Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:28, контрольная работа
Формирование и развитие современной модели местного самоуправления Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для выработки основ российского местного самоуправления имеет Европейская хартия местного самоуправлении «Бюллетень международных договоров», № 11, 1998 г. (далее - Хартия), которая закрепила местное самоуправление как одну из основ любого демократического государства.
Введение_______________________________________________________3
Глава 1. Европейская Хартия Местного самоуправления_______________6
1.1. История принятия Хартии_____________________________________6
1.2. Вступление в силу Хартии_____________________________________8
1.3. Цели и задачи государств, подписавших Хартию__________________9
Глава 2. Местное самоуправление в Российской Федерации____________13
2.1. Понятие местного самоуправления._____________________________13
2.2. Признаки местного самоуправления.____________________________19
Глава 3. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления._________________________________________________21
3.1. Основы местного самоуправления, закрепленные в Хартии._________21
3.2. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации___________________________________________25
Заключение_____________________________________________________32
Список используемых источников__________________________________34
- местные органы должны
быть созданы демократическим
путем, иметь широкую
Правовые нормы Хартии, сформулированные в общей форме, носят рекомендательный характер, но их соблюдение является обязательным условием для присоединения к ней любого государства Европы.
При этом Европейская хартия
местного самоуправления устанавливает
обязательства государств, подписавших
ее, в том числе Российской Федерации.
Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления
должен быть признан во внутреннем
законодательстве и, по возможности, в
Конституции государства». Российская
Федерация как участник этого
договора обязуется соблюдать
В соответствии с Хартией
принципы местного самоуправления должны
быть призваны альтернативно там, где
это целесообразно, в конституции
государства или в
Хартия определяет сущность
местного самоуправления как право
и способность населения
В федеральных и региональных актах Российской Федерации реализованы требования Хартии по содержанию местного самоуправления, включая такие положения, как:
- выборность местных органов,
сочетание форм прямой и
- самостоятельное принятие
решений, свободный выбор
- расширение компетенции
путем делегирования
Регламентирование территориальных основ местного самоуправления включает следующие основополагающие положения:
- установленные Хартией
принципы распространяются на
все существующие на
- сами территориальные
разграничения должны
- ограничения в отношении
отдельных категорий местного
самоуправления допустимы, о
Хартия затрагивает три
группы вопросов, относящихся к организационным
основам местного самоуправления: самостоятельное
определение внутренних административных
структур и их соответствие решаемым
задачам, свободное осуществление
полномочий на местном уровне, ограничение
законом административного
Административный контроль, о котором идет речь в Хартии, осуществляется в соответствии с действующими законами. Его цель - обеспечить соблюдение Конституции РФ, федеральных и региональных законодательных актов в сфере местного самоуправления.
Финансовые основы отражены в ст. 9 Хартии, устанавливающей право местных органов власти на получение и свободное распоряжение достаточными собственными финансовыми средствами, часть которых должна поступать за счет местных налогов и сборов и быть соразмерной представленным полномочиям Законодательство Российской Федерации отражает и развивает эти требования Хартии. Конституция РФ гарантирует право каждого муниципального образования утверждать и исполнять собственный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
Основой правовых гарантий местного самоуправления в соответствии со ст. 11 Хартии является судебная защита, поскольку судебная власть в силу своего особого положения способна наиболее эффективно обеспечивать свободное осуществление полномочий и закрепленных в законе принципов организации и деятельности местного самоуправления.
Итак, правовые нормы Хартии, сформулированные в общей форме, носят рекомендательный характер, но их соблюдение является обязательным условием для присоединения к ней любого государства Европы.
3.2. Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации.
Местное самоуправление согласно Европейской Хартии местного самоуправления составляет одну из основ любого демократического строя. «Принцип местного самоуправления,- гласит ст.2 Хартии,- должен быть признан во внутреннем законодательстве, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства»9.
Конституция РФ, определяя
российское государство как
Местное самоуправление как
одна из основ конституционного строя
представляет собой основополагающий
принцип организации и
Официальный комментарий
Принцип права на местное самоуправление должен быть записан в законодательстве страны, подписавшей Хартию, и по возможности в национальную Конституцию.
Однако его включение
в Конституцию по различным причинам,
изложенным в официальном комментарии,
возможно не во всех странах. Например,
опыт показывает, что это оказывается
затруднительно в тех странах, где
«процедура изменения Конституции
требует одобрения
В федеральных государствах
имеются случаи регулирования местного
самоуправления федеральным законодательством,
а не актами правительства, что делает
невозможным включить принцип местного
самоуправления в национальную Конституцию.
Необходимо отметить, что Хартия не
преследует цель оказать влияние
на взаимоотношения между
Российский комментарий
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление (Ст. 3, 12, 130–133 и др.). Установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.) констатирует в ст. 1: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации»11.
Закрепляя местное самоуправление
в качестве одной из основ конституционного
строя, Конституция Российской Федерации
гарантирует организационную
Должностные лица администрации
центрального правительства (в том
числе работники местных
Российский комментарий
В России на конституционном уровне закреплен основополагающий принцип верховенства закона и вытекающая из него иерархия правовых актов. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты является закон. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни.
Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации выглядит следующим образом:
1. Конституция РФ (Основной Закон)
2. Федеральные нормативно-
а) законы (конституционные и обыкновенные);
б) указы Президента Российской Федерации;
в) иные федеральные подзаконные акты (правовые акты палат Федерального собрания, Правительства Российской Федерации);
3. Региональные нормативно-
а) конституции (уставы) субъектов Федерации;
б) законы субъектов Федерации;
в) региональные подзаконные
акты (правовые акты региональных законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной
4. Муниципальные подзаконные
нормативно-правовые акты (уставы
муниципальных образований,
Нормативные предписания органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех лиц, проживающих на соответствующей территории.
5. Ведомственные нормативно-
Федеральная Конституция
закрепляет основополагающие принципы
правового регулирования в
Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни, основные нрава, свободы и обязанности граждан, правовое положение политических партий и иных общественных объединений, федеральные налоги и сборы, принципы организации, формирования и деятельности органов государственной власти, уголовная и административная ответственность и др. Федеральные законы принимаются в форме:
- закона о поправках к федеральной Конституции;
- федерального конституционного закона;
- федерального закона.
Законы, регулирующие широкий
круг вопросов отдельной отрасли
нрава, традиционно именуются
Основания и порядок принятия
федеральных законов определены
в Конституции. Федеральные законы
по предметам ведения Российской
Федерации содержат нормы прямого
действия. Федеральные законы по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон.
Информация о работе Европейская Хартия Местного самоуправления