Cтратегии инновационного развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция есть не что иное, как всеобъемлющая волна инноваций, научных разработок, внедряемых практически на всех направлениях промышленной, социальной, управленческой сфер.

Содержание

Введение…………………………………………………………...
1. Теоретические основы стратегии инновационного развития России………………………………………………….
Характеристика стратегии инновационного развития России……………………………………………………..
Основные направления инновационной политики России…………………………………………………

2. Анализ и оценка основных направлений стратегии развития инновационного потенциала России …………….

2.1 Анализ состояния Российской экономики и сферы инноваций ……………………………………………….
2.2 Инновационный потенциал и культура мышления в инновационной среде ………………………….

3. Характеристика отдельных инструментов реализации стратегии инновационного потенциала Российской Федерации…………………………………………………………

3.1 Важнейшие инновационные проекты государственного значения…………………………………….
3.2 Центры трансфера технологий …………………….
Заключение ……………………………………………………...
Список литературы ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач (Автосохраненный).doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                           

                                                                     

  1. Теоретическая часть

 

Введение…………………………………………………………...

стр.

 

 

3

 

1. Теоретические основы стратегии инновационного развития России………………………………………………….

 

 

   5

    1. Характеристика стратегии инновационного развития России……………………………………………………..
    2. Основные направления инновационной политики России…………………………………………………

 

5

 

  13

 

2. Анализ и оценка основных направлений стратегии развития инновационного потенциала России …………….

         

            2.1 Анализ состояния Российской экономики и сферы инноваций ……………………………………………….

       2.2 Инновационный потенциал и культура мышления в инновационной среде ………………………….

 

3. Характеристика отдельных инструментов реализации стратегии инновационного потенциала Российской Федерации………………………………………………………

         

            3.1  Важнейшие инновационные проекты государственного значения…………………………………….

            3.2 Центры трансфера технологий …………………….

 

  

   21

 

  

   21

 

  25

 

 

  

   30

 

  

   30

   34

 

Заключение ……………………………………………………...

 

  39

Список  литературы ……………………………………………

  41


 

  1. Практическая часть

 

Региональные  инновационные программы: мировой  и отечественный опыт внедрения …………………………...………    43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная научно-техническая  революция представляет собой совокупность коренных качественных изменений в  средствах, технологии, организации  и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция есть не что иное, как всеобъемлющая волна инноваций, научных разработок, внедряемых практически на всех направлениях промышленной, социальной, управленческой сфер.

Сегодня, на совершенно новом этапе развития человечества особенно остро встает вопрос об осуществлении и решении целей всеобщего благополучия, люди стремятся к знаниям, строятся технопарки и оживают наукограды. Человечество стремится познать себя и мир, и без помощи государства, без той основы, которую оно может и должно предоставить, всё это может рухнуть, так как инновации - это очень рисковая деятельность.

В настоящее  время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации  осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.[5]

Потребности в формировании российской инновационной экономики  требуют изменения направлений  государственной политики, а также  разработки соответствующего механизма правового регулирования, отвечающего потребностям общества. Государством должны создаваться условия для формирования предпринимательской среды, развития рыночных институтов, которые обеспечили бы конкурентоспособность российских предприятий, повышение их инновационной активности и восприимчивости к передовым технологиям.

Исходя из положения  актуальности и практической значимости темы, может быть сформулирована цель моего исследования: Исследование основных направлений инновационной политики России и определение механизмов их реализации.

Данная цель определила решение следующих задач:

  • Определить состояние инновационной политики в России сегодня;
  • Определить состояние инновационной политики в Калужской области;
  • Выявить полюса соприкосновения мировых инноваций и инноваций России;
  • Обозначить сильные и слабые стороны инновационной политики России;
  • Дать заключение по выявленной проблематике;
  • Вынести собственные рекомендации по повышению эффективности инновационной политики.

Объект исследования – социально-экономическая система России, теория и практика формирования и организации региональных инновационных экономических подсистем Российской Федерации (федеральные округа, субъекты Федерации, муниципальные образования), в условиях новой, инновационно ориентированной экономики.

