Cтратегии инновационного развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Современная научно-техническая революция представляет собой совокупность коренных качественных изменений в средствах, технологии, организации и управлении производством на основе новых научных принципов. Эта революция есть не что иное, как всеобъемлющая волна инноваций, научных разработок, внедряемых практически на всех направлениях промышленной, социальной, управленческой сфер.

Содержание

Введение…………………………………………………………...
1. Теоретические основы стратегии инновационного развития России………………………………………………….
Характеристика стратегии инновационного развития России……………………………………………………..
Основные направления инновационной политики России…………………………………………………

2. Анализ и оценка основных направлений стратегии развития инновационного потенциала России …………….

2.1 Анализ состояния Российской экономики и сферы инноваций ……………………………………………….
2.2 Инновационный потенциал и культура мышления в инновационной среде ………………………….

3. Характеристика отдельных инструментов реализации стратегии инновационного потенциала Российской Федерации…………………………………………………………

3.1 Важнейшие инновационные проекты государственного значения…………………………………….
3.2 Центры трансфера технологий …………………….
Заключение ……………………………………………………...
Список литературы ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач (Автосохраненный).doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Мегапроекты являются особым механизмом стимулирования инновационной деятельности, который обеспечивает наиболее значимый с экономической точки зрения этап инновационного цикла – трансформацию результатов научно-технической деятельности в конкурентоспособную наукоемкую продукцию, имеющую высокий потенциал рыночной реализации.

Важнейшие инновационные проекты (мегапроекты) являются сравнительно новым инструментом реализации государственной политики в области развития науки и инноваций, впервые введенным в практику бюджетного финансирования НИОКР в 2003 г. и коренным образом отличающимся от традиционных форм государственной поддержки отраслевого и академического секторов отечественной науки.

В целом законодательное и нормативно-правовое обеспечение достаточно для реализации мегапроектов, однако до конца не урегулированы  некоторые вопросы многоканального финансирования. Минпромнауки России был разработан Порядок отбора и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения на  период 2003 -2006 годы. В нем определены методические подходы и основные требования к отбору проектов и формированию системы критериев этого отбора.

Опыт работы по управлению первой очередью важнейших инновационных  проектов государственного значения показал  также необходимость создания единой системы нормативных документов, регламентирующих работу с проектами на всех этапах их разработки: от формирования требований к отбору проектов до стадии их коммерческой реализации.

Исполнители проектов и консалтинговые фирмы, отобранные на конкурсной основе в установленном порядке в  соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по данному вопросу. С победителями конкурсов заключены и реализуются государственные контракты.

Мегапроекты представляют собой совершенно иной подход к участию государства  в инновационной деятельности, который:

  • основан на принципе ответственного партнерства государства и частного промышленного бизнеса по реализации крупных инновационных проектов в отраслях с высокой добавленной стоимостью и существенным мультипликативным эффектом;
  • предусматривает концентрацию финансовых ресурсов на ограниченном числе проектов в противовес традиционной практике их распыления между многочисленными НИОКР;
  • ориентирован на фактический рост производства инновационной продукции вместо привычных отчетов о выполнении НИОКР.

Главными особенностями данного механизма активного государственного стимулирования инновационного промышленного развития являются:

  • открытое привлечение частного бизнеса к выбору приоритетов инновационного развития отдельных отраслей (подотраслей) промышленности при сохранении за государством прерогативы определения перечня этих отраслей;
  • сознательный отказ государства от статуса основного выгодоприобретателя по проекту в пользу его участников (исполнителей) вне зависимости от их формы собственности;
  • долевое (паритетное) участие государства и исполнителей мегапроекта в расходах на его выполнение;
  • ориентация исполнителей проекта на полноценную коммерциализацию научно-технических результатов проекта, в том числе предусматривающая применение экономических санкций за недостижение заявленных коммерческих результатов в виде объемов продаж созданной инновационной продукции.

