Мероприяти по улучшению использования трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является изучение теоретических основ управления кредитными рисками коммерческого банка, анализ управления кредитным портфелем по материалам «БТА-Казань» и разработка предложений по совершенствованию управления кредитными рисками «БТА-Казань»:
Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущность и виды кредитных рисков коммерческого банка, а также виды кредитных операций банка и их значение;
- определить цели и задачи формирования кредитного портфеля коммерческого банка и виды кредитной политики;
- обозначить место и роль кредитного риска при управлении кредитным портфелем банка;
- провести анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности банка по материалам «БТА-Казань»;

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование управления кредитными рисками коммерческого банка..doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

Важным условием качественной организации и оптимизации кредитного процесса коммерческого банка является четкое закрепление соответствующих  процедур в регламентирующих документах. Регламент работы по выдаче кредитов и контролю за исполнением заемщиками обязательств в «БТА-Казань» должен состоять из следующего комплекса документов:

1)   регламент работы по выдаче кредитов и контролю за их погашением;

2)   общее положение;

3)   порядок работы банка с заемщиком;

4)   порядок оформления кредитного договора;

5)   процедура обеспечения возврата выданных кредитов;

6)   порядок начисления процентов

7)   порядок предоставления кредитов;

8)   порядок погашения кредитов;

9)   процедура контроля банка за погашение кредита;

10) порядок претензионно-исковой работы

11) порядок хранения  кредитных досье.[27]

Регламент работ по выдаче кредитов представляет своего рода стандарт, предназначенный четко зафиксировать  всю совокупность процедур, которые должны сопровождать кредитный процесс коммерческого банка и выполняться в строгой последовательности и в соответствии с регламентом.

Анализ кредитоспособности заемщика производится на основании  его отчетности и финансового  положения.

Основным финансовым документом предприятия является баланс, составляемый к определенному сроку (конец квартала, года) и показывающий структуру активов, обязательств, прибыли, убытков и капитала компании.

Для полноты информации о заемщике можно приложить «Сводную справку о финансовом состоянии фирмы». Справка является пояснением к балансу предприятия и позволяет банку конкретизировать цифры балансовых счетов и сразу составить представление о данном заемщике.

Кредитный инспектор  должен внимательно сопоставлять каждую строчку данной справки, чтобы банк имел объективное представление о заемщике.

Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют  финансовых счетов и другой документации. В этом случае в банк представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях сделки, методах ведения операций и т.д. В частности, документ должен включать:

- описание продуктов  или услуг, которые будут предложены  на рынке (включая патенты и  лицензии); планы исследований, разработок и т.д.

- отраслевой и рыночный  прогнозы (описание рынков, других  компаний, которые предлагают аналогичный  продут, преимущества и слабые  стороны конкурентов);

- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по  продвижению продукта на рынок и т.д.);

- план производства (потребность  в производственных мощностях,  рабочей силе, имеющееся оборудование  и т.д.);

- план менеджмента  (структура компании, руководящие  органы, консультанты и т.п.);

- финансовый план (прогноз  операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Существует для «БТА-Казань», по крайней мере, еще один доступный  резерв информации о заемщике.

Учетная политика - это  метод учета, под которым принято  понимать взаимосвязанные отражения, обобщения и соизмерение в денежном выражении факторов хозяйственной деятельности, которые субъект хозяйственной деятельности выбирал, и которых он неуклонно придерживается в каждой конкретной ситуации.

Содержание понятия  “учетная политика” в странах с продолжительной историей развития рыночных отношений наполнено сводом достаточно жестких стандартов, которые направляют ведение бухгалтерского учета в любой деловой ситуации.

Примером подобных сводов правил служат стандарты SSAP в Великобритании и GAAP в США.

Немецкая модель по формированию учетной политики предприятия предполагает деятельность высокопрофессиональной финансово-экономической службы, основной задачей которой является проведение в жизнь и толкование принципов  финансового учета, закрепленных в законодательстве.

В применении к кредитному анализу учетная политика предприятия  может помочь кредитному инспектору «БТА-Казань» достичь сразу нескольких целей:

1. Определить качественный  уровень финансового учета на  данном предприятии.

