Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:48, шпаргалка
Ответы на основные вопросы.
Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Эта система конкретных, непосредственных чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.
Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.
Интегративная деятельность нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. Благодаря слову картина мира становится более совершенной — с одной стороны, более обобщенной, с другой, более дифференцированной. Слово выделяет существенные признаки предмета, вносит в него формы анализа и синтеза, которые непосредствешю недоступны субъекту. Слово переводят субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным.
Речь и ее функции
Выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.
Коммуникативная функция — осуществление общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию сообщения и функцию побуждения к действию- При сообщении человек указывает на какой-то предмет или высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. Побудительная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности.
Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.
Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях как центральной нервной системы, так речедвигательного аппарата, гортани. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях — сознательных формах психической деятельности. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.
Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого человека с помощью специальных раздражителей — знаков, среди которых наибольшее значений имеет речь. Научаясь применять ло отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате внутренняя речь становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.
Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самих различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при поражении задпе-лобных и премоторных областей левого полушария. Развитие речи у ребенка
У ребенка слово становится сигналом сигналов не сразу. Это качество приобретается постепенно, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных связей.
У грудного младенца первые условтме рефлексы неустойчивы и появляются со второго, иногда третьего месяца — сначала на вкусовые, обонятельные, затем вестибулярные, позднее на звуковые и зрительные раздражители. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни. При общении взрослых с ребенком слово сочетается обычно с другими непосредственными раздражителями. В результате слово становится одним из компонентов комплекса раздражителей. Стоит изменить один из компонентов комплекса, и реакция на слово исчезает. Постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. Сначала выпадает кинестетический компонент, затем теряют свое значение зрительные и звуковые раздражители. И уже одно слово вызывает реакцию.
Предъявление определенного предмета при одновременном его назывании приводит к тому, что слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Эта способность появляется у ребенка к концу первого года жизни или началу второго. Однако слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще. Т.е. слово выступает на этом этапе развития как интегратор первого порядка. Превращение слова в интегратор второго порядка или в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него было выработано не менее 15 различных условных связей- Ребенок должен научиться оперировать с различными предметами, обозначенными одним словом. Если число выработанных условных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.
Между 3 и 4 годами жизни появляются слова — интеграторы третьего порядка. Ребенок начинает понимать такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные» и т.д. К концу пятого года жизни у ребенка возникают более сложные понятия. Так слово «вещь» он относит и к игрушке, и к посуде, и к мебели и т.д.
Развитие второй сигнальной системы протекает в тесной связи с первой. В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем.
По терминологии Иванова-Смоленского первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой сигнальной системы — «непосредственный раздражитель — непосредственная реакция». Во второй половине года начинает ребенок начинает реагировать на словесные раздражители вегетативными и соматическими реакциями «словесный раздражитель — непосредственная реакция» К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок начинает' подражать речи взрослого при помощи отдельных звуков, Затем начинает произносить слова, но сначала они не связаны с каким-либо событием. При этом в возрасте 1,5-2 лет часто одним словом обозначается не только какой-то предмет, но и действия. Позже происходит дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Новый тип связей обозначается как «непосредственный раздражитель — словесная реакция». На втором году жизни словарный запас начинает увеличиваться. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи. К концу третьего года словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Таким образом, возникает новый тип связей «словесный раздражитель — словесная реакция».
С развитием речи и формированием обобщающего действия слова у ребенка в возрасте 2-3 лет усложняется интегративная деятельность мозга — возникают условные рефлексы на отношения величин, веса, расстояния, окраски предметов. У детей вырабатываются различные двигательные стереотипы.
Функциональное состояние организма (бодрствование и сон)
Функциональное
состояние — это степень
Сон — это особая активность мозга, при которой выключено сознание и механизмы поддержания естественной позы, снижена чувствительность анализаторов.
Для описания структуры сна и оценки его глубины обычно используют электроэицефалографические записи (ЭЭГ). Весь период сна делится па две фазы — медленный и быстрый сон. В фазе медленного сна выделяют четыре или пять стадий: стадия А сна (расслабленного бодрствования) постепенно исчезают быстрые волны и появляются все более длительные интервалы медленных волн, стадия В сна (засыпание или самый поверх постный сон), стадия С сна — (поверхностный сон), когда спящий человек уже не различает слабые внешние раздражители, стадия Д сна ( умеренно глубокий) и стадия Е сна (глубокий сон). В период медленного сна наблюдается урежсние дыхания, пульса, снижение артериального давления, понижается температура тела, уменьшена секреторная и моторная функция пищеварительного тракта.
Затем развивается фаза быстрого сна, характеризующаяся десин-хронизацией ЭЭГ и эпизодами быстрых движений глаз (БДГ). В эту фазу наблюдается быстрое движение глаз. При этом отмечается более сильное снижение тонуса всех остальных мышц, за исключением возникающих иногда судорожных сокращений мышц лица и пальцев. На этом фоне учащается и становится нерегулярным дыхание, возникает неритмичный и частый пульс, возможно появление различных форм аритмий, повышается артериальное давление, усиливается гормональная активность, нарушена терморегуляция.
Смена быстрого и медленного сна происходит через равные промежутки времени со средней длительностью около 90 минут (один цикл). При этом на медленный сон приходится около 80%, на быстрый — 20% от всего периода сна.
Продолжительность
сна зависит от возраста, у взрослых
это 7—8 ч в сутки, новорожденные
спят около 20 ч, к концу первого
года жизни продолжительность сна
сокращается до 13 ч в сутки.