Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:04, дипломная работа
Цель данной работы, на основе теории и практики раскрыть сущность и особенности процессов формирования товарного ассортимента, как части абстрактного торгового процесса и как непосредственной торговой деятельности одного из торговых предприятий города Пензы ООО «Мега-Лайн». Данное предприятие занимается продажей сотовых телефонов и сопутствующих товаров.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1. Понятие ассортимента, требования, предъявляемые к ассортименту товаров предприятий торговли 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарного ассортимента предприятий торговли 14
1.3. Методы исследования товарного ассортимента предприятий торговли 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЕГА-ЛАЙН» (продажа сотовых телефонов) 21
2.1. Технико-экономическая характеристика коммерческой деятельности ООО «Мега-Лайн» 21
2.2. Особенности товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн» 29
2.3. Органиазция и оценка процессов формирования товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн» 33
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ НА ООО «МЕГА-ЛАЙН» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 57
Таким образом
можно заключать, что
Технологический процесс на торговом предприятии ООО «Мега-Лайн» обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.
Принципы
организации оперативных
Организация торгового и технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах — поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.
Приемка товаров по количеству — это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Приемку товаров производят в определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом.
Приемка товаров по качеству — это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Приемку товаров производят в установленные инструкциями сроки. При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.
Технологическая карта — это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты приемки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.
Формы продажи товаров в практике торговой деятельности предприятия достаточно разнообразны – это продажа товаров по предварительным заказам, индивидуальное обслуживание, продажа с открытой выкладкой, продажа товаров по образцам, консультативная продажа.
Анализируя особенности торговой деятельности ООО «Мега-Лайн», отметим, что это предприятие по масштабам деятельности довольно небольшое, поэтому обслуживает небольшой сегмент рынка, а месторасположение в одном из спальных районов города, позволяет утверждать, что здесь не слишком большая покупательская проходимость.
Поэтому, при формировании ассортимента товаров, в первую очередь необходимо учитывать потребительскую среду, ее психологические и финансовые возможности.
Ниже мы рассмотрим
фактические особенности
2.2. Особенности товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн»
На момент исследования процессов формирования товарного ассортимента на ООО «Мега-Лайн», ассортиментный перечень представлен товарами следующих групп.
