, так и на  потенциальных;

- разрабатывать  эффективную дифференцированную  политику работы с заказчиками.  Так, например, всех заказчиков  можно условно разбить на группы в зависимости от их надежности, финансового состояния и других показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы заказчиков можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию;

- проводить  политику привлечения добросовестных  клиентов, предлагая им новые  подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок за своевременную  оплату продукции, досрочную оплату  продукции, доставку по месту требования и т.д.;

- проводить  мероприятия, в том числе с  привлечением органов власти  по взысканию просроченной дебиторской  задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Теория экономического  анализа: учебник для экономических специальностей / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет. – Москва: Финансы и статистика, 2008. – 534 c.

2. Савицкая, Г.  В. Экономический анализ: учебник  / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2011. – 647 с.

3. Савицкая, Г.  В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2010. – 534 с.

4. Турманидзе, Т.  У. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной  деятельности предприятий: учебник  /. – Москва: Экономика, 2011. – 478 с.

5. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2008. – 638 с.

6. Шеремет, А.  Д. Комплексный анализ хозяйственной  деятельности: учебник / А. Д. Шеремет.  – Москва: Инфра-М, 2009. – 415 с.

7. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А. Д. Шеремет. – Москва: Инфра-М, 2009. – 365 с.

8. Экономический  анализ. Основы теории. Комплексный  анализ хозяйственной деятельности  организации: учебник / [Н. В.  Войтоловский и др.]. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. – 507 с.

Информация о работе Дебеторская задолженность