Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 18:32, контрольная работа
Каждый человек на вопрос, хочет ли он быть здоров ответит утвердительно! А вот на второй вопрос: что он готов для этого сделать? – ответы уже будут разные. Кто-то надеется на свои природные данные, кто-то считает, что достаточно хорошо питаться и много гулять, кто-то укажет на отсутствие вредных привычек. Все это будет усредненными ответами тех, у кого вопрос здоровья в жизни еще не стал лицом к лицу, и они предпочитают заботиться о нем пассивно, не покидая зоны комфорта.
Закаливание – это удел тех, кто привык действовать активно, кто готов поспорить со своими, возможно не самыми лучшими природными данными, кто не хочет быть покорным потребителем лекарств, а выбирает общение с природой, утверждая свою активную жизненную позицию. Выбирая закаливание, человек выбирает веру в себя, позитивное настроение, укрепляет свою волю.
Введение стр. 3
1. Значение закаливания. стр. 5
2. Основные правила закаливания. стр. 6
3. Закаливание водой. Методика водных процедур. стр. 8
4. Организация купания в водоёмах. стр. 10
5. Проведение воздушных ванн в тёплое и холодное время года. стр. 11
6. Организация и правила поведения солнечных ванн для детей. стр. 15
Заключение стр. 17
Список используемых источников стр. 18
При посинении и появлении «гусиной кожи» следует растереться полотенцем и принять солнечную ванну. Нежелательно находиться в воде более 15-20 минут подряд.
Купание в открытом водоеме можно разрешать
детям с 3—4 лет после предварительного
закаливания водными процедурами, которые
вошли в быт ребенка и продолжались систематически.
Купание в открытых водоемах является
наиболее сильно действующей процедурой,
так как здесь имеет место одновременное
влияние трех факторов: свежего воздуха,
большой массы воды и солнечной радиации
на всю поверхность кожных покровов.
Водоем для купания детей должен иметь
песчаное, ровное, пологое и чистое дно.
Место для купания детей в воде огораживается
барьером. Течение воды в реке должно быть
слабым, а море — спокойным. При купании
в бассейнах следует обеспечить их должное
санитарное состояние, ежедневную смену
воды (или проточную воду).
Наибольшая допустимая глубина в той
части водоема, где купаются дети, не должна
быть им выше пояса. Купание детям дошкольного
возраста разрешается в безветренную
погоду при температуре воздуха не менее
+ 25° и воды не менее +23° один раз в день.
Хорошо закаленным детям 6—7 лет при ежедневном
регулярном купании можно позволить купаться
и в более прохладной воде, сократив при
этом время купания. Прежде чем войти в
воду, дети принимают воздушную ванну
в тени в течение 8—10 минут; находясь в
водоеме, двигаются, плещутся, играют.
Продолжительность купания начиная с
3 минут постепенно увеличивается до 5—8
минут, а детям 6—7 лет и до 10—15 минут. Во
время купания за детьми необходимо внимательно
следить. При появлении первых признаков
начинающегося переохлаждения (бледность,
синюшность губ, «гусиная кожа») купание
немедленно прекращается, ребенка насухо
вытирают, массируя кожу до порозовения,
и одевают. При проведении купания в естественных
водоемах за группой в 10—12 детей должны
наблюдать двое взрослых — один находится
в воде вместе с детьми, другой — на берегу.
Детей с 4—5 лет можно обучать плаванию.
Не рекомендуется против воли ребенка
заставлять его плавать или бросать в
воду. Лучше проводить обучение в игре,
поддерживая бодрое, веселое настроение
ребенка. Взрослым необходимо предварительно
ознакомиться с общими принципами и приемами
обучения детей плаванию.
Воду как средство закаливания используют,
воздействуя ею не только на кожные покровы,
но и на слизистые рта и носоглотки.
Купание в открытом водоеме - наиболее сильно действующее закаливающее средство, так как при этом на поверхность тела ребенка одновременно воздействуют три природных закаливающих фактора воздух, большая масса воды и солнечная радиация. Как правило, купание, в открытом водоеме рекомендуется детям старше 2 лет не более 1 раза в день. Купание в условиях средней полосы России следует начинать при температуре воздуха 25-26°С и температуре воды 23°С, при безветренной погоде. Наилучшее время купания - c 10:00 до 12:00 часов дня, через 1-1,5 ч. после еды. Длительность купания составляет от нескольких секунд (кратковременные погружения) до 2-3 мин.
Следите, чтобы ребенок не входил в воду разгоряченным или с охлажденным телом. При малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) купание надо прекратить.
После купания ребенка досуха вытирают, быстро одевают и отводят в тень.
В настоящее время авторитетные специалисты в педиатрии считают необходимым применять воздушные панны в качестве закаливающего средства для детей. Повышение сопротивляемости детского организма инфекционным заболеваниям после приема воздушных ванн подтверждается многими наблюдениями. При закаливании воздухом у детей усиливается аппетит, появляется спокойный сон, они становятся веселыми и радостными.