Основные элементы нового подхода к реализации мегапроектов предусматривают:

  • официальное участие руководителей крупного частного бизнеса и научного сообщества в экспертизе и отборе перспективных инновационных проектов;
  • ограничение в государственном контракте на реализацию проекта прав государства на использование его результатов исключительно областью государственных нужд;
  • разделение в государственном контракте на реализацию проекта объемов работ, финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных средств (при доле бюджета не более 50%);
  • включение в состав обязательств исполнителей проекта обеспечить 5-ти кратное превышение объемов продаж созданной продукции над суммой бюджетных средств по проекту.

 

В результате трехлетней практической деятельности по реализации «пилотных» мегапроектов получен безусловно положительный  опыт нового государственного подхода  к организации инновационной  деятельности, в том числе:

  • продемонстрирована работоспособность предложенного механизма и процедур согласования интересов государства и бизнеса при определении приоритетов инновационного развития и выборе проектов;
  • разработаны принципы и механизмы согласования взаимных обязательств и интересов государства и бизнеса при реализации инновационных проектов;
  • апробированы схемы объединения разнородных, в том числе финансовых, ресурсов государства и бизнеса, необходимых для реализации инновационных проектов;
  • разработаны принципы и процедуры индикативного контроля и управления ходом реализации инновационных проектов.

Принимая во внимание успешный ход  выполнения подавляющего большинства  начатых в 2003-2005 гг. мегапроектов, находящихся, главным образом, в зоне ответственности  Министерства образования и науки Российской Федерации, следует рассматривать эту особую форму государственно-частного партнерства в инновационной сфере в качестве одного из важнейших инструментов реализации Стратегии развития науки и инноваций на период до 2015 года, поступательно расширяя масштабы ее использования.

 

3.2 Центры трансфера технологий

 

Для ускоренного создания современной  технологической базы, освоения конкурентоспособной  высокотехнологичной продукции  в действующую инфраструктуру создаваемой  национальной инновационной системы встраиваются центры трансфера технологий (ЦТТ), ориентированные на коммерциализацию научных результатов, созданных за счет бюджета. Этой же цели служит создание отраслевых (и региональных) технологических кластеров. Главная цель создания ЦТТ – развитие институциональной среды, обеспечивающей цивилизованную передачу интеллектуальной собственности в экономику. Создание новых видов бизнеса на основе технологических разработок, созданных в научно-исследовательских отраслевых и академических институтах и вузах.

На базе действующих институтов РАН, университетов, ГНЦ и научных  организаций уже созданы 26 ЦТТ. Центры ориентированы на:

  • создание малых высокотехнологичных предприятий;
  • заключение лицензионных соглашений;
  • отбор и оценку разработок, обладающих коммерческим потенциалом;
  • патентные исследования и правовую помощь;
  • охрану объектов ИС.

Начат эксперимент по созданию отраслевых технологических кластеров. Два  технологических кластера («Оптоэлектроника»  и «Электроника и микроэлектроника») созданы в Санкт-Петербурге и Зеленограде при поддержке Российского фонда технологического развития и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Функционирование центров трансфера  технологий законодательно пока не определено. Тем не менее, уже разработаны проекты следующих законов, которые в той или иной степени регулируют деятельность ЦТТ:

Проект закона «О кооперации в исследованиях  и разработках и промышленном освоении инноваций», закладывающий  основу организационно-экономического механизма и правового обеспечения кооперации в научно-технической и производственной сферах, включая правовой статус организационных форм, кооперации в процессе разработки и производства наукоемкой продукции (услуг), также условия создания совместных научно-исследовательских лабораторий (центров), научно-производственных объединений (корпораций, консорциумов), государственных научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий, региональных центров трансфера и коммерциализации технологий и др.

Проект закона «О государственной  поддержке малого инновационного предпринимательства  и развития инновационной инфраструктуры», определяющий меры государственной  поддержки малого инновационного предпринимательства  и развития инновационной инфраструктуры, статус и условия создания федеральных, отраслевых (ведомственных) и региональных фондов технологического развития, фондов поддержки и страхования малого инновационного предпринимательства.

Малое инновационное предпринимательство  в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоемкую продукцию и услуги.

Однако, в последние годы число  малых компаний не увеличивается. Одной  из основных причин этого является отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего  создание и развитие на начальном  этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.