Предмет исследования –  особенности развития, реакции и  адаптации инновационного потенциала экономики регионов Российской Федерации, механизмы и методология  роста. Информационной основой написания курсовой работы послужили учебная и справочная литература, статьи и публикации, методические материалы, электронные ресурсы.

Данная работа содержит: введение, теоретическую и практическую части и выводы. Список литературы включает 17 источников.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

 

1.1 Характеристика стратегии инновационного развития России

Российская наука была и остаётся важнейшим интеллектуальным богатством страны. Она даёт новые  идеи, новые технологии, новые решения.

Ещё не так давно, в 90-х годах, задача государства заключалась в консервации науки для её сохранения. Научные организации финансировались на уровне, способном их только поддержать и сохранить. По словам Президента России В.В.Путина, инновационная активность экономики страны до последнего времени была очень низка. «Примерно пять процентов предприятий страны активно применяют новые и новейшие достижения. Только пять процентов – в то время как, скажем, в Западной Европе этот уровень доходит до 80 – 87 процентов».

Вхождение России в мировую экономику остро поставил вопрос о состоятельности российских производственных мощностей, способных выпускать конкурентоспособную технику. Российские предприятия преимущественно демонстрируют полное нежелание и неготовность к внедрению инноваций. К сожалению, инновационный климат в стране крайне неблагоприятный.[4]

Российские крупные  компании не склонны к инновациям особенно радикальным, кажется, уже  по определению. Исследование, проведенное  Санкт-Петербургской школой инновационных  менеджеров, показало, что "... для большинства крупных российских компаний работа по внедрению инноваций пока не является приоритетной и у них отсутствует понимание того, что информация о ведущихся в компании (даже  у них.) новых разработках является одним из важнейших свидетельств наличия у нее стратегических перспектив и средством повышения капитализации".

Но постепенно экономика  России начинает менять свой облик, становясь  не только синонимом топливно-энергетической  отрасли, но и диверсифицированной  сложной экономической системой с развивающимся современным высокотехнологичным сектором.

Государство целенаправленно  реализует экономическую стратегию, направленную на ликвидацию российской зависимости от сырьевого сектора  экономики. Государственную поддержку, в том числе через федеральные целевые программы, получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых наукоемких технологий.

 В Послании Федеральному  Собранию Российской Федерации  в 2007 году Президент Российской  Федерации В.В. Путин подчеркнул: "Перед нами стоит задача формирования научно-технологического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. И в этой связи хочу особо подчеркнуть необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании".

Исходя из экономической  стратегии государства, Федеральное  агентство по науке и инновациям реализует комплексный подход в  вопросах формирования национальной инновационной системы.

Исторически первыми  инфраструктурными элементами инновационной  деятельности стали технопарки. В  начале 90-х годов их построили  в Томске, Москве и Зеленограде, но, будучи в целом маломасштабными, они были слабо нацелены на достижение конечного результата. Позднее начали создаваться ИТЦ - инновационно-технологические центры. Инициатором их формирования в Санкт-Петербурге выступил нынешний министр образования и науки А.А. Фурсенко. Главная особенность ИТЦ состоит в том, что центр по своей сути является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап организации, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных компаний. Поэтому в идеале технопарки должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ, призванные обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, - при предприятиях или научно-производственных комплексах.[11]

За последние годы в стране созданы основные элементы инновационной инфраструктуры: 44 технопарка, 61 инновационно-технологический центр, 85 центров трансфера технологий и др. Роснаука работает над тем, чтобы все звенья инфраструктуры - научная, технологическая, финансовая, производственная сферы - были взаимосвязаны. Поэтому она осуществляет поддержку и других элементов инфраструктуры. Только с государственным финансированием было создано около 300 объектов по всем регионам страны. В целях повышения эффективности использования государственных средств через федеральные целевые программы на конкурсной основе финансируются научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий. Это те направления, которые станут для России прорывными и обеспечат качественное, революционное изменение технологий в виде конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции. В настоящее время реализуется федеральная целевая программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы". Так, например, в рамках Программы объем финансирования важнейших инновационных проектов за счет средств федерального бюджета должен составлять 1-2 млрд. рублей, при этом объем внебюджетного финансирования должен быть не менее 60% от общего объема финансирования, продолжительность реализации проектов - не более 4 лет. Исполнители проектов должны обеспечить пятикратное превышение продаж созданной инновационной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.