Ассортиментная группа №1. Сотовые телефоны
Наименование модели |
Цена |
Наименование модели |
Цена |
Наименование модели |
Цена |
Kenned E 210 |
6 095 |
Nokia 6020 |
5 350 |
Samsung SGH-E330N |
6 130 |
LG B 2000 |
3 185 |
Nokia 6021 |
4 599 |
Samsung SGH-E350 |
7 845 |
LG B 2070 |
3 899 |
Nokia 6030 |
3 499 |
Samsung SGH-E530 |
10 150 |
LG B 2100 |
4 150 |
Nokia 6060 |
4 395 |
Samsung SGH-E530 интуиция |
10 199 |
LG B 2150 |
4 245 |
Nokia 6100 |
4 685 |
Samsung S6H-E620 |
8 550 |
LG B 2250 |
4 990 |
Nokia 6101 |
7 255 |
Samsung SGH-E720 |
9 550 |
LG C 1100 |
3 199 |
Nokia 6111 |
14 150 |
Samsung SGH-E730 |
10 590 |
LG C 1150 |
3 865 |
Nokia 6170 |
6 990 |
Samsung SGH-E760 |
10 225 |
LG C 1400 |
4 520 |
Nokia 6230i |
10 205 |
Samsung SGH-E820 |
7 950 |
LG C 2100 |
3 715 |
Nokia 6260 |
10 210 |
Samsung SGH-X100 |
3 335 |
LG C 2200 |
5 950 |
Nokia 6270 |
23 010 |
Samsung SGH-X120 |
4 105 |
LG C 3320 |
4 680 |
Nokia 6600 |
7 935 |
Samsung SGH-X140 |
3 810 |
LG C 3380 |
6 850 |
Nokia 6610i |
4 555 |
Samsung SGH-X200 |
4 550 |
LG C 3400 |
5 699 |
Nokia 6630 |
11 375 |
Samsung SGH-X450 |
3 525 |
LG F 1200 |
8 150 |
Nokia 6670 |
9 299 |
Samsung SGH-X460 |
4 445 |
LG F 2100 |
6 599 |
Nokia 6680 |
15 390 |
Samsung SGH-X480 |
3 975 |
LG F 2200 |
4 299 |
Nokia 6681 |
13 850 |
Samsung SGH-X610 |
5 999 |
LG F 2300 |
6 500 |
Nokia 6820 |
7 490 |
Samsung SGH-X620 |
4 515 |
LG F 2400 |
7 210 |
Nokia 6822 |
8 115 |
Samsung SGH-X640 |
5 290 |
LG F 2410 |
7 250 |
Nokia 7260 |
6 350 |
Samsung SGH-X700 |
11 070 |
LG G 1600 |
2 899 |
Nokia 7270 |
9 850 |
Samsung SGH-Z130 |
9 999 |
LG G 1610 |
3 895 |
Nokia 7280 |
13 999 |
Siemens A65 |
2 575 |
LG G 1800 |
4 100 |
Nokia 7380 |
26 595 |
Siemens A70 |
1 750 |
LG M 4410 |
10 050 |
Nokia 7610 |
10 499 |
Siemens A75 |
2 250 |
LG S 5000 |
8 950 |
Nokia 7710 |
14 699 |
Siemens AX72 |
2 985 |
LG A 7150 |
8 120 |
Nokia 8800 |
38 950 |
Siemens AX75 |
2 599 |
Motorola C 115 |
1 215 |
Nokia 8800 Black |
44 950 |
Siemens C65 |
3 515 |
Motorola C 116 |
1 390 |
Nokia 9300 |
19 999 |
Siemens C72 |
3 340 |
Motorola C 117 |
1 565 |
Nokia 9500 |
23 630 |
Siemens C75 |
4 100 |
Motorola С 118 |
2 290 |
Nokia Card Phone 2.0 |
4 999 |
Siemens CF110 |
4 545 |
Motorola C 139 |
2 050 |
Nokia N70 |
19 550 |
Siemens CF62 |
3 199 |
Motorola C 261 |
4 340 |
Nokia N90-1 |
24 840 |
Siemens CF75 |
5 190 |
Motorola C 380 |
2 450 |
Pantech G500 |
6 450 |
Siemens CL75 |
6 350 |
Motorola C 390 |
3 399 |
Pantech G500E |
5 799 |
Siemens CX75 |
6 999 |
Motorola C 650 |
3 140 |
Pantech G600 |
6 595 |
Siemens CX75 H.F. |
8 999 |
Motorola E l |
9 950 |
Pantech G650 |
7 050 |
Siemens M65 |
5 100 |
Motorola E 398 |
6 215 |
Pantech G670 |
6 899 |
Siemens M75 |
8 550 |
Motorola L 6 |
9 560 |
Pantech G700S |
2 940 |
Siemens P 50 |
22 980 |
Motorola MPX 220 |
11 320 |
Pantech G800 |
5 950 |
Siemens S65 |
6 235 |
Motorola U 6 |
20 015 |
Pantech G900 |
5 999 |
Siemens S65 H.F. |
8 599 |
Motorola V 171 |
2 685 |
Pantech GB100 |
3 150 |
Siemens SF65 |
7 999 |
Motorola V I77 |
3 490 |
Pantech GB200 |
