Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 07:34, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Повышение результативности и конкурентоспособности предприятия в современных условиях достигается путем совершенствования всех сфер его деятельности. Благодаря управленческому маневрированию, направленному на оптимизацию бизнес процессов предприятия достигается его высокая конкурентоспособность и привлекательность для внешних инвесторов.
Введение…………………………………………………………………...3.
Глава 1. Теоретические основы системы нормирования труда на предприятии…………………………………………………………………….6.
1.1. Сущность и принципы нормирования труда. Подходы к организации нормирования труда на предприятии……………………………………………………….……………6.
1.2. Организация нормирования труда на предприятиях по оказанию услуг населению……………………………………………………………….12.
1.3. Методы совершенствования системы нормирования труда на предприятиях в сфере ЖКХ…………………………………………………..14.
Глава 2. Анализ процесса нормирования труда на предприятии ООО «ЖКХ «Сервис»……………………………………………………………………….22.
2.1. Общая характеристика ООО «ЖКХ «Сервис»……………………22.
2.2. Анализ процесса нормирования труда на ООО «ЖКХ «Сервис».33.
Глава 3. Разработка мероприятии по совершенствованию нормирования труда на ООО «ЖКХ «Сервис»………………………………………………38.
3.1. Регламентация процесса нормирования труда……………………38.
3.2. Совершенствование процесса нормирования труда на основании внедрения автоматизированной системы нормирования труда…………....44.
3.3. Оценка эффективности мероприятии по внедрению АСНТ на ООО «ЖКХ «Сервис»……………………………………………………………….48.
Глава 4. Безопасность жизнедеятельности.
4.1. Факторы производственной среды ООО «ЖКХ «Сервис»………52.
4.2. Микроклимат производственного помещения……………………56.
4.3. Освещенность производственного помещения…………………...58.
Заключение…………………………………………………………………….61.
Список использованной литературы….…………………………………….
Необходимо определиться с тем, что такое норма труда. Это мера труда как абсолютное количество совокупного рабочего времени, необходимого для производства единицы продукции или выполнения определенного вида работ.[25,с.63] Она содержит структуру и величину необходимых затрат рабочего времени с учетом конкретных технических и организационных условий производства на предприятии, в цехе, на участке или на рабочем месте.
Нормы труда должны соответствовать наиболее эффективным для условий конкретного рабочего места вариантам технологического процесса, организации труда, производства и управления, т.е. оптимальным режимом работы оборудования, рациональному содержанию технологического и трудового процессов, передовым методам и приема труда, наиболее целесообразным системам и порядку обслуживания и обеспечения рабочих мест. Так же, не маловажным условием является достижение содержательности труда работников и предотвращение их чрезмерной утомляемости в процессе трудовой деятельности.[35]
Таким образом, нормы труда определяют величину и структуру затрат рабочего времени, необходимых для выполнения конкретной работы, и являются эталоном, с которым сравниваются фактические затраты рабочего времени в целях достижения рациональности. Нормы труда, с одной стороны, являются средством получения прибыли, а с другой - должны способствовать решению социальных задач, обеспечивая работникам нормальную интенсивность труда и его содержательность.[6,с.45]
В современных условиях назначение нормирования труда – активно воздействовать на потенциальные возможности и результаты деятельности предприятий по достижению двух взаимосвязанных социально-экономических целей: обеспечение процесса производства конкурентоспособных товаров и услуг и рациональное использование человеческих ресурсов.
Принципы нормирования труда были определены Б.М. Генкиным [10,с.53] для условий социалистического устройства экономики, но применимы в полной мере к современным предприятиям, так как отражают интересы сторон в процессе нормирования труда:
- принцип комплексности.
Нормирование труда должно
- принцип системности.
Нормы труда должны
- принцип эффективности. Нормы труда должны обеспечивать достижение требуемого результата труда при нормальных условиях с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.
- принцип прогрессивности. При расчете и корректировке норм необходимо учитывать передовые научно-технические и производственные достижения в целях экономии затрат живого и овеществленного труда и улучшения его условий.
- принцип конкретности.
Нормы труда должны
- принцип всеобщности. Означает необходимость нормирования труда всех категории работников.
- принцип участия
трудящихся. Означает необходимость
участия трудящихся или их
выборочного представительного
органа в процессе
Учет данных принципов при построении системы нормирования труда позволит избежать конфликтов сторон и ошибок, возникающих в процессе установления норм труда.
1.2. Организация
нормирования труда на
Нормирование труда на крупных предприятиях осуществляется традиционно службой организации труда и заработной платы (ООТиЗ), технологической службой (ТО), информационно-вычислительным центром. В небольших организациях группы нормирования труда могут быть в составе экономических служб.
Нормирование труда и проектирование технологических процессов находятся в тесной взаимосвязи. Спроектированный технологический процесс является основой для установления норм труда. С другой стороны, нормы труда выступают в качестве критерия выбора варианта технологического процесса. В связи с этим на предприятиях сферы ЖКХ установление норм труда должно осуществляться в методическом и организационном единстве с проектированием технологических процессов.[14]
Взаимодействие и роль технических служб и отдела труда на практике зависит от ряда факторов. Во-первых, это номенклатура услуг. Чем она шире, тем больше работы по проектированию документации ложиться на данные отделы. Нормирование труда в этом случае производиться всецело отделом ОТиЗ при содействии технических служб. Во-вторых, развитие информационных технологий позволяет целиком или частично автоматизировать процесс установления норм. Следовательно, роль ОТиЗ в этой функции сводиться к контролю за качеством и пересмотру установленных норм труда. В третьих, роль технических служб повышается при высоких требованиях к качеству предоставляемых услуг населению, при отсутствии возможности применения исследовательских методов для установления норм.