При достаточном размере оборотов по счетам и репутации на российском рынке (хотя за короткий срок развития рыночных отношений можно лишь с определенной степенью допущения говорить о репутации фирмы) потенциальный Заемщик обладает, как правило, квалифицированной командой финансовых менеджеров, которая в состоянии представить положение дел в организации в выгодном для себя свете путем учета и отражения в бухгалтерской отчетности тех или иных аспектов деловой активности предприятия с учетом поставленных целей в каждой конкретной ситуации. Следовательно, предоставление стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, принятых на предприятии, снижает риск того, что отчетность потенциального Заемщика будет неверно “прочитана” и анализ финансового положения фирмы не принесет достоверного результата из-за искажения источников информации.

Напротив, у Заемщика, не имеющего репутации и кредитной  истории на рынке или кредитной  истории для конкретного банка-кредитора, качество бухгалтерского учета и  финансовой отчетности является косвенным свидетельством качества общего уровня менеджмента в организации и, как следствие, устойчивости положения на рынке и гарантии долговременного присутствия их организации на рынке без кардинальных смен сферы деятельности.

Компании “однодневки”, столь распространенные в период еще не оформившейся структуры экономики в целом вряд ли станут нести существенные издержки на содержание штата высококвалифицированных бухгалтеров и поставку бухучета до уровня развернутой учетной политики, которая к тому же предполагает продолжительное время функционирования организации.

2. Достичь непосредственно  предоставления информации, касающейся  методов формирования некоторых  статей баланса, интересных именно  для банка-кредитора: учет запасов;  группировка и списание затрат на производство; метод, принятый на данном предприятии для начисления амортизации; признание выручки от реализации продукции, работ, услуг и так далее.

Положения учетной политики предприятия в полном объеме должны включать: - Способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации, признания прибыли (дохода) и как осуществляется учет по данному пункту.

-Способ реализации  и схема его отражения на  счетах учета;

3. Дополнительные положения  учетной политики, решения по  которым принимаются малыми предприятиями (например, упрощение системы учетных регистров).[28]

Итак, главная задача кредитного отдела банка «БТА-Казань», в свете принимаемой предприятием учетной политики - оценить деятельность предприятия. Отсутствие в приказе положений об учетной политике предприятия руководящих начал бухгалтерского учета свидетельствует о потенциальной возможности допущения грубых профессиональных ошибок, отсутствие культуры предпринимательской деятельности и универсальность в разрешении разнообразных практических задач.

Кредитный отдел банка  «БТА-Казань»должен также обратить внимание на следующие вопросы:

-разделенность имущества  предприятия и собственников.  Тем самым обеспечивается основа для определения банком действительного имущественного и финансового состояния предприятия;

-отсутствие у предприятия  намерения и необходимости самоликвидации  или существенного сокращения  масштабов своей деятельности, что  позволяет полагать, что в обозримом будущем предприятие будет продолжать свою обычную деятельность на товарном рынке, где оно осуществляет свои операции;

- консерватизм в отношении  дебиторской задолженности заемщика. В условиях общей нестабильности  рынка неразумно предполагать, что вся дебиторская задолженность возвращается к фирме-заемщику. Итак, учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета - прекрасно характеризует заемщика. Своевременная ее оценка ведет к снижению кредитного риска.

При получении заявки на кредит, банк должен изучить не только разные аспекты кредитной сделки и профессиональный уровень предприятия, но и дать оценку персональных качества заемщика, будь то частное лицо или руководитель фирмы. Оценивая личность клиента, банк сосредотачивает внимание на следующих моментах:

- порядочность и честность;

- семейное положение;

- профессиональные способности;

- возраст и состояние  здоровья;

- наличие преемника  (на случай заболевания или  смерти);

- материальная обеспеченность.

Желательно оценить  также представительский уровень фирмы, внешнее оформление офиса, современное наукоемкое техническое оснащение предприятия. Это возможно осуществить только при выезде представителей кредитного отдела банка непосредственно к заемщику.

Заканчивая рассмотрение вопроса анализа кредитоспособности заемщика нельзя не сказать о зарубежном опыте тщательного отбора потенциальных кредитных клиентов.