Прием воздушных ванн летом осуществляется на площадке или в лесу. Зимой в закрытом помещений, но с открытыми фрамугами при строгом соблюдении основных принципов закаливания систематичности и постепенности. В летний период воздушные ванны проводятся ежедневно, а зимой через день. В летнее время дети надевают коротенькие трусики или остаются совершенно обнаженными, зимой детям 5—6 лет надевают трусы, открытые майки, носки и тапочки, 7-летние дети после определенного периода привыкания могут быть в трусах и тапочках.
Подобным образом постепенно меняется в помещении и температура воздуха. В начале закаливания она устанавливается в 15—16°, через три-четыре ванны снижается на 1° и постепенно доводится до 10°.
Приток воздуха через открытые фрамуги в помещении должен регулироваться в зависимости от температуры, влажности, силы и направления ветра. Необходимо проявлять особую осторожность к наличию ветра, который с трудом переносят некоторые дети.
Основной принцип построения занятий во время воздушных ванн в холодную погоду заключается в том, чтобы все дети были в движении. Игры и упражнения для детей, принимающих воздушные ванны, должны быть максимально интересными и увлекательными, не требующими большой затраты энергии.
Характер кривой упражнений варьируется в зависимости от температуры воздуха, влажности и силы натра па месте проведения воздушной ванны (площадка, комната), а также от степени закаленности детей. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети не озябли, особое внимание уделяется детям, сильнее других реагирующим на охлаждение. В комнате, где переодеваются дети в зимнее время, должно быть тепло (17—18°).
Построение занятий физическими упражнениями во время приема воздушных ванн в летний период несколько другое, в теплую и особенно жаркую погоду кривая физиологической нагрузки все время идет на невысоком уровне, но взамен этого увеличивается дозировка по времени. В очень жаркие дни для приема воздушных ванн избираются тенистые места, доступные движению легкого ветра и назначаются спокойные игры. Прием воздушных ванн совершается под контролем врача и воспитателя.
Схема воздушных ванн Саркизова-Серазини для детей старшего возраста. По этой схеме воздушные ванны принимаются зимой в комнате, а световоздушные — летом в местах, защищенных от ветра.
Дети, подверженные частым простудным заболеваниям, ослабевшие после перенесенных болезней, а также больные рахитом начинают принимать ванны при температуре воздуха в комнате или на воздухе не ниже 20—22°; для более крепких детей температура должна быть не ниже 16—18°; снижать температуру следует постепенно и можно довести ее до 10°.
В первый день воздушная ванна назначается продолжительностью 5—6 мин. для слабых детей и 10 мин. для крепких. Для слабых продолжительность сеанса ежедневно увеличивается на 5 мин., для крепких — на 10 мин. Общая продолжительность для слабых не должна превышать 1-1/2 час; крепкие дети, одетые в трусики, в летнее время могут пользоваться воздушными ваннами 1—3 час, находясь при этом в движении.
Контрольными признаками являются: пульс, дыхание, озноб, посинение, дрожание челюстей. При учащении пульса и дыхания, а также при ознобе воздушные ванны необходимо прекращать. При первых признаках охлаждения начинают выполнять физические упражнения. Во время воздушных ванн дети находятся в движении. Это правило необходимо соблюдать особенно при приеме воздушных ванн в зимнее время, при низкой температуре в помещении. Движения должны быть эмоционально насыщены, связаны с какими-либо играми.
Воздушные ванны не следует принимать тотчас после еды или натощак, а также после утомительных движений.
После воздушных ванн рекомендуется обтирание водой 24—26°.
Все схемы, приведенные в данной работе, следует считать ориентировочными. К детям требуется сугубо индивидуальный подход, на их здоровье следует обращать особое внимание.
Закаливание детей разного возраста не ограничивается дозированными назначениями воздушных ванн. Большой знаток в области закаливания детского организма проф. Г. Н. Сперанский предлагает свой схематический план закаливания детей.
В этот план входят: устранение перегревания при уходе за ребенком, а именно: а) купания в комнате, имеющей температуру свыше 20°, б) слишком теплые (выше 37°) ванны; искусственно создаваемые колебания внешней температуры: а) тщательное проветривание комнаты при обычной одежде ребенка, б) прогулки на открытом воздухе в легкой одежде, в) сон на открытом воздухе или при открытом окне в соответствующей одежде при всякой погоде; воздушные ванны в комнате при закрытом и открытом окне и на открытом воздухе при температуре не ниже 15°; сухие обтирания фланелью. Водные процедуры для детей от 1 года до 3 лет: а) умывание прохладной водой и обливание шеи и верхней части груди, б) обтирания по частям всего тела водой с водкой (2 : 1), в) ванны в комнате и на открытом воздухе (летом) при постепенном понижении температуры воздуха, г) обливания водой (не ниже 20°) в комнате и на воздухе, д) купание в реке и в море (при температуре воды не ниже 18°).