Таблица 1

Стратегия инновационного развития России

 

Основная цель Программы

 

развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в  целях реализации приоритетных направлений  развития науки, технологий и техники  в Российской Федерации

Основные задачи Программы

 

обеспечение ускоренного  развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в  Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития  науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

обеспечение притока  молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;

развитие исследовательской  деятельности в высших учебных заведениях;

   

содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере, их   интеграции в систему  научно-технической кооперации;

развитие научной приборной  базы   конкурентоспособных научных  организаций,     ведущих  фундаментальные и прикладные    исследования, а также высших учебных  заведений;

развитие эффективных  элементов      инфраструктуры инновационной системы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

 

дополнительное производство новой и усовершенствованной  высокотехнологичной   продукции  в объеме 142 - 150 млрд. рублей за счет коммерциализации созданных передовых  технологий;

дополнительный экспорт высокотехно- логичной продукции в объеме 39 - 44 млрд. рублей;

привлечение внебюджетных средств в объеме 59 - 62 млрд. рублей;

дополнительное увеличение внутренних     затрат на исследования и разработки, включая     внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд. рублей;

разработка 127 - 136 конкурентоспособных  технологий, предназначенных для  коммерции-ализации;

внедрение 8-10 передовых  коммерческих технологий;

   

внедрение 5-8 критических  технологий, по   которым Российская Федерация имеет мировой приоритет;

создание 6-12 новых организаций,    обладающих приборной научной базой  мирового уровня;

создание новых рабочих  мест для высококвалифицированных  работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек;

привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов

Срок и этапы реализации Программы

 

2007 - 2012 годы, в том числе:

I этап - 2007 - 2009 годы;

II этап - 2010 - 2012 годы

Объем и источники  финансирования Программы

 

всего на 2007 - 2012 годы (в  ценах соответствующих лет) предусматривается  194,89  млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 133,83 млрд. рублей, из них:

на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы - 128,39 млрд. рублей;

капитальные вложения - 5,44 млрд. рублей;

средства внебюджетных источников - 61,06 млрд. рублей.

Объем и источники  финансирования ежегодно уточняются при  формировании федерального       бюджета на соответствующий год

Ожидаемые конечные результаты

реализации Программы  и

показатели социально-

экономической эффективности

-

создание основы для  качественного изменения структуры  российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;

формирование научно-технологического    потенциала по критическим технологиям  Российской Федерации в качестве основы технологического      перевооружения отраслей российской экономики и     обеспечения национальной безопасности;

   

реализация отдельных "прорывных"       направлений  технологического развития,    обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях   развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

расширение круга инновационно-активных   компаний за счет демонстрационного  эффекта от      реализации Программы;

   

реализация потенциала российской науки,   укрепление статуса Российской Федерации как    мировой научной державы;

обеспечение значимого  вклада в создание эффективной инновационной  системы;

содействие формированию  конкуренто-способного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;

обеспечение стимулирующих  факторов для    развития эффективных  научных коллективов;

повышение привлекательности          профессиональной деятельности в сфере  исследований и разработок;

ежегодный прирост валового внутреннего   продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта;

ежегодный прирост доли внутренних затрат     на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного  пункта;

ежегодный прирост доли внебюджетных    средств во внутренних затратах на исследования и   разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта;

   

ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий  в общем числе предприятий  промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного  пункта;

ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта;

прирост доли исследователей до  39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта;

доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 45 - 50 процентов

Информация о работе Cтратегии инновационного развития России