4 470 |
Siemens SL65 |
7 200 |
Motorola V 180 |
3 199 |
Pantech GB300 |
2 950 |
Siemens SK65 |
7 999 |
Motorola V 220 |
4 150 |
Pantech GF100 |
4 799 |
Siemens A62 |
2 799 |
Motorola V 3 |
8 750 |
Pantech GF200 |
6 210 |
Sony Ericsson J200i |
3 795 |
Motorola V 360 |
6 835 |
Pantech GF500 |
7 499 |
Sony Ericsson J210i |
2 850 |
Motorola V 535 |
5 190 |
Pantech GI100 |
9 499 |
Sony Encsson J300i |
3 170 |
Motorola V 620 |
6 175 |
Pantech PG1000S |
4 545 |
Sony Ericsson K300i |
4 350 |
Motorola V 635 |
7820 |
Pantech PG1200 |
5 799 |
Sony Ericsson K600i |
9 100 |
Nokia 1100 |
1 780 |
Pantech PG1400 |
5 490 |
Sony Ericsson K700i |
7 250 |
Nokia 1101 |
1 850 |
Pantech PG3000 |
8 899 |
Sony Ericsson K700i Bluetooth |
7 999 |
Nokia 1110 |
2 100 |
Pantech PG3200 |
6 299 |
Sony Encsson K750i |
12 550 |
Nokia 1600 |
2 990 |
Pantech PG6100 |
11 899 |
Sony Ericsson K750i Bluetooth |
13 999 |
Nokia 2300 |
2 135 |
Samsung SGH-C200 |
2 910 |
Sony Encsson P910i |
16 460 |
Nokia 2600 |
2 599 |
Samsung SGH-C200N |
2 910 |
Sony Encsson T290 |
2 399 |
Nokia 2650 |
2 799 |
Samsung SGH C210 |
2 950 |
Sony Ericsson W550 |
12 210 |
Nokia 3100 |
2 995 |
Samsung SGH-C230 |
3 299 |
Sony Ericsson WSOOi |
14 095 |
Nokia 3120 |
3 199 |
Samsung SGH-D500 |
10 350 |
Sony Ericsson 2520i |
8 350 |
Nokia 3220 |
4 100 |
Samsung SGH-D600 |
14 325 |
Sony Ericsson Z800i |
13 015 |
Nokia 3230 |
9 195 |
Samsung SGH-E300 |
6 420 |
||
Nokia 5140i |
6 715 |
Samsung SGH-E330 |
6 075 |
Ассортиментная группа №2. МП3 плееры
Наименование модели |
Цена |
МРЗ плеер CREATIVE MuVo V200 256Mb |
2399 |
МРЗ плеер CREATIVE MuVo V200 512Mb |
4150 |
МРЗ плеер CREATIVE Zen Nano Plus 256Mb |
2950 |
МРЗ плеер CREATIVE Zen Nano Plus 512Mb |
4210 |
МРЗ плеер MPIO FG100 256Mb |
3535 |
МРЗ плеер MPIO FG100 512Mb |
4435 |
МРЗ плеер MPIO FG200 256Mb |
3999 |
МРЗ плеер MPIO FG200 512Mb |
5290 |
МРЗ плеер MPIO FL350 256Mb |
3799 |
МРЗ плеер MPIO FY400 1Gb |
4675 |
МРЗ плеер MPIO FY500 1Gb |
5305 |
МРЗ плеер MPIO FY500 256Mb |
3370 |
МРЗ плеер NEXX NF-315 1Gb |
4270 |
МРЗ плеер NEXX NF-315 256Mb |
2260 |
МРЗ плеер NEXX NF-315 512Mb |
3265 |
МРЗ плеер NEXX NF-450 1Gb |
5799 |
МРЗ плеер NEXX NF-450 256Mb |
3799 |
МРЗ плеер NEXX NF-450 512Mb |
4705 |
МРЗ плеер NEXX NF-610 1Gb |
6999 |
МР3 плеер NEXX NF-610 512Mb |
5755 |
Представленные здесь ассортиментные группы – это результата работы службы маркетинга предприятия.
Среди направлений исследований, служащих базой для формирования ассортиментных групп ООО «Мега-Лайн» имеют место следующие:
- изучение потребительского спроса;
- анализ существующих и потенциальных каналов сбыта;
- анализ рынка новой продукции.
Широта ассортимента предлагаемая магазином, ограничивается двумя товарными группами:
- сотовые телефоны;
- МП3 плееры.
В свою очередь, глубина ассортимента, гораздо более обширна, в соответствии с приведенными данными, количество наименований товаров в ассортиментной группе №1, на момент анализа, насчитывает 178 наименований товаров. Ассортиментная группа №2, представленная перечнем МП3 плееров насчитывает 21 наименование товаров.
