Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:35, курсовая работа
В результате хозяйственной деятельности постоянно возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность "зависает" на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.
Актуальность выбранной темы заключается в значимости дебиторской задолженности в современных условиях, в связи и увеличением резерва по сомнительным требованиям в большинстве организаций.
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть теоретические основы дебиторской задолженности и с помощью аудита выявить недостатки учета дебиторской задолженности предприятии, а также разработке рекомендаций по совершенствованию организации аудита дебиторской задолженности в условиях рыночной экономики.
Особое внимание аудитор должен обратить на правильность отражения хозяйственных операций на счете 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников». На этом счете учитывается информация о дебиторской задолженности работников и других лиц: по суммам, выданным в подотчет на административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки; по возмещению материального ущерба; по предоставленным работникам займам и прочим операциям.
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выданные работникам предприятия из кассы на мелкие хозяйственные расходы (административно-хозяйственные и операционные, которые не могут быть произведены путем безналичных расчетов) и на расходы по командировкам. Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведут по каждой авансовой выдаче.
Аудитор проводит сплошную проверку авансовых отчетов и приложенных к ним документов, сличая записи в накопительных ведомостях с данными авансовых отчетов, утвержденных распорядителями кредитов. Прежде всего он выясняет, кому выданы авансы. Авансы на командировочные расходы, как правило, должны выдаваться лицам, работающим на данном предприятии. Из практики работы известны случаи выдачи таких авансов работникам вышестоящих организаций.
В некоторых бухгалтериях допускается скрытое авансирование работающих и служащих на личные нужды под видом выдачи авансов на хозяйственные и командировочные расходы. Поэтому нужно определить, имеются ли командировочные удостоверения на командирование работников, их срок, стоимость проезда, сумму на оплату суточных по действующим нормам; своевременно ли подотчетные лица представляют отчеты по авансам и сдают неизрасходованные остатки средств.
Аудитор обязан тщательно проверять достоверность приложенных к aвансовым отчетам документов и законность оплаты по ним. При необходимости проводятся встречные проверки.
При проверке операций по подотчетным суммам следует также проверить:
1) определен ли руководителем предприятия круг лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет;
2) не выдаются ли подотчетным лицам авансы сверх установленных размеров;
3) не получают ли деньги под отчет лица, не отчитавшиеся по ранее полученным суммам;
4) не допускается ли оплата через подотчетных лиц расходов, которые могли быть оплачены непосредственно из кассы предприятия;
5) имеется ли на авансовых отчетах отметка руководителя о целесообразности произведенных расходов;
6) своевременно ли отражаются в учете расходы из подотчетных сумм.
В ряде случаев денежные средства при расчетах, как правило, присваивает сам бухгалтер предприятия или это происходит при активном его участии, причем одновременно фальсифицируются записи в учете. Поэтому аудитору следует знать способы, связанные с преступным использованием методов и средств учета.
Бухгалтер небольшого предприятия, который обычно ведет учет по все операциям, в целях создания резервов для хищения заведомо неправильно обрабатывает документы: выданную работнику подотчетную сумму на его лицевой счет не относит, а списывает на общепроизводственные или другие расходы.
После представления работником авансового отчета бухгалтер отражает соответствующую сумму по кредиту его лицевого счета, вследствие чего образуется искусственная задолженность предприятия этому работнику.
В дальнейшем под видом получения подотчетных сумм на командировочные или хозяйственные расходы бухгалтер выписывает на собственное имя кассовый ордер и получает по нему указанную сумму. При обработке поступающих в бухгалтерию кассовых отчетов, в которых наряду с другими указывается и расходный ордер, выписанный на имя бухгалтера, он полученную сумму по собственному лицевому счету не отражает, а относит на лицевой счет указанного выше работника. В результате расчеты с данным работником закрываются.
Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на отдельном субсчете счета1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников». При выдаче сумм в подотчет на административно-хозяйственные, операционные расходы и служебные командировки дебетуется этот субсчет указанного счета и кредитуется счет 1010 «Денежные средства в кассе».
При проверке расчетов по претензиям необходимо обратить внимание на:
— обоснованность, своевременность и правильность оформления документов. Несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензии числящиеся суммы списываются на издержки производства;
— обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию. В случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования с целью установления виновных лиц и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб;
— правильность ведения аналитического учета — он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям; соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере № 8, Главной книге и балансе.
Аудитор скрупулезно должен проверить правильность и своевременность оформления материалов по претензиям о недостачах и хищениях, не было ли случаев возврата следственными или судебными органами материалов по недостачам и порче из-за некачественного или несвоевременного оформления соответствующих материалов. Практика работы свидетельствует о том, что неправильное или с нарушением сроков оформление материала делается иногда сознательно с целью не допустить привлечения виновных к материальной ответственности.
