Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО “Тверской экспериментальный механический завод”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Сравнительный анализ финансового положения предприятий необходим для принятия управленческих решений в зависимости от целей заинтересованных лиц, проводящих сравнительный анализ. Сравнительный финансовый анализ позволяет определить место каждого анализируемого предприятия на рынке, оценивать их инвестиционную привлекательность и деятельность в целом.

Содержание

Введение
Глава 1 Сущность, роль и методология исследования сравнительного анализа финансового положения предприятий
1.1 Финансовое состояние предприятий как важнейшая характеристика их хозяйственной деятельности
1.2 Классификация показателей и методология проведения сравнительного анализa финансового положения предприятий
Глава 2 Сравнительный анализ финансового положения предприятий на примере ЗАО “Тверской экспериментальный механический завод”, ЗАО Ржевский экспериментальный ремонтно - механический завод
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.1.1 ЗАО “Тверской экспериментальный механический завод”
2.1.2 ЗАО Ржевский экспериментальный ремонтно - механический завод
2.2 Cравнительный анализ финансового положения предприятий
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 по дисциплине «Комплексный  экономический анализ хозяйственной  деятельности предприятия»

 

темa: Сравнительный анализ финансового положения предприятий

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1

Сущность, роль и методология исследования сравнительного анализа финансового положения предприятий

4

1.1

Финансовое состояние предприятий как важнейшая характеристика их хозяйственной деятельности

4

1.2

Классификация показателей и методология  проведения сравнительного анализa финансового положения предприятий

11

Глава 2

Сравнительный анализ финансового  положения предприятий на примере ЗАО “Тверской экспериментальный механический завод” , ЗАО Ржевский экспериментальный ремонтно - механический завод


16

2.1

Краткая характеристика предприятия

16

2.1.1

ЗАО “Тверской экспериментальный механический завод”

16

2.1.2

ЗАО Ржевский экспериментальный ремонтно - механический завод

18

2.2

Cравнительный анализ финансового положения предприятий


20

Заключение

28

Список использованных источников и литературы

30

Приложения

31


 

 

 

Введение

 

Сравнительный анализ финансового  положения предприятий необходим для принятия управленческих решений в зависимости от целей заинтересованных лиц, проводящих сравнительный анализ. Сравнительный финансовый анализ позволяет определить место каждого анализируемого предприятия на рынке, оценивать их инвестиционную привлекательность и деятельность в целом.

В сравнительном анализе финансового  состояния предприятий заинтересованы:

    • потенциальные инвесторы для выбора предприятий в целях принятия инвестиционных решений;
    • банки для определения кредитоспособности предприятий;
    • деловые партнеры для заключения договоров с предприятиями;
    • менеджеры для получения информации о своем рейтинге и месте конкурентов;
    • налоговые органы, региональные и федеральные органы власти для оценки возможностей формирования бюджета, обоснования приоритетных направлений развития отраслей экономики, определения финансовой и инвестиционной политики, предоставления налоговых льгот.

Сравнительный анализ финансового положения предприятий предполагает:

    • рассмотрение показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий;
    • исследование показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий;
    • проведение комплексной рейтинговой оценки предприятий.

 

Глава 1. Сущность, роль и методология исследования  сравнительного анализа финансового положения предприятий

 

 

    1. Финансовое состояние предприятий как важнейшая характеристика их хозяйственной деятельности

 

Финансовое состояние предприятия  отражает способность субьекта хозяйствования финансировать свою деятельность, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность1.

Начиная с первой половины 90-х гг. XX в. аналитики и управленческие консультанты в развитых странах интенсивно разрабатывают новые методики комплексного анализа и оценки бизнеса, которые сочетают анализ финансового состояния и финансовых результатов с оценками стратегических возможностей и перспектив, используют основные положения и инструменты современной теории финансов в приложении к оценке активов предприятий.

В анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий часто  встает вопрос о сравнимости результатов  деятельности различных хозяйствующих  единиц. Этот вопрос может иметь  два аспекта. Первый из них связан со сравнением нескольких предприятий или разных подразделений одного предприятия на основе некоторых объективных показателей, выбранных аналитиком из соображений важности этих величин для комплексной оценки деятельности хозяйствующих субъектов. Такое сравнение можно назвать внешним.

Второй аспект касается проблемы соответствия достигнутых предприятием результатов  некоторому эталону, с которым результаты сравниваются. В качестве эталона  могут выступать, например, бюджетное  или плановое задание, которое предприятие должно было выполнить в течение анализируемого периода времени, результаты базового периода или просто представление о некоем аналогичном "идеальном" предприятии.

Для решения первой проблемы (внешнего сравнения) привлекаются разного рода рейтинги, решение второй связано с разработкой интегральных показателей оценки экономической динамики хозяйствующего субъекта, и ее можно назвать внутренним рейтингованием.

Слово “рейтинг” обозначает выстраивание некоторых единиц в определенном порядке, в соответствии с заранее установленными правилами и критериями. В анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий рейтингование позволяет расположить подобранные определенным образом предприятия в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности. Сравнение предприятия с родственными ему по отраслевой принадлежности или масштабам деятельности дает возможность определить его место среди конкурентов, т.е. приписать ему определенную значимость (ранг) среди других хозяйствующих единиц.

Существует множество способов определения таких рангов. Наиболее распространенными являются рейтинги, которые ранжируют предприятия по объемным показателям, содержащимся в бухгалтерской отчетности. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и на основе относительных величин бухгалтерских коэффициентов.

В качестве абсолютных показателей  обычно берутся:

    • объем продаж (выручка);
    • величина активов (итог баланса);
    • чистая прибыль;
    • уровень затрат.

На основе абсолютных показателей  строится большинство рейтингов, публикуемых  западными информационными агентствами (например, Forbes, Fortune, Business Week), a также наиболее известные из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый журналом “Эксперт” рейтинг “200 крупнейших предприятий России”.

Сказать, что эти рейтинги плохи, нельзя, поскольку они на основе довольно объективных критериев показывают, “кто есть кто” в экономике страны или мира. К их достоинствам следует отнести простоту расчета, а также относительную объективность (которая ограничивается только достоверностью бухгалтерских данных, представленных для анализа).

Однако для целей микроэкономического  анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятий рейтинги, построенные на объемных показателях, не дают практически ничего, поскольку не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности. Действительно, сравнивать небольшой магазин и супермаркет ни по одному из вышеперечисленных абсолютных критериев некорректно. Кроме того, очевидно, что некорректным будет и сравнение, скажем, производственного и торгового предприятия по критериям величины активов, прибыли и затрат, даже если объем продаж у них одинаков.

Гораздо больше аналитической информации дают рейтинги, построенные на относительных или удельных показателях. Именно их рекомендуется использовать при проведении рейтинговой оценки различных хозяйствующих субъектов.

В качестве таких показателей могут  выступать показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и другие, кажущиеся аналитику наиболее важными для оценки деятельности предприятия. Если аналитик имеет доступ к управленческой информации хозяйствующего субъекта, то могут использоваться также и коэффициенты, которые нельзя рассчитать по официальной бухгалтерской отчетности (например, выработка на одного работающего или на одного производственного рабочего).

Проранжировать несколько предприятий  по какому-то одному признаку не составляет никакого труда: очевидно, что чем выше прибыльность - тем лучше, чем больше продолжительность периода оборачиваемости определенного вида активов - тем хуже. Однако при попытке рассматривать несколько показателей аналитик уже сталкивается с немалыми трудностями. Например, какое предприятие из двух следует признать лучшим, если у одного выше показатели прибыльности, а у другого - оборачиваемости? В этом случае следует применять специальные математические методы

Какую бы цель ни преследовал аналитик в своем исследовании сравнительного положения предприятия, важнейшую роль в ряду источников информации о хозяйственной деятельности предприятий, необходимых для решения проблем сравнения, играет бухгалтерская отчетность. Привлекательность использования данных, приведенных в ней, определяется их доступностью, относительно высокой степенью единства методологии расчетов, а также распространенностью этого информационного источника, ведь бухгалтерская отчетность составляется всеми без исключения хозяйствующими субъектами нашей страны. По существу, при проведении внешнего анализа, когда аналитик не имеет доступа к данным управленческого учета, только данные бухгалтерской отчетности могут быть использованы для его целей.