Считается, что закаливание маленьких детей следует начинать с первых дней рождения, приучая их к открытым форточкам еще в родильном доме, а затем в детских комнатах, спальнях и пр. Если температура воздуха не допускает держать все время форточки открытыми, то следует проветривать помещение, открывая форточки на 10—20 мин. Следует также приучать ребенка спать на свежем воздухе, почаще выносить его из домашнего, помещения. Состояние погоды не должно препятствовать таким прогулкам и сну на воздухе. Во время дождя и снегопада коляску ребенка следует ставить под навес или под крышу балкона. Выносить ребенка для сна на морозный воздух рекомендуется в безветренную и сухую солнечную погоду, при температуре до 10—12° ниже нуля, смазав предварительно личико чистым вазелином или гусиным жиром. Коляску надо ставить так, чтобы она была открыта для солнца; в таких условиях ребенок может спать 2—3 час. При более низкой температуре, при сильных морозах, ребенка следует также выносить на воздух, но на более короткие сроки.
Некоторые детские дома применяют и другой способ закаливания. В летнее время дети в распашонках, свободных рубашечках проводят большую часть дня на воздухе. В зимнее время, несмотря ни на какую погоду, все комнаты тщательно проветриваются. Дети совершают прогулки на воздухе в любой морозный* день, но при температуре не ниже 15—18°; пребывание на воздухе продолжается от 15—30 мин. до 2—3 час. два раза в день. Старшим детям летом и зимой разрешается более длительное пребывание на воздухе.
Как пример закаливания детей воздухом приведем распорядок режима Сокольнической лесной школы и Москве. Закаливание там основано на длительном пребывании детей на воздухе, и все внимание направлено на то, чтобы занятия происходили на свежем воздухе.
На основании многих систематических наблюдений удалось установить, что занятия при температуре 6—7° можно проводить (предварительно тепло одев детей) на застекленной террасе, где имеется печка и открыты окна. Занятия продолжаются 40 мин., с перерывами, во время которых дети согреваются движениями. Параллельно с занятиями дети приучаются спать при открытых окнах; в любое время года, если только нет ненастной погоды, большие форточки в спальных комнатах остаются открытыми всю ночь.
При помощи таких мероприятий дети приучаются спать без всякого для себя вреда при открытых окнах даже тогда, когда наружная температура воздуха равна 15—18° ниже нуля. Это достигается тем, что на ночь детские спальни натапливаются до 18°, к утру, температура снижается до 10°. Днем в спальных комнатах окна все время открыты.
Летом дети целыми днями гуляют на воздухе, и все занятия с ними проводятся в парке.
Такой режим, рассчитанный на длительное пользование воздушной средой, осуществим тогда, когда дети снабжены необходимой одеждой, приспособленной к различным временам года. Летом дети носят такие костюмы (из полотняной или бумажной ткани), в которых ноги, грудь и руки остаются открытыми. Костюмы эти, называемые «комбинацией», шьются таким образом, чтобы штанишки были соединены с курточками и надевались одновременно. В теплую погоду дети ходят босиком, в ненастную — надевают на ноги сандалии, а на голову полотняную панаму.
Осенью наиболее подходящи костюмы из шерстяной ткани. Следует иметь необходимый запас обуви для приходящих детей, чтобы можно было просушить их собственную обувь. Зимой детям нужны: полушубок, валенки, теплая шапка и варежки; необходимо иметь также меховые одеяла, в которые закутывают детей во время послеобеденного лежания на воздухе. Для борьбы с детским туберкулезом строятся «школы на открытом воздухе», «школы с открытыми окнами», «школы на солнце», «лесные школы».
Основная идея, положенная в основу организации таких школ, заключается в том, чтобы дать возможность школьнику, ослабленному какой-либо интоксикацией, как можно дольше находиться на открытом воздухе, закаливаться, развивать стойкость в борьбе с инфекцией.
С этой целью дети зимой и летом подергаются действию воздушной среды, прямой или рассеянной солнечной радиации в специально выстроенных помещениях, где или лет стены, выходящей на юг, или вместо стены имеется веранда в школьных помещениях, представляющих собой барак, брезентовая палатка.
Солнечные ванны проводятся только после медицинского осмотра детей и заключения врача об индивидуальной дозировке, которая находится в строгом соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Окончательную дозировку устанавливают в результате непосредственного наблюдения за реакцией организма на воздействие солнечных лучей. При появлении у детей сонливости, повышенной раздражительности, головной боли процедуры прекращают.
Детей в возрасте до одного года не подвергают воздействию прямых солнечных лучей. После предварительного пребывания в тени детей можно поместить под рассеянные солнечные лучи (светотень) для спокойной игры в манеже.
Длительность солнечных ванн в светотени - от 3-4 до 8-10 мин при температуре воздуха 22-25С.
Дети старше одного года солнечные ванны начинают в светотени, и только через несколько дней можно вывести детей под прямые солнечные лучи.