Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексной экономической анализ хозяйственной деятельности ООО «Рубин». А также целью работы является:
1) закрепление теоретических знаний;
2) разработки практических навыков проведения комплексного экономического анализа;
3) обобщение полученных результатов анализа, определение комплексной величины резервов.
Для достижения выявленной цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:
Совершить анализ ресурсный потенциал предприятия;
Провести анализ производства и объема продаж;
Проанализировать затраты и себестоимость продукции, доходов и расходов организации
Произвести анализ финансовых результатов деятельности организации
Проанализировать финансовое положение организации
Произвести комплексную оценку производственно-хозяйственной деятельности организации.
Введение………………………………………………………………………...4
Раздел 1.Анализ ресурсного потенциала организации………………………6
Задание 1.1……………………………………………………………………...6
Задание 1.2……………………………………………………………………...9
Задание 1.3…………………………………………………………………….11
Задание 1.4…………………………………………………………………….14
Задание 1.5…………………………………………………………………….18
Раздел 2. Анализ производства и объема продаж…………………………..20
Задание 2.1…………………………………………………………………….20
Задание 2.2…………………………………………………………………….24
Задание 2.3…………………………………………………………………….28
Раздел 3. Анализ затрат и себестоимости продукции, доходов и расходов организации………………………………………………………………………32
Задание 3.1…………………………………………………………………….32
Задание 3.2…………………………………………………………………….34
Задание 3.3…………………………………………………………………….37
Задание 3.4…………………………………………………………………….40
Задание 3.5…………………………………………………………………….42
Раздел 4. Анализ финансовых результатов деятельности организации………………………………………………………………………44
Задание 4.1…………………………………………………………………….44
Задание 4.2…………………………………………………………………….46
Задание 4.3…………………………………………………………………….48
Задание 4.4…………………………………………………………………….50
Задание 4.5…………………………………………………………………….54
Раздел 5. Анализ финансового положения организации…………………...58
Задание 5.1…………………………………………………………………….58
Задание 5.2…………………………………………………………………….61
Задание 5.3…………………………………………………………………….65
Задание 5.4…………………………………………………………………….67
Задание 5.5…………………………………………………………………….72
Задание 5.6…………………………………………………………………….76
Раздел 6. Комплексная оценка производственно-хозяйственной деятельности организации…………………………………………………….78
Заключение…………………………………………………………………….83
Список использованных источников………………………………………...89
1. Найдем среднегодовую первоначальную стоимость активной части производственных основных средств:
Исходные данные берем из Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытка. В расчет берем только машины и оборудование, транспортные средства.
тыс. руб.
тыс. руб.
2.Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования:
3.Рассмотрим влияние факторов на объем продаж, используя метод абсолютных разниц:
V = ОСакт * Рд * Ксм * Псм * Вч
∆V = V1 –V0
∆V(Осакт)=∆Осакт*Рд0*Ксм0*Псм0
∆V(Рд)=Осакт1*∆Рд*Ксм0*Псм0*Вч
∆V(Ксм)=Осакт1*Рд1*∆Ксм*Псм0*
∆V(Псм)=Осакт1*Рд1*Ксм1*∆Псм*
∆V(Вч)=Осакт1*Рд1*Ксм1*Псм1*∆
Баланс отклонений:
∆ V= V1 – V0 = 1 322 482-31 365+1 792 268-582 487-1 507 313 = 998 399
4. Вывод:
По итогам вычислений мы приходим, что в отчетном году на возрастание объема продаж наибольшее воздействие оказывают такие экстенсивные факторы – среднегодовая стоимость активной части основных средств и коэффициент сменности работы оборудования.
Вычисления показывают, что увеличение объема продаж происходит за счет изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств на 1322482 тыс. руб., а также за счет изменения коэффициента сменности на 1792268 тыс. руб.
А изменение количества дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии объем продаж снизился на 31365 тыс. руб., за счет изменения средней продолжительности смены – на 582487 тыс. руб., а за счет изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств на 1 машино-час работы (фондоотдача) – на 1507313 тыс. руб.
В резерв увеличения объема продаж можно включить ликвидацию отрицательного влияния факторов. Величина резерва представляет: 31365+582487+1507313 = 2121165 тыс. руб.
