Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности ООО «Матрица»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы – изучение комплексной оценки финансового положения организации по данным бухгалтерской отчетности на примере организации ООО «Матрица». Задачами курсовой работы являются:
Изучить теоретические аспекты комплексной оценки финансового состояния предприятия.
Провести комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО «Матрица».

Содержание

ВВЕДЕНИE 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА 6
Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности 6
Принципы анализа хозяйственной деятельности 9
Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация 11
Информационное обеспечение анализа 17
Структура комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности 21

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - АНАЛИЗ.doc

— 1,016.50 Кб (Скачать файл)

Коэффициенты координации  используются для выражения отношений  разных по существу абсолютных показателей  финансового состояния.

Анализ финансовых коэффициентов  заключается в сравнении их значения по периодам. В качестве базисных величин могут использоваться показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта.

Специальные финансовые коэффициенты, расчет которых основан  на существовании определенных соотношений  между статьями отчетности, называются финансово-оперативными показателями. Они позволяют реально оценить положение данного хозяйствующего субъекта.

Помимо финансовых коэффициентов  в анализе финансового состояния  важную роль играют абсолютные показатели, которые рассчитываются на основе отчетности (чистые активы — реальный собственный капитал, собственные оборотные средства, показатели оборачиваемости запасов собственными оборотными средствами). С помощью данных показателей формулируются критерии, позволяющие оценить качество финансового состояния. [8, c. 26].

 

1.2 Принципы анализа  хозяйственной деятельности

 

Важнейшие принципы анализа  хозяйственной деятельности предприятия  и оценки ее эффективности:

  1. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.
  2. Оценка должна носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта.
  3. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.
  4. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.
  5. Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.
  6. Анализ хозяйственной деятельности и оценка ее эффективности должны быть действенными, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа и оценки для управления предприятием, для разработки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.
  7. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.
  8. Оценка должна быть оперативной. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.
  9. Один из принципов анализа – его демократизм. Участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.
  10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Данными принципами следует руководствоваться при проведении анализа хозяйственной деятельности на любом уровне [1, c. 26].

 

1.3 Виды анализа хозяйственной  деятельности и их классификация

 

Классификация анализа  хозяйственной деятельности имеет  важное значение для правильного  понимания его содержания и задач.

В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает  специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

  Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики. Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования методик отраслевого анализа.

По признаку времени  АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления  хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия, диагностики его состояния.

Перспективный и ретроспективный  анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности развития экономики, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, раскрыть последствия ранее принятых управленческих решений, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный  и итоговый (результативный). Оперативный  анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения  ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия  изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный  анализы взаимосвязаны и дополняют  друг друга. Они дают возможность  руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса.

Перспективный анализ в  зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный  и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а  долгосрочный – свыше года. Краткосрочный  прогнозный анализ используется для  выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения.

   По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

По функциональному  признаку, по той роли и задачам, которые он выполняет, выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономическо-экологический, функционально-стоимостной, логический и другие виды анализа.

Важное место среди  всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия  с целью представления руководству  информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Технико-экономический  анализ проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием  является изучение взаимодействия технических  и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.

Социально-экономический  анализ проводят экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает  взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико-статистический анализ применяется статистическими  органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

Экономико-экологический  анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия  с целью исследования взаимодействия экологических и экономических  процессов, связанных с сохранением  и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ применяется  службой маркетинга предприятия  или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта  готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки  тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ используется для разработки программы  и оценки эффективности инвестиционный деятельности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

В последние годы все  более широкое применение находит  логистический анализ, с помощью  которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и  закачивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта на принципах «точно вовремя». Логистика становится основным ключом к успеху, важным стратегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.

По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и т.д.

Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках  и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.

Количественный (факторный) анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению  различных факторов.

Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. Например, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания (работы на склад).

Знание признака позволяет  быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя  глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени  и средств.

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности ООО «Матрица»