Важно не столько констатировать факты недостач и порчи, сколько выяснить причины их возникновения. Практика показывает, что основными причинами ущерба (недостачи, растраты, хищения денежных средств и материальных ценностей) являются необеспеченность весоизмерительной аппаратурой, плохое состояние складских помещений, несоблюдение условии хранения товарно-материальных ценностей, нарушение правил приемки и отпуска их из одного цеха в другой, отсутствие должного контроля за их сохранностью, несвоевременное и формальное проведение инвентаризаций. Наряду с этим аудитору нужно установить, правильно ли определен причиненный предприятию ущерб. В некоторых случаях сумма ущерба исчисляется по учетным или розничным ценам за вычетом торговой скидки. Это неправильно. Сумму ущерба следует рассчитывать по рыночным ценам данной местности на недостающие или похищенные ценности.
В настоящее время во многих организациях возникает необходимость проводить анализ процесса управления дебиторской задолженностью и правильности отражения соответствующих операций в бухгалтерском и налоговом учете. Программы для осуществления такого анализа могут формироваться службами внутреннего аудита.
Методы аудиторской проверки принято подразделять на две группы: методы фактической проверки; методы документальной проверки. К основным методам фактической проверки, которыми могут пользоваться аудиторы, исходя из права самостоятельно определять формы и методы проверки, руководствуясь требованиями нормативных актов и условий договора с субъектом или содержания поручения государственных органов, относятся:
– осмотр;
– обследование;
– инвентаризация;
– контрольный запуск сырья и материалов в производство;
– лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции;
– экспертная оценка;
– опрос;
– проверка объемов выполненных работ.
Применяя эти методы, аудитор подвергая анализу нужные документы, должен знать, как правильно поставлен на предприятии бухгалтерский учет и налажена система внутреннего контроля, какие отклонения возможны в организации учета и контроля, какой метод следует применить для выявления возможных нарушений, к каким объектам контроля следует применить тот или иной метод. При проверке кассовых операций применяются все методы сбора аудиторских доказательств.
Каждая из процедур направлена на выявление определенного вида нарушений и злоупотреблений.
Программа аудиторской проверки дебиторской задолженности может включать следующие этапы:
- проверка организации документооборота, отражающего образование дебиторской задолженности;
- проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета операций по формированию дебиторской задолженности;
- проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учета по погашению дебиторской задолженности.
Для проведения аудита дебиторской задолженности в ТОО «ATLANT COMPANY» была составлена программа и план проведения аудита.
1) Расчет человеко-часов:
Расчет производится исходя из продолжительности проверки 9 дня, продолжительности рабочего дня – 8 часов и количества работающих аудиторов – 2 человека. Итого: 9*8*2 = 144 человеко – часов.
2) Расчет аудиторского риска и существенности
Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.
Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:
1) оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся в настоящее время российскими аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знания клиента определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита;
2) количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска (будет произведен ниже).
Предварительно установленная величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его представление о той экономической среде, в которой он действует.
Факторная модель аудиторского риска:
АР=НР*КР*ДР, где
АР - аудиторский риск.
НР - наследственный (присущий) риск. Это степень восприимчивости отчетности к материальным ошибкам в результате влияния ряда субъективных и объективных факторов.
НР равен 50%;
КР - риск контроля. Это оценка аудитором структуры внутреннего контроля клиента с целью определения ее эффективности при предотвращении или исправлении ошибок в учете и отчетности.
КР равен 40%;
ДР - детекционный риск. Это риск, который аудитор желает определить на случай, если он не сумеет найти материальной ошибки в отчетности.
ДР равен 2%.
Риск аудита примем равным 6%.
Риск необнаружения = 6% /(50% + 60%)= 0,06%.
3) Расчет уровня существенности
Балансовая прибыль предприятия – 65,6 тыс. тенге;
Собственный капитал – 149,5 тыс. тенге;
Объем кредиторской задолженности – 15,6 тыс. тенге;
Остаток собственных средств – 316,6 тыс. тенге;
Найдем среднее значение:
(65,6+15,6+316,6+149,5)/4 = 136,8
(15,6+316,6+149,5)/3 = 160,56 тыс. тенге – усреднение показателей
Полученную величину допустимо округлить до 170 тыс. тенге и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие до и после округления составляет: (170-165,56)*165,56*100% = 7,3 %, что находится в переделах 20%.
Таблица 1 – План аудиторской проверки дебиторской задолженности ТОО «ATLANT COMPANY»
Проверяемая организация | ТОО «ATLANT COMPANY» |
Период аудита | 1-9.04.2011 г. |
Количество человеко-часов | 144 человеко-часа |
Руководитель аудиторской группы | Иванова А. |
Состав аудиторской группы | Иванова А., Петрова Г. |
Планируемый аудиторский риск | 0,06 |
Планируемый уровень существенности | 170 000 |