Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:04, дипломная работа
Цель данной работы, на основе теории и практики раскрыть сущность и особенности процессов формирования товарного ассортимента, как части абстрактного торгового процесса и как непосредственной торговой деятельности одного из торговых предприятий города Пензы ООО «Мега-Лайн». Данное предприятие занимается продажей сотовых телефонов и сопутствующих товаров.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1. Понятие ассортимента, требования, предъявляемые к ассортименту товаров предприятий торговли 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарного ассортимента предприятий торговли 14
1.3. Методы исследования товарного ассортимента предприятий торговли 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЕГА-ЛАЙН» (продажа сотовых телефонов) 21
2.1. Технико-экономическая характеристика коммерческой деятельности ООО «Мега-Лайн» 21
2.2. Особенности товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн» 29
2.3. Органиазция и оценка процессов формирования товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн» 33
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ НА ООО «МЕГА-ЛАЙН» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 57
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ НИЖЕГОРОДСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ
ПЕЗЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
НА ТЕМУ: «Формирование ассортимента товаров»
Специальность 080301 «Коммерция (торговое дело)»
Тугускина Г.Н.
« »__________ 2006 г.
Соболев В.Ю.
С оценкой ________________
« »___________2006 г.
Пенза,
2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая теория свидетельствует: товарное обращение -неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное назначение. Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворение разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между предложением и спросом.
В течение длительного времени управление сферой обращения основывалось преимущественно на прямом администрировании, а роль экономических законов, присущих рыночным отношениям, игнорировалась. Общепринятые в мировой практике экономические регуляторы не использовались; планирование развития торговли основывалось на возможностях производства, а не на потребностях населения; основные показатели (в первую очередь, объем товарооборота) доводились до торговых предприятий вышестоящими организациями и были обязательны к исполнению; экономическими стимулами к расширению деятельности и улучшению обслуживания были в основном весьма умеренные премии за перевыполнение плановых заданий. С началом экономических реформ 90-х гг. страна вступила в новый исторический этап своего развития. Формирование механизмов и инструментов рыночной экономики предполагает необходимость кардинальных изменений и в сфере торговли.
В условиях рыночных отношений важно уметь организовать свое дело либо взять на себя экономическую и управленческую деятельность, работать на линейных и функциональных должностях среднего уровня, в экономических службах предприятий (финансовых, маркетинговых, коммерческих, планово-экономических), решать мезо- и макрозадачи в плановых комиссиях, научных экономических учреждениях.
Любому работнику бизнеса требуются такие качества, как умение увидеть место организации в окружающем мире, аналитические и интеграционные навыки, способность разобраться в запутанной ситуации, вычленить и сформулировать проблему, разработать альтернативные варианты решения и реализовать оптимальный вариант. Необходимы также технические и функциональные навыки: компетентность, личная деловая этика, навыки общения с людьми и умение спокойно работать в условиях конкуренции.
В основе коммерческого стиля мышления лежит умение прибыльно вести дело, выбрать форму собственности, систему оплаты труда и стимулирования работников, распорядиться полученной прибылью, создать новую структуру управления предприятием. Типичными для такого стиля являются самостоятельность экономического поведения, ответственность перед потребителем и контроль за качеством и ценой продукта. Коммерсант должен обладать бережливостью, уметь проводить тщательный экономический расчет, постоянно сопоставляя затраты и результаты деятельности с соответствующими показателями конкурентов, т.е. должен владеть теорией и практикой маркетинга.
Важным аспектом торговой деятельности современных предприятий торговли является процесс формирования товарного ассортимента, поскольку правильная организация указанного процесса – основа успеха коммерческой деятельности.
Ассортимент, по определению, это все многообразие предлагаемых к продаже товаров на том или ином торговом предприятии. Именно ассортимент характеризует направления торговой деятельности, определяет общий стиль и имидж магазина, и многое другое.
Определяя ассортиментный профиль, руководитель должен понимать, что тем самым он определяет и всю технологию торгового процесса, комплекс стратегии маркетинга и менеджмента и многое другое.
Цель данной работы, на основе теории и практики раскрыть сущность и особенности процессов формирования товарного ассортимента, как части абстрактного торгового процесса и как непосредственной торговой деятельности одного из торговых предприятий города Пензы ООО «Мега-Лайн». Данное предприятие занимается продажей сотовых телефонов и сопутствующих товаров. Такой ассортиментный профиль сегодня характерен для многих магазинов, что в свою очередь обусловлено рядом таких факторов как:
- высокий спрос на предлагаемую продукцию;
- качество продукции;
- демократичная ценовая политика на предлагаемые к продаже товары.
При всем этом, необходимо учитывать, что чаще всего, предлагаемые к продаже товары на месте, по желанию покупателей могут быть технически эксплуатированы (подключены к сотовой сети, заряжены и проч.).
В связи с обозначенной выше целью работы, необходимо перечислить задачи, с помощью которых она будет достигнута.
Это, прежде всего:
- изучение понятия
ассортимента, требований, предъявляемых
к ассортименту товаров
- анализ факторов, влияющие
на формирование товарного
- характеристика методов
исследования товарного ассорти
- изучение практики
формирования товарного
- характеристика предложений
по совершенствованию
Материал работы основан на использовании работ таких авторов как: Агафонов М.Н., Гринберг Р.О., Голикова Е.А., Зайцев Н., Половцева Ф.П., Брагина Л.Л. и многих других.
