Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:41, курсовая работа
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…4
1 РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ РФ……………………………………………………………………………..6
Понятие, функции и роль банковской системы в экономике РФ...6
Правовое регулирование деятельности коммерческих банков…10
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ……………………………………………………15
2.1 История развития ОАО Сбербанка России……………………….….15
2.2 Экономическое состояние Сбербанка России………………………18
2.3 Анализ отчетности ОАО Сбербанка России…………………………24
2.4 Анализ локальной нормативной базы деятельности ОАО Сбербанк России………………………………………………………………………33
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ…………………………………………………………………….40
3.1 Совершенствование экономической деятельности ОАО Сбербанка России……………………………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………………….48
Приложение А………………………………………………………………51
Приложение В...…………………………………………………………….53
· выпуск и обслуживание счетов международных банковских карт;
· открытие и обслуживание вкладов;
· открытие и ведение обезличенных металлических счетов;
· предоставление в аренду
индивидуального банковского
· проведение операций по счетам карт и вкладам клиента через удаленные каналы обслуживания (через устройства самообслуживания банка, систему «Сбербанк ОнЛ@йн», «Мобильный банк», Контактный центр банка);
· депозитарное обслуживание, брокерские услуги [5].
Обеспечение интересов клиентов Сбербанка осуществляется на основании одноименной главы Устава. Согласно п. 7.1. Устава Сбербанка России, банк производит уплату страховых взносов в Фонд обязательного страхования вкладов физических лиц путем перевода денежных средств в специально установленном порядке. В соответствии с установленными правилами и нормативами Банком России, Сбербанк депонирует часть привлеченных средств в обязательные резервы. Сбербанк гарантирует тайну операций, счетов и вкладов своих клиентов и корреспондентов. Информация и документы по счетам, вкладам, операциям клиентов предоставляется Сбербанком в случаях и порядке предусмотренных законодательством Российской Федерации. Сбербанк России в соответствии с законодательством и на основании разработанных программ и правил осуществляет внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [16].
Также интересным является сотрудничество Сбербанка России с различными организациями в целях совершенствования совместной деятельности. Актуальным примером этого служит заключенное соглашение между Федеральной нотариальной палатой и Сбербанком об информационном взаимодействии, касающегося обмена информацией по наследственным делам с использованием новых технологий, в частности, электронной цифровой подписи нотариуса. В настоящее время розыск вкладов наследодателя представляет собой определенную проблему, затратную как по времени, так и по прилагаемым усилиям со стороны наследников и нотариуса. В перспективе с помощью электронных коммуникаций и ЭЦП планируется оптимизировать поиск имущества наследодателя, установить единый стандарт взаимодействия нотариуса и банка, снизить расходы за счет отказа от почтовых услуг [5]. В феврале текущего года было подписано соглашение о разработке новых проектных решений с применением современных компьютерных и бизнес-технологий между Пенсионным фондом и Сбербанком России. Предполагается, что процесс доставки пенсий будет регламентироваться двумя документами: соглашением федерального уровня и договором между отделением ПФР и филиалом Сбербанка в регионе. Таким образом, будет улучшена организация доставки пенсий и других социальных выплат более 15 миллионам пенсионеров. Сбербанк выбрали доставщиком пенсии почти 40 процентов из них. В частности, пенсионеры смогут в филиалах Сбербанка получать полную информацию о выплатах из Пенсионного фонда - справку о периоде и видах выплат и их размерах [5].
В практике возник вопрос, имеет ли гражданин право на компенсацию вклада в Сберегательном банке Российской Федерации в связи с его обесцениванием, если вклад внесен до 20 июня 1991 года, а закрыт до 1 января 1992 года? Верховный суд РФ считает, что по вкладам, внесенным в Сберегательный банк Российской Федерации до 20 июня 1991 года и закрытым до 1 января 1992 года, действующим законодательством выплата предварительной компенсации не предусмотрена [6]. Аналогичного мнения и Конституционный суд РФ. Конституционным Судом РФ было признано, что нормативные положения, предусматривающие выплату компенсации гражданам Российской Федерации в размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году), не могут рассматриваться как допускающие в рамках длящихся правоотношений возможность прекращения реализации носящих компенсационный характер гарантий, предоставленных гражданам Российской Федерации Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», поскольку не содержат правового регулирования механизма восстановления сбережений граждан как такового и не могут отменять положения ранее принятых федеральных законов, регулирующих указанные отношения; иное не согласуется с принципом правового социального государства, которое не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и с вытекающим из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости конституционно не оправданных ограничений прав граждан [1].
