Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:16, курсовая работа
Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция есть не что иное, как всеобъемлющая волна инноваций, научных разработок, внедряемых практически на всех направлениях промышленной, социальной, управленческой сфер.
Введение…………………………………………………………...
1. Теоретические основы стратегии инновационного развития России………………………………………………….
Характеристика стратегии инновационного развития России……………………………………………………..
Основные направления инновационной политики России…………………………………………………
2. Анализ и оценка основных направлений стратегии развития инновационного потенциала России …………….
2.1 Анализ состояния Российской экономики и сферы инноваций ……………………………………………….
2.2 Инновационный потенциал и культура мышления в инновационной среде ………………………….
3. Характеристика отдельных инструментов реализации стратегии инновационного потенциала Российской Федерации…………………………………………………………
3.1 Важнейшие инновационные проекты государственного значения…………………………………….
3.2 Центры трансфера технологий …………………….
Заключение ……………………………………………………...
Список литературы ……………………………………………
Мегапроекты являются особым механизмом стимулирования инновационной деятельности, который обеспечивает наиболее значимый с экономической точки зрения этап инновационного цикла – трансформацию результатов научно-технической деятельности в конкурентоспособную наукоемкую продукцию, имеющую высокий потенциал рыночной реализации.
Важнейшие инновационные проекты (мегапроекты) являются сравнительно новым инструментом реализации государственной политики в области развития науки и инноваций, впервые введенным в практику бюджетного финансирования НИОКР в 2003 г. и коренным образом отличающимся от традиционных форм государственной поддержки отраслевого и академического секторов отечественной науки.
В целом законодательное и
Опыт работы по управлению первой
очередью важнейших инновационных
проектов государственного значения показал
также необходимость создания единой
системы нормативных
Исполнители проектов и консалтинговые
фирмы, отобранные на конкурсной основе
в установленном порядке в
соответствии с действующим законодательство
Мегапроекты представляют собой совершенно иной подход к участию государства в инновационной деятельности, который:
Главными особенностями данного механизма активного государственного стимулирования инновационного промышленного развития являются:
Основные элементы нового подхода к реализации мегапроектов предусматривают:
В результате трехлетней практической деятельности по реализации «пилотных» мегапроектов получен безусловно положительный опыт нового государственного подхода к организации инновационной деятельности, в том числе:
Принимая во внимание успешный ход выполнения подавляющего большинства начатых в 2003-2005 гг. мегапроектов, находящихся, главным образом, в зоне ответственности Министерства образования и науки Российской Федерации, следует рассматривать эту особую форму государственно-частного партнерства в инновационной сфере в качестве одного из важнейших инструментов реализации Стратегии развития науки и инноваций на период до 2015 года, поступательно расширяя масштабы ее использования.
3.2 Центры трансфера технологий
Для ускоренного создания современной технологической базы, освоения конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в действующую инфраструктуру создаваемой национальной инновационной системы встраиваются центры трансфера технологий (ЦТТ), ориентированные на коммерциализацию научных результатов, созданных за счет бюджета. Этой же цели служит создание отраслевых (и региональных) технологических кластеров. Главная цель создания ЦТТ – развитие институциональной среды, обеспечивающей цивилизованную передачу интеллектуальной собственности в экономику. Создание новых видов бизнеса на основе технологических разработок, созданных в научно-исследовательских отраслевых и академических институтах и вузах.
На базе действующих институтов РАН, университетов, ГНЦ и научных организаций уже созданы 26 ЦТТ. Центры ориентированы на:
Начат эксперимент по созданию отраслевых технологических кластеров. Два технологических кластера («Оптоэлектроника» и «Электроника и микроэлектроника») созданы в Санкт-Петербурге и Зеленограде при поддержке Российского фонда технологического развития и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Функционирование центров
Проект закона «О кооперации в исследованиях и разработках и промышленном освоении инноваций», закладывающий основу организационно-экономического механизма и правового обеспечения кооперации в научно-технической и производственной сферах, включая правовой статус организационных форм, кооперации в процессе разработки и производства наукоемкой продукции (услуг), также условия создания совместных научно-исследовательских лабораторий (центров), научно-производственных объединений (корпораций, консорциумов), государственных научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий, региональных центров трансфера и коммерциализации технологий и др.
Проект закона «О государственной поддержке малого инновационного предпринимательства и развития инновационной инфраструктуры», определяющий меры государственной поддержки малого инновационного предпринимательства и развития инновационной инфраструктуры, статус и условия создания федеральных, отраслевых (ведомственных) и региональных фондов технологического развития, фондов поддержки и страхования малого инновационного предпринимательства.
Малое инновационное
Однако, в последние годы число малых компаний не увеличивается. Одной из основных причин этого является отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.
Для стимулирования появления в
научно-технической сфере
Масштабное развитие ЦТТ является важным инструментом для создания национальной инновационной системы, обеспечивающим достижение производственных и социальных целей:
Имеющийся опыт создания ЦТТ в Минпромнауки России и Минобразовании России показывает, что на первоначальном этапе бюджетное финансирование ЦТТ должно составлять от 2 до 5 млн. руб. в год в зависимости от предполагаемого объема работ. Необходимо создание до 20 ЦТТ в год. Поскольку стадия инновационного цикла, на которой работают ЦТТ, самая ранняя, и соответственно, самая рискованная, финансирование ЦТТ должно в основном осуществляться государством, поскольку в отличие от мировой практики, в нашей стране отсутствует категория «деловых ангелов» – предпринимателей, которые традиционно вкладывают средства на самых ранних стадиях инновационного цикла.
Создание центров трансфера технологий во всех регионах Российской Федерации. Эффект – увеличение количества проектов, интересных для инвесторов на последующих стадиях инновационного цикла.
Основные показатели, позволяющие провести мониторинг деятельности по масштабному созданию ЦТТ и оценить ее эффективность:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сдать выводы о том, в процессе написания работы были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении к данной работе и отражающие актуальность данной темы.
В настоящее время государство заинтересовано в развитии инновационного потенциала регионов России и всей страны в целом. Правительство стремится сформировать необходимые экономические условия для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики.
Управляет инновационной политикой Российской Федерации Научно-координационный Совет, созванный 27 октября 2006 г. Им была разработана федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы». На данный момент реализованы далеко не все идеи данной программы, но уже создана основа для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития, реализованы отдельные «прорывные» направления технологического развития, повышается привлекательность профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок, ВВП России вырос в 2011 году на 4,3 процента.
Информация о работе Cтратегии инновационного развития России