В соответствии со спецификой магазина, - торговля сотовыми телефонами, ассортиментная группа №1, может быть разбита на несколько подгрупп, в соответствии с производителем сотовых телефонов, чье имя выступает в качестве бленда.
Так, в структуре ассортимента выделяют:
Во время проведения анализа товарного ассортимента, Коэффициент устойчивости равен 1, поскольку, наличие товаров соответствовало установленному ассортиментному перечню магазина.
Куст = 200/200 = 1.
Коэффициент устойчивости по каждой ассортиментной группе, составляет:
Куст (группа №1) = 178/180 = 0,98
К уст (группа №2) = 21/20 = 1,05.
Данные показатели свидетельствуют
о незначительных отклонениях в
структуре товарного
2.3. Организация и оценка процессов формирования товарного ассортимента ООО «Мега-Лайн»
Важное место в процессе формирования товарного ассортимента занимает система маркетинга. Маркетинг в переводе с английского означает ведение рынка, т.е. деятельность в сфере сбыта.
Прежде, чем принимать решение о введении того или иного товара в ассортиментный перечень магазина нужно знать, нужен ли он вообще, т.е. знать потребность в том или ином продукте со стороны возможного покупателя.
Потребность находит свое отражение в спросе. Нет спроса - не следует ориентировать продукт на этот рынок, а исследовать другие, где есть ниша неудовлетворенного спроса, который предприятие может удовлетворить.
Удовлетворить запросы потребителей - непростая задача. Прежде всего нужно хорошо изучить потребителя, т.е. ответить на вопросы: кто покупает, какое количество, по какой цене, с какой целью, для удовлетворения каких потребностей, где покупает. Обеспечить, если это необходимо, сервис. Для этого проводят маркетинговые исследования.
Изучить всех покупателей продукта невозможно, поэтому, целесообразно найти тот сегмент потребителей, который обеспечит основной сбыт. Известен закон Парето, согласно которому 20 % потребителей обеспечивают 80 % продаж. Задача - определить, кто эти потребители, которые составляют указанные 20 %.
Для определения последних используют сегментирование потребителей, или сегментирование рынка, что одно и то же. Специалисты ООО «Мега-Лайн» делят потребителей на отдельные группы (сегменты), обладающие одинаковой реакцией на действия маркетингового характера, т. e. одинаково относится к тому или иному продукту, его дизайну, цвету, упаковке, цене, доставке, сервису.
Определение потребительских групп и их предпочтений – важный шаг в процессе формирования товарного ассортимента, так как в соответствии с полученными результатами, можно будет делать выводы о том, что потребителю необходимо и что будет иметь максимальный спрос.
Сегментирование потребителей
проводят по ряду признаков. Например:
по социально-экономическим
Кроме того, необходимо учитывать
психологические факторы
Важно правильно определить целевой сегмент потребителей, которые проявляют интерес к товару и готовы купить его. Неправильное сегментирование приведет к непродуманному расходу ресурсов, и фирма не получит необходимую прибыль.
О важности учета особенностей потребителей в том или ином сегменте рынка сбыта можно судить по следующему примеру из практической деятельности ООО «Мега-Лайн».
Принимая решение о
введении в структуру товарного
ассортимента новой коллекции телефонов Noki
Отсутствие сегментации или ее неправильная ориентация может привести к существенным потерям в бизнесе.
Определив свой сегмент потребителей, предприятие старается удовлетворить их потребность в продуктах или услугах.
Важным шагом в этом плане является определение цены, по которой готов приобрести продукт покупатель данного сегмента. Цена, если она неправильно определена, окажет решающее воздействие на процесс покупки товара.
Следует учитывать, что
низкая цена может ассоциироваться
с плохим качеством товара. Высокая
цена, ассоциируется с высоким
качеством продукта, однако существенно
уменьшает потребительский
Обычно высокую цену назначают для особо модных товаров. Называют это стратегией снятия сливок.