Cтратегии инновационного развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция есть не что иное, как всеобъемлющая волна инноваций, научных разработок, внедряемых практически на всех направлениях промышленной, социальной, управленческой сфер.

Содержание

Введение…………………………………………………………...
1. Теоретические основы стратегии инновационного развития России………………………………………………….
Характеристика стратегии инновационного развития России……………………………………………………..
Основные направления инновационной политики России…………………………………………………

2. Анализ и оценка основных направлений стратегии развития инновационного потенциала России …………….

2.1 Анализ состояния Российской экономики и сферы инноваций ……………………………………………….
2.2 Инновационный потенциал и культура мышления в инновационной среде ………………………….

3. Характеристика отдельных инструментов реализации стратегии инновационного потенциала Российской Федерации…………………………………………………………

3.1 Важнейшие инновационные проекты государственного значения…………………………………….
3.2 Центры трансфера технологий …………………….
Заключение ……………………………………………………...
Список литературы ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач (Автосохраненный).doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

Результатом реализации программы должен стать переход  российской экономики к модели устойчивого  инновационного развития, формирование научно-технологического потенциала по критическим (т.е. наиболее перспективным) технологиям РФ в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности, расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации программы.

 

1.2. Основные направления инновационной политики России

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально  новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния  экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно- технического потенциала, формированию современных технологических укладов  в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Сложившийся уровень  спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу  их развития, и структурные изменения  основных производственных фондов.

Отрасли, вышедшие со своей  продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам  поддержки, объему ресурсов, необходимых  для обновления и модернизации производственного  потенциала на основе реализации отечественных  достижений науки и техники.[8]

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной  политики можно отнести:

  • разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот;
  • создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;
  • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
  • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
  • реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;
  • использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

 

Государственная инновационная  политика в базовых отраслях и  производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических  и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных  ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).

В топливно-сырьевом комплексе  инновационная политика будет ориентирована  на разработку и внедрение современных  методов поиска, разведки и мониторинга  запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки;

в нефтеперерабатывающей  промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок, а также повышение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости;

в угольной промышленности - на улучшение потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

В электроэнергетике  инновационная политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых  установок или газотурбинных  надстроек паросиловых блоков для  электростанций на газообразном топливе  и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий кипящий спой, циркулирующий кипящий слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния.

В транспортном комплексе  инновационная политика будет ориентирована  на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

В металлургическом комплексе  ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение  качества металлопродукции.

Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало-и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

В машиностроительном комплексе  организации будут ориентированы  на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Уточняются и формируются  приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды.

Для реализации инновационной  политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).[1]

В заключение отметим, что  переход России на инновационный  путь развития требует создания национальной инновационной системы, направленной на повышение восприимчивости экономики и всего общества к инновациям. При этом особенности экономического, социального, научно-технического развития страны, существенный разрыв между отраслями по уровню технологического развития и инновационного потенциала, масштабы территории, позиция в мировом сообществе, сложившаяся инновационная культура предопределяют то, что формируемая российская инновационная система в большой степени должна быть ориентирована на сохранение в ней ведущей роли государства, включение инновационных программ в общую экономическую стратегию страны.

Инновационный прорыв для  современной России – это реальное слагаемое быстрой модернизации страны. Путь повышения качества жизни  людей и конкурентоспособности  экономики. Инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

           

2.1 Анализ состояния Российской экономики и сферы инноваций

Российская экономика  стала похожа на колониальную экономику  развивающихся стран, имеющих ресурсную  ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает значительными  мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

После изменения государственного строя и ускоренного перехода России к рынку состояние и  изменения технологической структуры  экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно  развитые государства, способные оказать демократической России экономическую поддержку, стали воспринимать ее как развивающуюся страну.

В результате замедлилось  обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией в условиях "шоковой терапии", то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с 1992 годом число исследователей сократилось на 376 100 человек, то есть в 1,9 раза. Важно отметить, что с 1992 года численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.

Основные виды технологической  инновационной деятельности организаций  в настоящее время составляют:

25,8% - приобретение и  освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;

15,3% - производственное  проектирование, другие виды подготовки  производства для выпуска новых  продуктов, внедрения услуг или  методов их производства (передачи);

13,5% - исследование и  разработка новых продуктов, услуг  и методов их производства, новых производственных процессов;

11,2% - приобретение программных  средств;

9,9% - обучение и подготовка  персонала, связанная с технологическими  инновациями;

7,8% - маркетинговые исследования  в области технологических инноваций;

6,5% - приобретение технологических инноваций;

10,0% - прочие технологические инновации.

 

Статистические данные позволяют  выявить распределение затрат на исследования и разработки в общем  объеме отгруженной продукции, а  именно:

64,4% организаций расходуют на  исследования и разработки до 1% от общего объема отгруженной продукции;

14,7% организаций - 4% и более;

11,7% организаций - 1-2%;

9,3% организаций - 2-4%.

 

За 2002 год было создано 637 передовых  технологий, из них принципиально  новых - 44, что составляет 6,9%. Число организаций, использовавших передовые технологии, составляет 0,09% от общего числа организаций в промышленности. За последние 9 лет освоено 56 432 передовые производственные технологии.

 

 

Состав технологических инноваций  приблизительно следующий:

I группа - проектирование и инжиниринг;

II группа - производство, обработка  и сборка;

III группа - автоматизированная  транспортировка металлов и деталей,  а также автоматизированные погрузочно-разгрузочные  операции;

IV группа - аппаратура  автоматизированного наблюдения и контроля;

V группа - связь и управление;

VI группа - производственная информационная  система;

VII группа - интегрированное  управление и контроль. [7]

 

Итак, налицо значительное отставание производства по комплексу  высоких технологий и снижение средней  квалификации научно-технического и  производственного персонала.

В результате проведенных  исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России и доли их влияния на данный процесс:

Информация о работе Cтратегии инновационного развития России