Для стимулирования появления в  научно-технической сфере малых  динамично растущих технологичных инновационных компаний следует продолжить работу по созданию и развитию центров трансфера технологий. Центры трансфера технологий должны стать одним из основных элементов инфраструктурной поддержки малых инновационных предприятий на начальном этапе их деятельности, обеспечивая помощь в разработке инновационных продуктов на «допосевной» стадии, создание базы идеи компании и превращения разработки в реальный продукт, интересный для инвесторов.

Масштабное развитие ЦТТ является важным инструментом для создания национальной инновационной системы, обеспечивающим достижение производственных и социальных целей:

  • разработка, апробирование и совершенствование институциональных моделей интеграции фундаментальной, прикладной науки, образования и бизнеса;
  • отработка элементов единой комплексной системы трансфера и коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности;
  • обеспечение полного инновационного цикла и сбалансированности отдельных его этапов при проведении разработок и прикладных исследований;
  • внедрение новых информационно-аналитических технологий и экономических механизмов управления результатами научной и инновационной деятельности и объектами интеллектуальной собственности;
  • формирование новых механизмов продвижения продукции (услуг) на рынок;
  • внедрение многоуровневой системы управления качеством инновационной деятельности в научно-образовательной сфере;
  • внедрение системы аттестации и сертификации научно-технической продукции (результатов научно-инновационной деятельности) с учетом требований международных стандартов;
  • формирование составляющих единой информационной среды научно-инновационной деятельности, объединяющей научно-образовательную сферу, промышленный и финансовый бизнес. Создание на единой аппаратно-программной основе постоянно обновляемых баз данных по результатам выполнения научных, научно-технических и инновационных проектов, финансируемых из средств федерального бюджета;
  • привлечение молодежи к работе в высокотехнологичном, наукоемком секторе экономики;
  • ориентация прикладных исследований научных организаций и вузов на конечный продукта или услуги, востребованные рынком;
  • содействие подготовке специалистов, востребованных рынком труда.

 

Имеющийся опыт создания ЦТТ в Минпромнауки России и Минобразовании России показывает, что на первоначальном этапе бюджетное финансирование ЦТТ должно составлять от 2 до 5 млн. руб. в год в зависимости от предполагаемого объема работ. Необходимо создание до 20 ЦТТ в год. Поскольку стадия инновационного цикла, на которой работают ЦТТ, самая ранняя, и соответственно, самая рискованная, финансирование ЦТТ должно в основном осуществляться государством, поскольку в отличие от мировой практики, в нашей стране отсутствует категория «деловых ангелов» – предпринимателей, которые традиционно вкладывают средства на самых ранних стадиях инновационного цикла.

Создание центров трансфера  технологий во всех регионах Российской Федерации. Эффект – увеличение количества проектов, интересных для инвесторов на последующих стадиях инновационного цикла.

Основные показатели, позволяющие  провести мониторинг деятельности по масштабному созданию ЦТТ и оценить  ее эффективность:

  • количество и объем договоров о продаже лицензий;
  • повышение доли инновационной составляющей в товарах и услугах;
  • повышению доли выпускников вузов, работающих по специальности в науке и наукоемкой промышленности;
  • увеличение средств частных инвесторов в научно-технологической сфере;
  • повышение престижа научно-технической и инновационной деятельности (по результатам социологических исследований).

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сдать выводы о том, в процессе написания работы были достигнуты цели и задачи, поставленные во введении к данной работе и отражающие актуальность данной темы.

В настоящее время государство заинтересовано в развитии инновационного потенциала регионов России и всей страны в целом. Правительство стремится сформировать необходимые экономические условия для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики.

Управляет инновационной  политикой Российской Федерации  Научно-координационный Совет, созванный 27 октября 2006 г. Им была разработана  федеральная целевая программа  «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы». На данный момент реализованы далеко не все идеи данной программы, но уже создана основа для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития, реализованы отдельные «прорывные» направления технологического развития, повышается привлекательность профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок, ВВП России вырос в 2011 году на 4,3 процента.

Информация о работе Cтратегии инновационного развития России