Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:35, курсовая работа
В результате хозяйственной деятельности постоянно возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность "зависает" на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.
Актуальность выбранной темы заключается в значимости дебиторской задолженности в современных условиях, в связи и увеличением резерва по сомнительным требованиям в большинстве организаций.
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть теоретические основы дебиторской задолженности и с помощью аудита выявить недостатки учета дебиторской задолженности предприятии, а также разработке рекомендаций по совершенствованию организации аудита дебиторской задолженности в условиях рыночной экономики.
- договор о полной индивидуальной материальной ответственности;
- акт инвентаризации взаиморасчетов между предприятиями и организациями;
- платежное требование-поручение;
- расчетные чеки;
- вексель;
- страховой полис;
- приемный акт;
- поручение-обязательство;
- договор комиссии и консигнации;
- расчет естественной убыли;
- расчет начисления резерва.
Таким образом, цель аудита дебиторской задолженности - формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих обязательства по внешним расчетам и о соответствии применяемой методики учета нормативным документам. При проверке дебиторской задолженности аудитор использует:
- основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения операций с дебиторами;
- приказ об учетной политике;
- бухгалтерскую отчетность;
- первичные документы по отражению расчетных операций с дебиторами.
2 Аудит дебиторской задолженности на примере ТОО «ATLANT COMPANY»
2.1 Организационная экономическая характеристика ТОО «ATLANT COMPANY»
ТОО «ATLANT COMPANY» представляет собой строительную организацию, которая производит работы в качестве подрядчика на АО «АрселорМитталТемиртау», имеются работы и в черте города.
Имеет арендованную производственную базу, квалификационный состав специалистов, как ИТР, так и рабочих по специальностям: электросварщиков, газорезчиков, слесарей по ремонту металлургического оборудования, электромонтеров, стропальщиков, водителей, машинистов САГа.
Также имеется техническая оснащенность предприятия:
1. Сварочный агрегат (САГ)
2. Газорезательная аппаратура
3. Предохранительные пояс
4. Перфораторы
5. Трансформаторы
6. Трактор
7. Автокран
8. Самосвал
9. Фронтальный погрузчик
10. Бульдозер.
Основной целью организации является извлечение прибыли и удовлетворение общественных потребностей. Основными видами деятельности являются:
1.Строительно-монтажные работы- Земляные работы общего характера; возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений; специальные работы по устройству наружных инженерных сетей и сооружений; отделочные работы при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений; работы по строительству дорог.
2. Монтаж, ремонт химического, металлургического оборудования.
Деятельность предприятия началась в 2006 году.
Исполнительным органом ТОО «ATLANT COMPANY» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
При приеме на работу администрация требует от поступающего предоставления всех необходимых документов: удостоверение личности, документы об образовании, СИК, РНН, военный билет и или приписное свидетельство, трудовая книжка.
При поступлении работника, его знакомят с правами, обязанностями, условиями труда, оплатой. Поступающие проходят инструктажи по технике безопасности и пожарной безопасности.
Продолжительность ежедневной работы с 7.00 часов до 16.00 часов. Один час (астрономический) на отдых и прием пищи с 11.00 до 12.00 часов.
Работники обязаны выполнять трудовые обязанности в соответствии с трудовым, коллективным договорами, соблюдать трудовую дисциплину, соблюдать требования по безопасности и охране труда, пожарной безопасности, бережно относиться к имуществу предприятия, сообщать о возникшей ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей.
Предприятие обеспечивает работника спецодеждой, инструментом, инвентарем и СИЗ, необходимым для выполнения должностных обязанностей, а также создает условия охраны труда и техники безопасности.
является юридическим лицом и руководствуется в своей стельности законодательством Республики Казахстан, а также положениями устава.
Основным видом деятельности является оказание ремонтно- монтажных и строительных услуг.
Задачи бухгалтерского учета: формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности, необходимой для оперативного управления, а также для использования инвесторами кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми и другими финансовым органами, заинтересованными организациями и лицами; обеспечение контроля за наличием и движением имущества, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами; своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, контроль выявление внутренних резервов.
2.2 Методика проведения аудита дебиторской задолженности в ТОО «ATLANT COMPANY»
Работа аудитора - это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации, проведения аудиторских процедур.
1) ознакомление с предприятием;
2) заключение договора на аудиторскую проверку;
3) составление плана и программы аудита;
4) аудит показателей финансовой отчетности;
5) составление отчета по результатам аудита и представление его клиенту, а также подписание акта приемки-сдачи работ по договору об аудиторской проверке.
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности в Республике Казахстан основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности финансовой отчетности и соответствия совершаемых финансово-хозяйственных операций законодательству. С другой стороны, клиенту необходимы рекомендации по оптимизации налогового планирования отражению в учете различных работ, договоров, операций. Поэтому словами, аудитор должен удовлетворить клиента, не вступая в противоречия с действующей нормативной базой. Однако общий аудиторский план остается объектом непосредственно аудиторской ответственности.
