Организационно - правовая характеристика ОАО «ГАЗПРОМБАНК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:40, реферат

Краткое описание

"Газпромбанк" (Открытое акционерное общество) – один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, предоставляющий широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным клиентам, финансовым институтам, институциональным и частным инвесторам. Банк входит в тройку крупнейших банков России и занимает пятое место в списке банков Центральной и Восточной Европы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….7
1.1. Управления активами и пассивами банка, основные его задачи…….8
1.2. Комплексный анализ активов банка…………………………………..13
1.3. Анализ пассивов ОАО «ГАЗПРОМБАНК»………………………......19
Заключение…………………………………………………………………….24
НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ……………………………………………….25
СТАТЬЯ - БАНКОВСКОЕ ДЕЛО: ДЕНЬГИ И КРЕДИТ…………………...34
КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР……………………………………………………..35
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………………………47
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА……...49
ЗОЛОТОЕ БАНКОВСКОЕ ПРАВИЛО……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио катя.docx

— 272.47 Кб (Скачать файл)

 

(в миллионах рублей)

 

2009

2008

Profit (loss) before taxation

79,012

(76,029)

Statutory profit tax rate

20%

24%


 

Из таблицы видно что  у Газпромбанка наблюдается положительная тенденция роста прибыли до налогообложения в 2009 году(прибыль- 79012 миллионов рублей) Одной из причин повлиявших на этот факт стало снижение налоговой ставки.

 

14 – примечание. "Финансовые обязательства, предназначенные для торговли" (В миллионах рублей)

 

На протяжении 2009 года Газпромбанк осуществлял активную скупку корпоративных акций и облигаций различных компаний РФ. Примером таких покупок являются:

Банк в качестве финансового  консультанта принял участие в реализации сделки ОАО "Газпром нефть" по приобретению контрольного пакета акций  в сербской нефтегазовой компании Naftna Industrija Srbije на сумму 400 млн евро.

Банк в качестве финансового  консультанта принял участие в реализации сделки ОАО "Газпром" по приобретению 20%-го пакета акций ОАО "Газпромнефть" у итальянской компании ENI на сумму 4,2 млрд долл. США.

Успешно размещены облигационные  займы ОАО "Дальсвязь"; ОАО "Газпромнефть"; ОАО "Энел ОГК-5" и ОАО "МТС", одним из организаторов которых являлся Газпромбанк. Завершена сделка по приобретению "Русского Коммерческого Банка АО" (Швейцария, г. Цюрих).

При участии Газпромбанка в качестве инвестиционного консультанта ОАО "Газпром" завершило сделку по приобретению 51% долей ООО "СеверЭнергия" у консорциума итальянских компаний ENI и Enel. Сумма сделки составила 1,6 млрд долл. США.

Приобретенные корпоративные  акции и облигации, вышеуказанных  компаний, приносят ОАО "Газпром" прибыль от 1,5 % до 19% в год.

Несмотря на высокую активность Газпромбанка на рынке ценных бумаг при покупке облигаций других компаний, общая сумма финансовых обязательств, предназначенных для торговли снизилась на 52,5%. Главным образом за счет динамики торгов по валютным контрактов на 59838 миллионов рублей из-за нестабильности на валютных рынках.

 

23 – примечание. "Средства Центрального банка  Российской Федерации и других  банков". (В миллионах рублей)

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Совместное управление активами и пассивами дает банку инструментарий для защиты депозитов и займов от воздействия колебаний циклов деловой активности и сезонных колебаний, а также средства для формирования портфелей активов, которые способствуют реализации целей банка.

Управление активами и  пассивами (УАП) - это постоянное сопоставление  и урегулирование показателей баланса  кредитной организации с целью  поддержания прибыльности и минимизации  неоправданных рисков. УАП помогает четко решить следующие проблемы:

  • привлечения средств (в том числе определения сроков и ставок);
  • распределения свободных средств;
  • вложений в основные средства;
  • поддержания собственного капитала и т.п.