Важно подчеркнуть, что рынок сотовых телефонов имеет ряд специфических черт. Во-первых, в связи с высоким уровнем спроса на рынке крайне высокая конкуренция. Во- вторых, интенсивное развитие технологий, способствует быстрому устареванию многие модели из ассортиментного профиля, предлагаемого магазином.
В связи со всем перечисленным, при формировании товарного ассортимента сотовых телефонов и сопутствующей продукции важно обращать внимание на перечисленные факторы, прежде всего, в целях повышения эффективности торговой деятельности.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Понятие
ассортимента, требования, предъявляемые
к ассортименту товаров
Товар-первый и самый важный элемент комплекса маркетинга. Товарная политика требует принятия согласующихся между собой решений, касающихся отдельных товарных единиц, товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
Каждую отдельную товарную единицу, предлагаемую потребителям, можно рассматривать с точки зрения трех уровней. Товар по замыслу - это та основная услуга, которую в действительности приобретает покупатель. Товар в реальном исполнении - это предлагаемый на продажу товар с определенным набором свойств, внешним оформлением, уровнем качества, марочным названием и упаковкой. Товар с подкреплением - это товар в реальном исполнении вкупе с сопровождающими его услугами, такими, как гарантия, установка или монтаж, профилактическое обслуживание и бесплатная доставка.
Товар является элементом
комплекса товарного
Ассортиментный перечень — это перечень предлагаемых к продаже товаров в соответствии со специализацией розничного торгового предприятия, [4; с.122].
В хозяйственной практике
понятие «ассортиментный
Каждое торговое предприятие независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, объемов деятельности обязано иметь утвержденный руководителем предприятия ассортиментный перечень товаров, который разрабатывается магазином самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности (согласно п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55). По законодательству г. Москвы ассортиментный перечень должен согласовываться с местной администрацией и центром Госсанэпиднадзора административного округа, на территории которого расположены предприятия, [4;с.124].
С учетом местных условий хозяйствования орган исполнительной власти может установить дополнительные требования к разработке и соблюдению ассортиментных перечней. В г. Москве, например, для торговых предприятий всех форм собственности и ведомственной принадлежности установлено обязательное включение в перечень некоторых социально значимых товаров первой необходимости: для продовольственных магазинов в соответствии с их специализацией — хлеб и хлебобулочные изделия, соль, сахар, спички, чай, мясо, молоко, кисломолочные продукты, масло животное и растительное, маргарин, яйцо, рыба свежемороженая, крупа, макаронные, табачные изделия, картофель, капуста, свежела, морковь, лук, мыло хозяйственное и туалетное; для универсальных и специализированных магазинов, отделов и секций непродовольственных товаров в соответствии со специализацией — мыло хозяйственное и туалетное, синтетические моющие средства, зубная паста, зубные щетки, лезвия для бритья, ученические тетради, авторучки шариковые и перьевые, карандаши простые и цветные, электролампы 25, 40 и 60 Вт, швейные иглы и нитки, мужское и женское нижнее белье, постельное белье. Устанавливаются санкции за нарушение ассортиментного перечня. Согласно закону г. Москвы «О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г. Москвы» от 29 июня 1994 г. за отсутствие в продаже товаров первой необходимости, предусмотренных в утвержденном ассортиментном перечне в соответствии со специализацией предприятий торговли, налагается штраф в размере 100 минимальных месячных размеров оплаты труда, [7;с.10].
Обязательный ассортиментный перечень товаров по усмотрению местных органов власти может устанавливаться не только для розничных, но и для оптовых предприятий соответствующего региона.
Для предприятий продовольственной торговли, как оптовых, так и розничных, обязательна лицензия на право продажи продуктов питания, выдаваемая органами исполнительной власти. При этом не только ассортимент товаров в целом, но и объем реализуемых товаров согласовывается с центрами Госсанэпиднадзора. Изменять утвержденный ассортимент товаров без согласования с Санэпидслужбой торговому предприятию запрещено — требование СНиП 2.3.5.021-94.
Таким образом, товарный ассортимент — это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Формирование товарного ассортимента — это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга. В большинстве фирм работу с каждой ассортиментной группой товаров поручают отдельному лицу. Этому распорядителю предстоит принять ряд ответственных решений относительно широты товарного ассортимента и товаров, его олицетворяющих.
Менеджер по товарному ассортименту любого торгового предприятия должен принять решение относительно широты этого ассортимента. Ассортимент слишком узок, если можно увеличить прибыли, дополнив его новыми изделиями, и слишком широк, если прибыли можно увеличить, исключив из него ряд изделий.
Широта товарного ассортимента отчасти определяется целями, которые фирма ставит перед собой. У фирм, старающихся прослыть поставщиками исчерпывающего ассортимента и/или добивающихся завоевания большой доли рынка или его расширения, товарный ассортимент обычно широкий. Их меньше волнует положение, когда те или иные из производимых ими товаров не дают прибыли. Фирмы же, заинтересованные, прежде всего в высокой прибыльности своего бизнеса, имеют обычно суженный ассортимент доходных изделий.
С течением времени товарный ассортимент обычно расширяет. Расширить свой товарный ассортимент фирма может двумя способами: наращивая его или насыщая.
Решение о наращивании товарного ассортимента.
Товарный ассортимент любой фирмы является частью общего товарного ассортимента, предлагаемого отраслью в целом. Например, на автомобильном рынке автомашины занимают место в ряду моделей средней и высокой стоимости. Наращивание ассортимента происходит тогда, когда фирма выходит за пределы того, что производит в настоящее время. Наращивание это может идти либо вниз, либо вверх, либо в обоих направлениях одновременно.