Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:32, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является ретроспективный анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ.
Для достижения цели, были определены следующие задачи:
• рассмотреть нормативно правовую базу, устанавливающую налога на прибыль;
• выявить налоговую модель налога на прибыль;
• рассмотреть юридический состав налога на прибыль;
• проанализировать структуру поступления налога на прибыль в федеральный и консолидированный бюджет;
• разработать мероприятия по усовершенствованию регулирующей функции налога на прибыль.
Уровень налоговой нагрузки
в Российской Федерации без учета
ее конъюнктурной составляющей значительно
ниже, и соответствует теоретическому
значению налоговой нагрузки, определенному
по результатам международных
В долгосрочной перспективе достигнутый уровень нагрузки в Российской Федерации может оказаться ниже экономически оправданного уровня в связи со следующими долгосрочными вызовами.
Необходимо учитывать, что
объем расходных обязательств бюджетной
системы Российской Федерации в
социальной сфере (в частности, в
сфере образования и
А так же необходимо принять
во внимание перспективу старения населения,
приводящего к
Указанные причины, свидетельствующие
в пользу более высокого по сравнению
со сложившимся в настоящее время
уровнем налоговой нагрузки в
Российской Федерации, являются объективными
и не могут быть устранены в
долгосрочной перспективе. Более того,
высокий уровень
Анализ структурной и конъюнктурной составляющей налоговой нагрузки в Российской Федерации показал, что наиболее чувствительным по отношению к колебаниям конъюнктуры мировых рынков сырья и энергоносителей из не сырьевых налогов является налог на прибыль организаций (налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть являются способом изъятия природной ренты), а наименее чувствительным – НДС. Таким образом, в последние годы уровень налоговой нагрузки в экономике Российской Федерации в значительной степени определялся конъюнктурной составляющей нагрузки (в первую очередь, налогом на прибыль организаций), обусловленной высоким уровнем мировых цен на нефть. cоответственно, принимая во внимание высокую волатильность нефтяных цен, изменение ставки налога на прибыль организаций затрагивает структурную составляющую поступлений в отличие от НДС в меньшей степени.
Налоговая система обладает достаточно высокой степенью нейтральности, поскольку различие уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики практически не оказывает влияния на соотношение доходности в указанных отраслях, рассчитанной до уплаты налогов и после уплаты налогов. Этот вывод, в частности, подтверждается тем, что при достаточно высоком уровне налоговой нагрузки в нефтедобывающем секторе, доходность после уплаты налогов у российских нефтяных компаний сопоставима либо даже выше аналогичных показателей для иностранных компаний [14].
В части налога на прибыль организаций помимо уже перечисленных выше изменений, направленных на поддержку инновационной активности, следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.
Должны быть внесены изменения
в Кодекс, направленные на сокращение
возможностей минимизации налогообложения,
связанных с переносом на будущее
убытков поглощаемых (реорганизуемых)
или приобретаемых компаний. Отсутствие
ограничений создает на рынке
искаженные стимулы, направленные на приобретение
неэффективного бизнеса без последующего
его развития. В настоящее время
существует возможность посредством
присоединения убыточных
В 2010 году необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.
Необходимо изменить действующие
правила, ограничивающие отнесение
процентов на расходы, установленные
Кодексом. В частности, в рамках регулирования
трансфертного ценообразования
необходимо разработать правила
определения сопоставимого
Вопрос об определении рыночного уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, доходы по которым не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг), необходимо решать в связи с тем, что к доходам от таких операций в настоящее время неприменимы положения статьи 40 Кодекса, т.к. эти правила относятся только к ценам реализации товаров (работ, услуг). В рамках совершенствования норм законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием в налоговых целях следует распространить правила определения рыночной цены с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами [2].
С учетом внесения изменений
в законодательство, направленных на
противодействие минимизации
Ограничения на отнесение процентов по займам, предоставленным взаимозависимыми лицами, с точки зрения противодействия «недостаточной капитализации» следует уточнить с учетом новых правил определения взаимной зависимости лиц. Также предполагается распространить предусмотренные в настоящее время правила, основанные на расчете финансового рычага, на взаимоотношения, как с иностранными, так и с российскими лицами.
Следует изменить показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций (данный способ используется по выбору налогоплательщика). В настоящее время по долговым обязательствам, оформленным в рублях, в качестве такого показателя применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенная в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным в иностранной валюте, используется фиксированная ставка в размере 15% годовых.
При этом ставка рефинансирования, являясь инструментом денежно-кредитной политики, не всегда отражает сложившийся в экономике средний уровень процентной ставки. Это означает, что в отдельные периоды времени ее величина может быть намного выше или ниже средней процентной ставки по обязательствам в российских рублях, что может создавать нежелательные искажения, которые либо приводят к излишнему ужесточению налогового законодательства для налогоплательщиков (как это происходит в российской экономике, начиная с осени 2009 года), либо предоставляет избыточные возможности для отнесения уплаченных процентов на расходы.
По долговым обязательствам,
оформленным в иностранной
В целях исправления
Гражданским кодексом Российской
Федерации установлено, что предпринимательской
является самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение
Вместе с тем в практике хозяйственной деятельности нередко встречаются случаи, когда одна организация предоставляет другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п. В связи с этим представляется необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций.
С 2011 года будет усовершенствован
механизм учета для целей
В частности, в настоящее
время Кодексом установлен особый порядок
признания расходов на освоение природных
ресурсов, к которым относятся
расходы на поиск и оценку месторождений
полезных ископаемых. При этом расходы
на строительство и ликвидацию разведочной
скважины на месторождениях нефти и
газа, которая оказалась
Вместе с тем при
поиске и оценке месторождений полезных
ископаемых налогоплательщики несут
затраты, связанные со строительством
и ликвидацией иных скважин (опорных,
параметрических, структурных, поисково-оценочных,
водозаборных), которые необходимы,
в частности при поиске и оценке
месторождений углеводородного
сырья. В связи с тем, что перечисленные
виды скважин прямо не перечислены
в Кодексе, в целях исключения
различных трактовок
Необходимо разрешить
налогоплательщикам относить на расходы
при определении налоговой базы
по налогу на прибыль организаций
затраты на освоение природных ресурсов,
связанные с подготовкой
Предлагается исключить
норму, в соответствии с которой
налогоплательщики не включают в
состав расходов для целей налогообложения
расходы на безрезультатные работы
по освоению природных ресурсов, если
в течение пяти лет до момента
предоставления налогоплательщику
прав на геологическое изучение недр,
разведку и добычу полезных ископаемых
или иное пользование участком недр
на этом участке уже осуществлялись
аналогичные работы. В соответствии
с действующей редакцией
Также предполагается внести в законодательство о налогах и сборах иные изменения, направленные на уточнение порядков:
Начиная с 2012 года, введена
в действие новая редакция положений
Кодекса, направленных на уточнение
порядка налогообложения
Информация о работе Ретроспективный анализ поступления налога на прибыль в бюджет РФ