Основная цель управления активами и пассивами состоит  в поддержании процентных доходов  и валютного положения банка  в заданных диапазонах, с условием сохранения ликвидных средств в разумных пределах. Задачи УАП следующие:

  • подборка и очистка исходных данных;
  • систематизация баланса;
  • моделирование финансовых характеристик текущих счетов;
  • моделирование роста и развития баланса в зависимости от бизнес-стратегий и внешних факторов.

Основные направления анализа  активов конкретного банка включают в себя, во-первых, исследования динамики абсолютных и относительных показателей; во-вторых, исследования структуры  активов с целью оценки их диверсифицированности; в-третьих, анализ доходности; в-четвертых, анализ рискованности и ликвидности активов.

Для исследования абсолютных значений активов банка необходимо выполнить  следующие шаги:

Первое – определить объем и  структурировать совокупные активы (то есть осуществить их группировку  по статьям). Второе – определить величину нетто-активов (чистых активов).

Несмотря на высокую активность Газпромбанка на рынке ценных бумаг при покупке облигаций других компаний, общая сумма финансовых обязательств, предназначенных для торговли снизилась на 52,5%. Главным образом за счет динамики торгов по валютным контрактам на сумму 59838 миллионов рублей из-за нестабильности на валютных рынках.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ

«Прабабушкой» современной  банковской карты можно считать  выпущенные в 1928 году Бостонской компанией  «Farrington Manufacturing» металлические пластинки («Charga-Plates»), на которых было выдавлено (эмбоссировано) имя и адрес клиента и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку (прообраз современного импринтера), и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке1.

Большинство специалистов считают, что начало банковским кредитным  картам было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из National Bank of Flatbush (NBF) в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме «Charge-it». Эта схема предусматривала расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Несмотря на то, что такая схема, в общем-то, весьма напоминает чековую, в NBF была впервые опробована ставшая в настоящее время классической цепочка расчетов применительно к банковским картам, за исключением фигуры эквайрера2.

Ряд исследователей полагают, что первой массовой платежной карточной  системой является «Diners Club». Одним из ее главных отличий от предшественников было то, что между клиентами и компаниями, предлагающими товары и услуги, появилась посредническая организация, которая взяла на себя взаиморасчеты между всеми участниками системы3.

В настоящее время среди  международных платежных систем, помимо «Diners Club International», наиболее крупными являются «Visa International», «Europay International» и «American Express». Среди отечественных платежных систем можно выделить «ACCORD» (учреждена в 1995 году ОАО «УРАЛСИБ»), «Юнион Кард» (учреждена в 1993 году «Автобанком» и «Инкомбанком»), «СТБ КАРТ» (учреждена одноименной компанией, основанной в 1992 году), «Сберкарт» (учреждена Сбербанком России в 1993 году), «CyberPlat» (учреждена в 1998 году банком «Платина») и «Золотая Корона» (создана летом 1994 года рядом отечественных банков)4.

Правовое регулирование  операций с использованием платежных  банковских карт находит свое отражение  в таких нормативных правовых актах как: Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)5, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»6 (далее – Закон о Банках), Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»7 (далее – Закон о ЦБ РФ), Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»8, Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и ряд положений, указаний и писем Банка России.

Гражданское законодательство Российской Федерации не содержит в  себе специальных норм, регулирующих использование банковских карт. В то же время, категорическое утверждение о том, что гражданское законодательство никоим образом не участвует в регулировании отношений, связанных с использованием банковских карт было бы неверным, так как правовой основой в отношениях банка и клиента в связи с использованием при безналичных расчетах банковской карты является договор банковского счета, в соответствии с которым банк открывает клиенту банковский счет и обязуется предоставить комплекс услуг по ведению счета, в том числе услуг, предоставляемых для совершения операций с использованием банковской карты, а клиент обязуется оплачивать такие услуги банка и выполнять иные обязанности, предусмотренные договором. Таким образом, к правовому регулированию расчетов с использованием банковских карт относятся, часть первая ГК РФ, закрепляющая общие положения об обязательствах, договоре и др., а также глава 42 «Заем и кредит», глава 44 «Банковский вклад», глава 45 «Банковский счет» и глава 46 «Расчеты» часть вторая ГК РФ9.