ЗАДАНИЕ 1.4
Таблица 4 – Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства
№ |
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Темп прироста |
Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж (Кэкст.i) |
Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж | |
экстенсивности использования ресурса (Кэкстi*100) |
интенсивности использования ресурса (100-Кэкст.i*100) | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Численность рабочих, чел. |
8600 |
9030 |
5 |
0,313 |
31,3 |
68,7 |
2 |
Среднегодовая стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб. |
900766,5 |
1091781 |
21 |
1,313 |
131,3 |
-31,3 |
3 |
Материальные затраты в составе себестоимости проданной продукции, тыс. руб. |
3566212 |
4211690 |
18 |
1,125 |
112,5 |
-12,5 |
4 |
Выручка от продаж продукции, тыс. руб. |
6240000 |
7236400 |
16 |
- |
- |
- |
5 |
Алгоритм расчета способа (экстенсивности и/или интенсивности) комплексного использования ресурсов |
Х |
Х |
Х |
100- | ||
6 |
Показатели способа (экстенсивного и/или интенсивного) комплексного использования ресурсов |
Х |
Х |
Х |
0,917 |
91,7 |
8,3 |
1.Узнаем темп прироста показателей:
Т (Чр) =
Т (ОСакт) =
Т (МЗ) =
Т (В) =
2.Найдем прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж:
Кэкст. (Чр) =
Кэкст. (Осакт) =
Кэкст. (МЗ) =
3.Рассчитаем коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж экстенсивности и интенсивности использования ресурса:
Коэффициент экстенсивности использования численности рабочих = 0,313*100 = 31,3 %
Коэффициент интенсивности = 100 – 31,3 = 68,7 %
Следовательно, из-за повышения численности рабочих выручка увеличилась на 31,3 %, а из-за увеличения производительности труда – на
68,7 %.
Коэффициент экстенсивности использования среднегодовой стоимости активной части производственных основных средств = 1,313*100 = 131,3 %
Коэффициент интенсивности = 100 – 131,3 = -31,3 %
Следовательно, при возрастании среднегодовой стоимости активной части производственных основных средств выручка увеличилась на 131,3 %, но за счет уменьшения фондоотдачи (неэффективного использования основных фондов) выручка уменьшилась на 31,3 %.
Коэффициент экстенсивности использования материальных затрат в составе себестоимости проданной продукции = 1,125*100 = 112,5 %
Коэффициент интенсивности = 100 – 112,5 = -12,5 %.
Следовательно, при повышении материальных затрат в составе себестоимости проданной продукции выручка возросла на 112,5 %, но при уменьшении материалоотдачи (неэффективного использования материалов) выручка уменьшилась на 12,5 %.
К экстенсивным относятся факторы экономического развития: повышение числа работников, основных средств, потребляемых материальных ресурсов. К интенсивным относятся факторы, обеспечивающие увеличения эффективности применения ресурсов [7, с. 169].
4. Найдем показатели способа (экстенсивного и/или интенсивного) комплексного использования ресурсов:
Коэффициент экстенсивного использования ресурсов:
=
Комплексный показатель экстенсивного использования ресурсов:
=
Комплексный показатель интенсивного использования ресурсов:
= 100 – 91,7 = 8,3
5. Вывод:
Огромное влияние на увеличение выручки от продаж оказали экстенсивные факторы. Предприятие неэффективно использует имеющиеся ресурсы. Т.е. организация экстенсивно использует основные фонды и материальные ресурсы (а именно увеличивает их количество в процессе производства). В свою очередь целесообразней было бы повышать фондоотдачу, материалоотдачу данных ресурсов, т.е. использовать интенсивный тип производства.
На рисунке 1 отражено соответствие экстенсивности и интенсивности применения ресурсов в процессе производства в организации.
Рисунок 1 – Соответствие экстенсивности и интенсивности применения ресурсов в процессе производства
ЗАДАНИЕ 1.5
Таблица 5 – Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов
№ |
Показатель |
Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа |
Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов оптимизации использования ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов |
407 784 |
- |
2 |
Увеличение стоимости продаж за счет оптимизации использования материальных ресурсов |
131 058 |
- |
3 |
Увеличение стоимости продаж за счет ликвидации нерационального использования основных производственных средств |
2121165 |
- |
4 |
Итого комплектный резерв |
Х |
131058 |
1. Рассмотрим резерв повышения объема продаж за счет лучшего применения трудовых ресурсов:
6240000*6,535 % = 407 784 тыс. руб.
Исходя из данных таблицы 1 мы увидели, что за отчетный год снизилось число отработанных человеко-часов (данный фактор негативно воздействовал на объем продаж).
2. Найдем резерв возрастания объема продаж за счет оптимизации применения материальных ресурсов:
Исходя из данных таблицы 2 можно увидеть, что за отчетный год уменьшился коэффициент материалоотдачи (материальные ресурсы используются менее эффективно), что негативно казало влияние на объем продаж. Если убрать негативное влияние этого фактора, то резерв повышения объема продаж получится 131058 тыс. руб. (∆V(Кмо)).
Определение полного резерва повышения выпуска и продажи продукции можно сформулировать как резерв, обеспеченный в равной мере всеми видами производственных ресурсов. [8, с. 290]. Данный вид резерва представляет собой меньшую сумму имеющихся резервов повышения объема производства и продаж по каждому виду ресурса в стоимостной оценке
3. Вычислим резерв повышения объема продаж за счет ликвидации нерационального применения основных производственных средств:
Из таблицы 3 видно, что за отчетный год уменьшились такие показатели, повлиявшии на объем продаж, как количество дней в году; средняя продолжительность смены; объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования (коэффициент фондоотдачи – основные фонды используются менее эффективно). Это все негативно влияет на изменение объема продаж (∆V(Рд) = -31365; ∆V(Псм) = -582487; ∆V(Вч) = -1507313).
Если убрать отрицательное влиияние этих факторов, то резерв увеличения объема продаж будет:
31365 + 582487 + 1507313 = 2121165 тыс. руб.
