Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 21:16, курсовая работа
анализ калькуляции себестоимости продукции предприятия. Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции.
Введение
1. Себестоимость как экономическая категория
1.1 Понятие себестоимости, ее состав
1.2 Классификация себестоимости продукции
1.3 Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли
2. Показатели себестоимости
2.1 Систематизация показателей себестоимости продукции
2.2 Показатели себестоимости продукции
2.3 Показатели снижения себестоимости продукции
2.4 Пути и резервы снижения себестоимости
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Цоп= Сп +Пр (1),
Отпускная цена формируется с учетом оптовой цены и косвенных налогов
Цопт= Цоп+ ЦС+ НДС (2),
где ЦС - целевой сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и дорожный фонд, НДС- налог на добавленную стоимость.
Розничная цена формируется с учетом отпускной, оптовой и торговых надбавок.
1.2 Классификация себестоимости продукции
Разнородность затрат, включаемых в себестоимость продукции, по составу, экономическому назначению, роли в изготовлении и реализации продукции вызывает необходимость их классификации. Она имеет важное значение для совершенствования учета, планирования, выявления путей и резервов снижения себестоимости продукции.
Группировка затрат
по экономическим элементам
-материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов),
-расходы на оплату труда,
-отчисления на социальные нужды,
-амортизация основных средств и нематериальных активов,
-прочие затраты.
К элементу «Материальные затраты» относится стоимость сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива, энергии всех видов, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями, платежи за добычу природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также плата за размещение отходов.
Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.
В элемент «Расходы
на оплату труда» включаются выплаты
по заработной плате промышленно-
К элементу «Отчисления на социальные нужды» относятся отчисления в фонд социальной защиты от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции, работ, услуг.
В элемент «Амортизация
основных средств и нематериальных
активов» включается сумма амортизационных
отчислений по основным средствам и
нематериальным активам, используемых
в предпринимательской
К элементу «Прочие
затраты» в составе себестоимости
продукции (работ, услуг) относятся: налоги,
сборы и другие платежи в бюджет
и внебюджетные фонды, относимые
на себестоимость продукции в
соответствии с законодательством;
проценты по полученным ссудам, кредитам
и займам на пополнение оборотных
средств; расходы на оплату услуг
связи; оплата услуг вычислительных
центров, банков, связанных с обслуживанием
организации; плата за подготовку и
переподготовку кадров; расходы на
рекламу, оплата работ по сертификации
продукции; арендная плата; лизинговые
платежи; командировочные и
Классификация затрат
по экономическим элементам
Группировка затрат
по калькуляционным статьям
По калькуляционным статьям затраты группируются исходя из места возникновения и целевого назначения, независимо от однородности их экономического содержания.
На предприятиях промышленности применяется следующая типовая номенклатура калькуляционных статей затрат:
-сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов);
-вспомогательные материалы на технологические нужды;
-покупные изделия;
-полуфабрикаты;
-топливо технологическое;
-энергия технологическая;
-основная заработная плата производственных рабочих;
-дополнительная заработная плата производственных рабочих;
-отчисления на социальные нужды;
-расходы на подготовку и освоение производства;
-расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
-общецеховые расходы;
-общехозяйственные расходы;
-коммерческие расходы .
Классификация затрат
по калькуляционным статьям
Виды себестоимости продукции отличаются составом включаемых статей. Сумма первых двенадцати статей образуют цеховую себестоимость. Производственная себестоимость состоит из цеховой и общехозяйственных расходов. Полная себестоимость включает в себя коммерческие расходы.
В зависимости от влияния объема производства затраты делятся на переменные и условно-постоянные. К переменным относятся затраты, которые изменяются по мере увеличения или уменьшения объема выпуска продукции (затраты на сырье и материалы, основная заработная плата основных производственных рабочих). Условно-постоянными называются расходы, которые не зависят от объема производства продукции .
По способу отнесения на себестоимость продукции все затраты можно разделить на прямые и косвенные. Прямыми считаются расходы, непосредственно связанные с производством продукции, которые можно прямо включать в себестоимость изделия (основные материалы, покупные изделия, заработная плата основных рабочих). Косвенными называются затраты, которые являются общими для всех видов продукции, выпускаемой на предприятии. Они напрямую не связаны с конкретным изделием и поэтому подлежат включению в его себестоимость расчетным косвенным путем с помощью принятых методов (пропорционально основной заработной плате основных рабочих) .
1.3 Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли
В самом общем виде под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Экономическая конкуренция - это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды продуктов, услуг, которые могли бы понравиться клиентам, производить продукцию высокого качества по разумным ценам в целях удержания потребителя, стимулирует эффективно использовать ресурсы, вознаграждает тех, кто упорно и эффективно работает.
В условиях рыночных отношений успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере обусловлены возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого.
Снижение издержек, во-первых, является дальнейшим источником роста прибыли предприятия, а, следовательно, увеличения размера средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества предприятия;
во-вторых, обеспечивает
возможность уменьшения цен на изделие.
А это важнейшее условие
Снижение цен
позволяет предприятию привлечь
большее число покупателей, занять
большую долю на рынке, потеснив конкурентов,
и увеличить общую массу
в-третьих, уменьшает
потребность в оборотных
2. Показатели себестоимости
2.1 Систематизация показателей себестоимости продукции
Показатели себестоимости классифицируются следующим образом:
-в зависимости от предмета - себестоимость единицы продукции (работ, услуг) или всего объема производства;
-в зависимости от объекта - себестоимость продукции цеха или предприятия;
-в зависимости
от натуральной единицы
-по виду производственной
программы- себестоимость
-по полноте
затрат, включаемых в себестоимость
продукции,- переменные и постоянные
затраты, производственная и
-по структуре затрат, включаемых в себестоимость, - затраты на рубль товарной продукции, материалоемкость, зарплатоемкость .
2.2 Показатели себестоимости продукции
Цеховая себестоимость - это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Она включает в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности, прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы.
Производственная
себестоимость (себестоимость готовой
продукции), кроме цеховой себестоимости,
включает в себя общезаводские расходы
(административно-
Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, то есть расходы по сбыту продукции.
Кроме того, различают
нормативную, плановую и фактическую
себестоимость. Нормативная - это максимально
допустимые затраты на производство
и сбыт продукции при научно-
На предприятиях
планируют и учитывают
-себестоимость единицы продукции (услуг);
-себестоимость товарной, реализованной продукции;
-себестоимость сравнимой товарной продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде);
-затраты на один рубль товарной продукции.
Показатель себестоимости
единицы продукции можно широко
использовать для сравнения уровня
затрат одинаковых изделий на разных
предприятиях, что оказывает положительное
воздействие на поиск резервов снижения
затрат. Себестоимость реализованной
продукции (работ, услуг) отличается от
себестоимости товарного
Ср= Он +Т - Ок (3),
где Ср - себестоимость
реализованной продукции, рубли; Он
- остатки нереализованной
Показатель затрат
на рубль товарной продукции характеризует
уровень себестоимости одного рубля
обезличенной продукции. Он исчисляется
как частное от деления полной
себестоимости всей товарной продукции
на ее стоимость в оптовых ценах
предприятия. Это наиболее обобщающий
показатель себестоимости продукции,
выражающий ее прямую связь с прибылью.
К достоинствам этого показателя
можно также отнести его