В ходе аудита дебиторской задолженности проводится:
1 экспертиза документов, подтверждающих Ваши права на отражение операций дебиторской и кредиторской задолженностей;
2 определение дат возникновения всей дебиторской и кредиторской задолженности;
3 выявление задолженности с истекшим сроком исковой давности;
4 анализ учета списанной задолженности;
5 определение соответствия условиям договора и платежным документам задолженность по выданным авансам, и т.д.
Проверяя расчеты с дебиторами, аудитор должен выяснить, правильно ли отражена дебиторская задолженность в балансе. Остатки ее на начало и конец года показываются как в разделе I «Долгосрочные активы», так и в разделе II «Текущие активы». В I разделе показывается дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а во II разделе — платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. При проверке дебиторской задолженности по I разделу аудитору необходимо обратить внимание на своевременное взыскание сумм и па задолженность, по которой истек срок исковой давности.
В долгосрочных активах дебиторская задолженность показывается в разделе следующих статей:
— счета к получению;
— векселя полученные;
— задолженность по внутригрупповым операциям между основным хозяйственным товариществом и дочерними товариществами;
— задолженность должностных лиц акционерного общества;
— прочая дебиторская задолженность.
В текущих активах к этим статьям дебиторской задолженности добавляется статья «Авансовые платежи».
Аудитору необходимо выяснить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого по данным журнала-ордера № 11 и регистров аналитического учета и счетам, предназначенным для отражения расчетов, сличают остатки по каждому виду расчетов на начало проверяемого периода с остатками по соответствующим статьям баланса, а затем проверяют каждый вид расчетов.
Проверку состояния дебиторской задолженности следует начать с анализа материалов инвентаризации расчетов с дебиторами. Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов с ними, как правило, проводят некачественно, эту работу должен организовать аудитор. Инвентаризация расчетов с покупателями, подотчетными лицами, работниками предприятия и другими дебиторами заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся па счетах. Аудитор и члены инвентаризационной комиссии устанавливают причины и виновников образования дебиторской задолженности, давность ее возникновения; реальность получения (т.е. имеются ли акты сверки расчетов либо письма, в которых дебиторы признают свою задолженность); не пропущены ли сроки исковой давности (3 года); какие меры принимаются для взыскания задолженности. Иногда следует проводить сверки расчетов с организациями, за которыми числится значительная дебиторская задолженность. Встречные проверки в первую очередь проводятся в торговых и снабженческих организациях.
Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом. В акте следует перечислить наименования проинвентаризованных счетов и указать суммы дебиторской задолженности, безнадежных долгов, дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. По этим видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов, сумма задолженности, указано, за что она числится, с какого времени и на основании каких документов. По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справке указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.
Анализ имеющихся на проверяемом предприятии материалов инвентаризации расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены расхождения, неувязки, неясности.
Чаще всего в хозяйственной деятельности предприятия встречаются расчеты с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги. Эта статья занимает поэтому наибольший удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности, показанной в балансе предприятия. При проверке ее необходимо обратить внимание на следующее:
— имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
— правильно ли получены суммы за отгруженные товарно-материальные ценности;
— правильно ли списана дебиторская задолженность на себестоимость продукции (работ, услуг) и дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается по решению руководителя предприятия и относится соответственно на счет средств резерва по сомнительным долгам. В действующем налоговом законодательстве (28) отмечается, что сомнительные долги — это «долги, возникающие в результате реализации продукции (работ, услуг) и не погашенные в течение двух лет с момента получения дохода».
Для списания сомнительного долга на предприятии создаются резервы по сомнительным долгам.
Аудитор должен проверить обоснованность создания резервов по сомнительным долгам, правильность их использования и списания с баланса дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Для обобщения информации о состоянии и движении резервов по сомнительным долгам предназначен счет 1290 «Резервы по сомнительным требованиям». Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценок вероятности погашения в полной и типичной сумме.
При аудите необходимо проверить правильность учета векселей по видам, предприятиям-плательщикам, срокам наступления платежа, обоснованность оформления ссуд векселями; законность списания на внереализационные убытки векселей, задолженность по которой оказалась безнадежной к получению или по которым просрочены сроки исковой давности.
В целом же при аудите расчетов с покупателями и заказчиками необходимо установить:
— заключены ли договоры поставок продукции;
— реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
— правильность ведения аналитического учета по счетам подраздела «Задолженность покупателей и заказчиков». При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспечить векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в банках, по которым денежные средства не поступили в срок;
— правильность составления бухгалтерских проводок по счетам подраздела 30 «Задолженность покупателей и заказчиков»;
— соответствие записей аналитического учета по счетам подраздела 1210 «Задолженность покупателей и заказчиков» в журнале-ордере №11, Главной книге и балансе.