На практике, зачастую, наблюдается смешение ролей ОТиЗ и других служб в зависимости от специфики конкретного изделия или вида работ.
Так же система нормирования на предприятии может иметь разную степень централизации. При децентрализации данного процесса часть функций по нормированию труда переходит к начальникам участков.[46,с.276] децентрализация системы нормирования труда обеспечивает лучшую оперативность, связь нормирования труда с производством, но повышается влияние на нормы руководства производственных подразделений, усложняется процесс установления норм. Возможности для автоматизации процесса нормирования труда так же у централизованной системы.
В процессе нормирования
труда участвуют работники
При достаточном объеме работ (большой номенклатуре услуг и т.д.) выделяются подразделения, работающие в области нормирования труда. В их функционал входит:
- организация и нормирование труда основных и вспомогательных работников;
- совершенствование управления предприятием;
- социальные
и психофизиологические
- нормирование
труда руководителей,
Такая схема нормирования труда позволяет точно и своевременно скорректировать или установить нормы. Однако, процесс сопровождается многочисленными документами и трудоемок из-за большой номенклатуры оказываемых услуг ООО «ЖКХ «Сервис». Совершенствование этого процесса на предприятии позволило бы высвободить значительные административные ресурсы и повысить качество норм.
1.3. Методы
совершенствования системы
Систему нормирования труда предприятия можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это совокупность структурных подразделений организации, занимающихся вопросами нормирования труда, с другой, это процесс установления норм на предприятии. Исходя из этого, для совершенствования системы нормирования нужно использовать несколько методов.
Оптимизация процесса установления норм на предприятии – задача, требующая процессного подхода. Для начала, определимся с тем, что такое процесс.
Процесс – логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы, создает ценность и выдает результаты потребителю.[39,с.12] Процессный подход предполагает использование методологии, направленной на совершенствование бизнес-процессов организации. Методология процессного подхода фокусирует внимание на улучшение административных и вспомогательных процессов, а не на производственных процессах, хотя концепция процессного управления также хорошо применима и к производственным процессам.
Административные бизнес-процессы – это серия последовательных мероприятий по выполнению задач.[44] Они охватывают всю организационную структуру, определяют инструменты и методики, способы, последовательность действий и процесс, в рамках которого выполняются мероприятия. Административные бизнес-процессы объединяют базы данных и саму организацию в единое целое.
Существует риск возникновения управленческих ошибок в административных бизнес-процессах, что делает их менее эффективными или результативными и вызывает определенную неудовлетворенность работой. Полное понимание результативности или эффективности административных бизнес-процессов может быть достигнуто только путем проведения соответствующего анализа самих процессов. Это ключевые меры определяют важнейшие характеристики, относящиеся к административным бизнес-процессам.[32,с.55]
Одним из возможных
способов оптимизации бизнес-процессов
является их автоматизация и
Применение
информационной технологии как инструмента
совершенствования процессов
Административная система управления информацией (также называемая административной организацией или системой управления информацией) основывается на:
- информации, требуемой
для выполнения различных
- требования к качеству информации в плане актуальности, надежности, представления и эффективности: рамки качества информации;
- требования
внутреннего контроля и
Эти требования формируют основу для разработки информационной системы. Эта система будет по необходимости состоять из структурированных данных об окружающей среде и комплекса организационных процессов, которые вместе и составляют информационную систему. [7]
Отдел информационных систем является, или, по крайней мере, должен являться, вспомогательным отделом.[12,с.43] Обычно считается, что этот отдел не добавляет реальной ценности. Скорее считается, что результат работы отдела информационных систем увеличивает коммерческую ценность, а иногда вообще не добавляет ценности. Однако это совсем не значит, что он не важен. На самом деле, этот отдел является неотъемлемой частью организации, который помогает превращать данные в информацию.
Преимущества решений на основе ИТ. Таблица 1.
Класс характеристик |
Традиционные решения |
Решения на основе информационных технологий |
Структура |
Физические Компоненты, иерархия управления. |
Виртуальные компоненты, матричная структура |
Процессы |
Ручные операции, физические коммуникации |
Автоматизация операций электронные рабочие потоки |
Управление |
Бумажная отчетность для контроля, координационные совещания |
Электронный обмен сообщениями, теле и Видеоконференции |
Межорганизациоиные взаимодействия |
Переговоры, тендеры |
Электронный обмен информацией |
Решения, связанные с применением информационных продуктов в управлении организацией всегда являются более выгодными с точки зрения экономии административных ресурсов. Рассмотрим эти преимущества подробнее:
Изменение организационной структуры. Виртуальные компоненты - это компоненты организационной структуры, которые физически не существуют в одном месте, например, в случае «домашней» (home office) организации труда отделов снабжения, технических служб, либо вообще физически не организуются, например, вместо складов вводятся виртуальные запасы, которые поставляются точно в требуемый для производства срок.[19]
Такая организация позволяет экономить издержки, связанные с необходимостью поддержания физических компонентов организационной структуры.
Матричная структура управления предполагает динамическое формирование рабочих групп для выполнения конкретного процесса (заказа, проекта), в которые входят работники из различных структурных подразделений и управляются как единым целым независимо от структурной принадлежности.[48,с5] Такие структуры более гибки с точки зрения адаптации к конкретным потребностям и не требуют сложных согласований в рамках традиционной иерархической структуры управления.