В практике американских банков применяется “правило пяти си”, где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися  на букву си:

1. Характер заемщика (character), т.е. имеется в виду его репутация,  степень ответственности, готовность  и желание погашать долг. Банк  стремится прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное  лицо) относится к своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию;

2. Финансовые возможности  (capacity), т.е. выяснение платежеспособности  заемщика за последние несколько  месяцев или лет в зависимости  от объема предстоящей кредитной  сделки;

3. Капитал, имущество  (capital), т.е. наличие собственного  капитала и согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае необходимости, на погашение кредита, определение структуры капитала, соотношение с другими статьями активов и пассивов;

4. Обеспечение (collateral), т.е. его достаточность, качество  и степень реализуемости залога в случае непогашения ссуды. Обеспечение кредита дает возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска, однако в любом случае банкир всегда должен помнить одно правило: никогда не предоставлять кредит на основе только залога или гарантии. (Подробно вопросы, связанные с залогом, будут рассмотрены ниже).

5. Общие экономические  условия (conditions), т.е. выяснение  текущего состояния экономики  соответствующего региона или  страны, а также непременно - экономики  отрасли, к которой принадлежит заемщик. Основополагающим моментом в управлении кредитным портфелем банка является выбор критериев оценки качества отдельно взятой ссуды.[29]

По мере развития кредитных отношений в рыночной экономике зарубежных стран круг критериев оценки качества ссуд также расширялся. В настоящее время он охватывает более 10 позиций. К числу основных из них относятся: назначение и вид ссуды; ее размер, срок и порядок погашения; степень кредитоспособности клиента, его отраслевая принадлежность и форма собственности; характер взаимоотношений заемщика с банком; степень информированности о нем банка; объем и количество обеспечения возвратности ссуды.

В России число  критериев оценки качества ссуд пока ограничено. Исходя из рекомендаций ЦБР, в настоящее время применяется два главных критерия: степень обеспеченности возврата ссуды и фактическое состояние с погашением ранее выданных ссуд.

С точки зрения обеспечения возвратности ссуд Банк России предлагает выделять три группы кредитов, различающихся по степени риска.

Первая группа получила название «обеспеченные ссуды». В нее включаются ссуды, имеющие  обеспечение в виде ликвидного залога, реальная (рыночная) стоимость которого равна ссудной задолженности или превосходит ее, либо имеющие банковскую гарантию, гарантию правительства РФ и субъектов РФ, либо застрахованные в установленном порядке.

Вторая группа–  «недостаточны обеспеченные ссуды» - охватывает ссуды, имеющие частичное  обеспечение (по стоимости не меньше 60% от размера ссуды), но его реальная (рыночная) стоимость или способность реализации сомнительна.

Третья группа – необеспеченные ссуды. Они либо не имеют обеспечения, либо реальная (рыночная) стоимость обеспечения  менее 60% от размера ссуды.

Таким образом, качество разработки указанных выше документов в сочетании с осуществлением контрольных процедур системы внутреннего  контроля во многом будут определять эффективность кредитного процесса «БТА-Казань».

Как рыночный кредитный институт, «БТА-Казань» сталкивается с различными видами рисков, влияющих на результаты его деятельности, кредитным риском, риском ликвидности, рыночным риском, риском концентрации и т.д. Разумно проводимая консервативная политика, своевременный мониторинг всех факторов риска и оперативное реагирование на возможные негативные тенденции позволили банку в прошлом году избежать потерь, сохранить и упрочить ведущие позиции. Избежать необоснованных потерь и обеспечить сохранность капитала позволяет целостная система риск-менеджмента, что предполагает дальнейшее совершенствование ее методологической базы.

 

3.2. Совершенствование  системы риск-менеджмента банка

 

Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.

Современные тенденции  развития банковской системы в России подтверждает. Что большинство российских банков перешли из состояния, когда им приходилось решать вопросы исключительно связанные с проблемами выживания, к вопросам развития бизнеса, необходимости капитализации, расширения инфраструктуры, сохранности своих активов, создания новых нетрадиционных для российского финансового рынка банковских продуктов наконец, построения системы корпоративного управления, отвечающей реалиям сегодняшнего дня.[30]

Информация о работе Мероприяти по улучшению использования трудовых ресурсов