Особое правовое регулирование
предусмотрено для крупных
В соответствии со ст. 81 Федерального закона «Об открытых акционерных обществах», указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
- являются стороной, выгодоприобретателем,
посредником или
- владеют (каждый в
отдельности или в
- занимают должности в
органах управления
Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается Наблюдательным советом Сбербанка большинством голосов независимых членов Наблюдательного совета, не заинтересованных в ее совершении. Также решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается Общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров-владельцев голосующих акций.
Анализируя правоспособность
Сбербанка России, мы пришли к выводу,
что Сбербанк сохранил свою преемственность
от сберегательных банков и касс советского,
а также дореволюционного периода.
Такая преемственность
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ
3.1 Совершенствование
экономической деятельности
Сберегательный банк - это
лидер банковской системы России,
основа ее стабильности и надежности,
то присутствие его во всех секторах
рынка банковских услуг делают его
альтернативой любому другому банку,
и обеспечивает функционирование банковской
системы страны в любых условиях.
Сбербанк России - это банк общенационального
масштаба, лицо банковской системы
России на международном рынке. Он обеспечивает
формирование экономической политики
и оказывает влияние на макроэкономические
процессы в стране, осуществляет реализацию
экономически эффективных государственных
программ развития. Значительная филиальная
сеть Банка и использование
Сейчас Сбербанк России - это универсальный коммерческий банк. Банк стремится удовлетворять потребности всех клиентов в широком спектре качественных банковских услуг. Он призван эффективно размещать привлеченные средства населения и юридических лиц в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров. Являясь единственным банковским учреждением, предоставляющим услуги на всей территории России, Сберегательный банк активно участвует в реализации социальных программ, оказывает поддержку развитию национальной науки и культуры.
На сегодняшний день Миссия Банка - обеспечивать потребность каждого клиента, в том числе частного, корпоративного и государственного, на всей территории России в банковских услугах высокого качества и надёжности, обеспечивая устойчивое функционирование российской банковской системы, сбережение вкладов населения и их инвестирование в реальный сектор, содействуя развитию экономики России.
Основной целью деятельности
Банка является привлечение денежных
средств от физических и юридических
лиц, а также осуществление
При проведении анализа по данным бухгалтерской отчетности необходимо отметить следующие моменты:
В сложившейся ситуации с целью улучшения эффективности деятельности банка и реализации задач, определенных Концепцией его развития, необходимо провести следующие мероприятия: увеличить объемы кредитования юридических и физических лиц; обеспечить сокращение разрыва между активами и пассивами, чувствительными к изменению процентных ставок, с целью минимизации процентного риска; принять меры по повышению темпов роста собственного капитала в целях приведения его в соответствие с темпами расширения бизнеса; обеспечить снижение внутренней стоимости операций посредством оптимизации функциональных расходов банка.
Увеличение объемов средств
на расчетных и текущих счетах
юридических лиц, активизация деятельности
Сбербанка России на рынке предоставления
расчетных услуг требуют
С целью улучшения структуры
привлеченных ресурсов и предоставления
конкурентоспособных ценовых
Расширение безналичных расчетов за счет малых предприятий в рамках традиционной модели обслуживания банкам не интересно и обернется существенным ростом убытков. Банку необходимо переводить подавляющее большинство клиентов на дистанционное обслуживание и внедрять другие новации в технологии платежных систем.
Стимулирование этих процессов возможно в рамках тарифной политики банков - необходимо существенно повысить тарифы за традиционное обслуживание и снизить за дистанционное и дополнительные услуги.
Предлагается запретить банкам нулевые или минимальные тарифы за открытие и ведение счета, установить их величину на уровне не меньше, чем по 150 руб.
Предлагается установить минимальную комиссию за традиционный физический прием и первичную обработку платежного поручения, за физическое представление выписки по счету, за проведение сложных расчетов аккредитивом или инкассо, розыск платежа и разрешение конфликтных ситуаций на уровне 350 руб. Предполагается, что 350 руб. за операцию в рамках традиционного физического обслуживания клиентов будет экстренным, побуждающим клиентов меньше обращаться в банк и больше использовать средства ДБО (обслуживание через «Клиент-Сбербанк» - 250 руб.). Поэтому количество операций традиционного обслуживания должно снижаться и стать через несколько лет минимальным. В основном рассматриваемая комиссия ориентируется на предприятия, а традиционное физическое обращение в банк со стороны физического лица уже закладывается в комиссию за ведение карточного счета.