Внутренний сравнительный анализ финансового положения предприятий строится на основе общей оценки финансово-экономических показателей предприятия за отчетный периоди их сравнения с показателями за предыдущий год/ы, оценки финансовой устойчивости, текущей ликвидности, оборачиваемости оборотных средств и анализа его денежных потоков.

Если платежеспособность является внешним проявлением финансового  положения предприятия, то финансовая устойчивость - это его внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных потоков, доходов  и расходов, средств и источников формирования.

Финансовая устойчивость предприятия  оценивают с помощью ряда показателей - финансовой автономии и рентабельности. Общий коэффициент автономии (определяющий степень независимости от кредиторов) представляет собой отношение итога I раздела пассива баланса к  общей сумме баланса. Помимо общего коэффициента могут рассчитываться частные коэффициенты автономии.

В части собственных оборотных  средств он рассчитывается делением разницы итогов I раздела пассива  баланса и I раздела актива баланса  на сумму II и III разделов актива баланса. Обратный коэффициент (зависимости) определяется соотношением заемных и собственных средств - делением долгосрочных кредитов и заемных средств на сумму пассива баланса. Основные показатели рентабельности рассчитываются по отношению к вложениям в активы предприятия и к себестоимости произведенной продукции. С помощью показателей ликвидности оценивается уровень платежеспособности предприятия. Для оценки эффективности управления оборотными активами и уровня мобильности оборотных и всех средств предприятия рассчитывают показатели оборачиваемости всех активов, дебиторской задолженности, денежных средств. Для сопоставления притока и оттока средств за отчетный период осуществляется анализ денежного потока, с помощью которого определяется способность предприятия покрывать свои расходы и погашать обязательства собственными ресурсами.

Таким образом, cравнительный финансовый анализ положения предприятий базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.

В управлении финансовыми рисками  предприятия наибольшее распространение  получили следующие виды сравнительного финансового анализа:

1. Сравнительный анализ финансовых  показателей исследуемой компании  со среднеотраслевыми показателями. В процессе этого анализа выявляется  степень отклонения основных  результатов финансовой деятельности  данного предприятия от среднеотраслевых  с целью оценки своей конкурентной позиции по финансовым результатам хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности финансовой деятельности.

2. Сравнительный анализ финансовых  показателей данного предприятия  и предприятий - конкурентов. В  процессе этого анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке.

3. Сравнительный анализ финансовых  показателей отдельных структурных  единиц и подразделений данного предприятия (его центров ответственности). Такой анализ проводится с целью сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности финансовой деятельности внутренних подразделений предприятия.

4. Сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. Такой анализ составляет основу организуемого на предприятии контроллинга текущей финансовой деятельности, В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся рекомендации по корректировке отдельных направлений финансовой деятельности компании.

Сравнение относительных показателей  с общепринятыми нормами позволяет  оценить степень риска и прогнозировать вероятность банкротства.

Сравнительный финансовый анализ является одним из важных разделов анализа  финансовой отчетности. Он позволяет  получить представление не только о  том, как выглядит фирма в сопоставлении  с ее прошлым положением, но и  по сравнению с другими аналогичными фирмами. Для этого необходимо сопоставить результаты ее деятельности с результатами другой компании или среднеотраслевыми показателями. При этом важно, чтобы балансы компаний были сопоставимы. При межфирменных сравнениях необходимо учитывать соответствие дат, размеры фирм, правила их отнесения к той или иной отрасли и т.п.

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО “Тверской экспериментальный механический завод”