4. Найдем резерв повышения объема продаж при комплектном применении имеющихся резервов:
Наибольший резерв, выявленный по одному из ресурсов, не может быть реализован, если не достает резервов по другим ресурсам, т.е. резерв будет комплектным, если он обеспечен всеми необходимыми ресурсами.
5. Вывод:
Из этого следует, что сумму резерва в размере 131058 можно назвать комплектной, так как предприятие имеет резервы роста выпуска продукции в этом объеме по всем видам ресурсов.
2.АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ
ЗАДАНИЕ 2.1
Таблица 6 – Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения степени влияния на изменение выручки от продаж количества, структуры и цен на проданную продукцию
№ п/п |
Показатель |
Изделие А |
Изделие В |
Изделие С |
Итого | ||||
Прошлый год (0) |
Отчетный год (1) |
Прошлый год (0) |
Отчетный год (1) |
Прошлый год (0) |
Отчетный год (1) |
Прошлый год (0) |
Отчетный год (1) | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Количество, шт. (Q) |
9 400,0 |
11 500,0 |
4 800,0 |
5 880,0 |
7 000,0 |
7 000,0 |
21 200,0 |
24 380,0 |
2 |
Цена, тыс. руб. (Z) |
250,0 |
256,0 |
300,0 |
305,34 |
350,0 |
357,0 |
Х |
Х |
3 |
Выручка, тыс. руб.(QZ) |
2 350 000 |
2 944 000 |
1 440 000 |
1 795 399 |
2 450 000 |
2 499 000 |
6 240 000 |
7 238 399 |
4 |
Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс.руб. |
Х |
2 702 523,00 |
Х |
1 656 000,00 |
Х |
2 817 600,00 |
Х |
7 176 123,00 |
5 |
Расчетный показатель выручки за отчетный год в ценах прошлого года, тыс.руб |
Х |
2 875 000,00 |
Х |
1 764 000,00 |
Х |
2 450 000,00 |
Х |
7 089 000,00 |
С целью узнать показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, первую очередь необходимо рассчитать удельный вес каждого вида изделия в общей структуре прошлого года, для этого надо количество отдельного вида изделия разделить на общее количество изготовленной продукции:
Уд. вес изд. А = 9400/21200 = 0,4434;
Уд. вес изд. В = 4800/21200 = 0,2264;
Уд. вес изд. С = 7000/21200 = 0,3302.
Потом надо вычислить выручку по каждому изделия за отчетный год, соблюдая структуру и цены прошлого года:
QZрас.1 А = 24380*0,4434*250 = 2 702 523 тыс.руб.;
QZрас.1 В = 24380*0,2264*300 = 1 656 000 тыс.руб.;
QZрас.1 С = 24380*0,3302*350 = 2 817 600 тыс.руб.
Всего: Vрас.1 = 2 702 523 + 1 656 000 + 2 817 600 = 7 176 123 тыс.руб.
С целью узнать показатель выручки за отчетный год в ценах прошлого года, нужно умножить количество проданной продукции по каждому виду на цены прошлого года:
QZрас.2 = Q1 * Z0 ;
QZрас.2 А = 11500*250 = 2 875 000 тыс. руб.;
QZрас.2 В = 5880*300 = 1 764 000 тыс.руб.;
QZрас.2 С = 7000*350 =2 450 000 тыс.руб.
Всего: QZрас.2 = 2 875 000 + 1 764 000 + 2 450 000 = 7 089 000 тыс.руб.
Применяя метод цепных подстановок, нужно узнать уровень воздействия на изменение выручки количества проданной продукции, её структуры и цены.
А) влияние изменения количества проданной продукции:
∆QZq = Q1D0Z0 – Q0D0Z0 = QZрас.1 – QZ0 = 7 176 123 – 6 240 000 = 936 123 тыс. руб.;
б) влияние изменения структуры проданной продукции:
∆QZd = Q1D1Z0 – Q1D0Z0 = QZрас.2 – QZрас.1 = 7 089 000 – 7 176 123 = - 87 123 тыс.руб.;
в) влияние изменения цены проданной продукции:
∆QZp = Q1D1Z1 – Q1D1Z0 = QZ1 – QZрас.2 = 7 238 399 – 7 089 000 = 149 399 тыс.руб.
Баланс отклонений равен:
936 123 + (- 87 123) + 149 399 = 998 399 тыс.руб.
Баланс отклонений равен исходному изменению объема продаж отчетного года к прошлому, из этого следует правильность произведенных вычислений.
Вывод:
В отчетном году по сравнению с прошлым выручка увеличилась на
998 399 тыс. руб. Рост выручки оказался под воздействием двух факторов – цены проданной продукции и количества продукции. Самое большое воздействие на изменение выручки от продаж оказывает возрастание количества проданной продукции, при этому увеличение выручки составило 936 123 тыс. руб., изменение цен на проданную продукцию дало возможность увеличить выручку от продаж на 149 399 тыс. руб.
Негативное воздействие оказывает уменьшение структуры – 87 000 тыс. руб., что говорит о низкой рентабельности продукции.