В 2009 году в Законе о Банках появились новеллы, впервые на законодательном  уровне урегулировавшие отдельные  аспекты операций с банковскими  картами. Речь идет о статье 13.1, закрепившей легальную возможность осуществления отдельных банковских операций банковскими платежными агентами10. В 2010 году в Закон о Банках, а именно в статью 29, были внесены дополнения, в соответствии с которыми кредитная организация - владелец банкомата обязана информировать держателя платежной карты до момента осуществления им расчетов с использованием платежной карты, передачи им распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по его банковским счетам с использованием банкоматов, принадлежащих этой кредитной организации, предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата, о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией – владельцем банкомата и взимаемого ею за совершение указанных операций в дополнение к вознаграждению, установленному договором между кредитной организацией, осуществившей выпуск платежной карты, и держателем этой карты, либо об отсутствии такого вознаграждения, а также отражать по итогам этих операций информацию о комиссионном вознаграждении кредитной организации – владельца банкомата в случае взимания такого вознаграждения на чеке банкомата либо об отсутствии такого вознаграждения11. Таким образом, были защищены финансовые интересы держателей платежных карт при использовании банкоматов12.

Широкое внедрение банковских карт в сферу банковских услуг сдерживается отсутствием специального закона, который регулировал бы весь спектр отношений, связанных с эмиссией и осуществлением различных сделок с использованием банковских карт. Проект Федерального закона «Об использовании платежных карт в Российской Федерации» существует с 1998 года, но не принят до настоящего времени. В ряде стран расчеты, основанные на банковских картах, регулируются специальными актами. Например, в Англии индивидуальные банковские карты подпадают под действие Кодекса добросовестной банковской практики, а также ряда положений Закона о потребительском кредите 1974 года13.

В отсутствии подобного закона в России основным источником правового  регулирования расчетов с использованием банковских карт является Положение  Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых  с использованием платежных карт»  от 24 декабря 2004 года № 266-П (в ред. от 15 ноября 2011 года) (далее – Положение  Банка России № 266-П), вступившее в  силу с 10 апреля 2005 года и отменяющее Положение Банка России от 9 апреля 1998 года № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

Положение Банка России № 266-П было разработано на основании части  второй ГК РФ, Закона о ЦБ РФ, Закона о Банках, Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»  и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 17 декабря 2004 года № 31) и устанавливает порядок выдачи на территории Российской Федерации банковских карт (далее – эмиссия банковских карт) кредитными организациями (далее – кредитные организации-эмитенты) и особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, иностранным банком14.

Несмотря на большое значение Положения Банка России № 266-П  для банковской практики, следует  признать, что оно не удовлетворяет  в полной мере потребностям оборота  банковских карт. Пытаясь компенсировать нехватку нормативного правового регулирования указанной области правоотношений, Банк России издал некоторое количество писем, восполнивших отдельные пробелы, в числе которых можно назвать Письмо Банка России от 15 декабря 2006 года № 158-Т «Об осуществлении операций с кредитными картами после введения запрета Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц в соответствии со статьями 47 и 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Письмо Банка России от 2 октября 2009 года № 120-Т «О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт», Письмо Банка России от 10 июня 2005 года № 85-Т «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт», Письмо Банка России от 25 сентября 2009 года № 117-Т «Обобщение практики по вопросам выпуска банковских карт и совершения операций с их использованием», Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации».

27 июня 2011 года Президент  Российской Федерации подписал  Федеральный закон № 161-ФЗ «О  национальной платежной системе» (далее Закон № 161-ФЗ). Закон  № 161-ФЗ открывает новую страницу  в регулировании отношений, связанных  с осуществлением переводов денежных  средств, функционированием институтов  рынка платежных услуг, обеспечением  их надежности.

Закон № 161-ФЗ, а также  Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 162-ФЗ) реализуют  рекомендации Комитета по платежным  и расчетным системам Банка международных  расчетов и Концепции развития платежной  системы Банка России на период до 2015 года, одобренной решением Совета директоров Банка России от 16 июля 2010 года (протокол № 16). Указанные рекомендации свидетельствуют о достижении международного согласия по вопросу необходимости укрепления платежных систем путем внедрения международных стандартов и практики их применения.

Информация о работе Организационно - правовая характеристика ОАО «ГАЗПРОМБАНК»