«Пропорции
тела человека, их половые и возрастные
различия. Положение индексов. Состав
тела»
Введение:
Вопрос, "Какие
должны быть пропорции тела?" сейчас
является очень актуальным. Размеры и
формы тела каждого человека генетически
запрограммированы. Эта наследственная
программа реализуется в ходе онтогенеза, то есть в ходе
последовательных морфологических, физиологических
и биохимических трансформаций организма
от его зарождения до конца жизни.
В общих чертах структуру
тела человека можно представить соотношением
воды, жира и нежировых твердых веществ
(тощая масса) в организме. Вода и тощая
масса составляют в теле своего рода безжировую
массу тела. В безжировой массе тела на
долю воды приходится 73%, и данное соотношение
у взрослого человека отличается большим
постоянством.
В теле взрослого
мужчины среднего питания находится 18%
жира, 22% тощей массы и 60% воды. Такое соотношение
соответствует " идеальному" субъекту,
у которого вес равен (Рост минус 100) кг.
Эта формула Поля Брока, предложенная
более 100 лет назад, не учитывает различия
строения тела, особенно в отношении роста
и комплекции.
Пропорции
человека
Древнейшие данные
о законах пропорций человеческого тела
были найдены в гробнице пирамиды близ
Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С тех времен
ученые и художники работают над раскрытием
тайны пропорции человеческого тела. Нам
известен египетский канон времени фараонов,
канон эпохи Птолемеев, каноны Древней
Греции и Рима. Пропорции изучали: Поликлет,
канон, которого долгое время был общепризнанным,
Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело,
Дюрер. В этих исследованиях размеры человеческого
тела определялись по отношению к размеру
головы, лица или стопы.
Человеческое тело
имеет следующие пропорции:
длина четырёх пальцев
равна длине ладони, четыре ладони равны
стопе, шесть ладоней составляют один
локоть, четыре локтя - рост человека;
четыре локтя равны
шагу, а двадцать четыре ладони равны росту
человека;
если вы расставите
ноги так, чтобы расстояние между ними
равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите
руки таким образом, чтобы средние пальцы
оказались на уровне макушки, то центральной
точкой тела, равноудаленной от всех конечностей,
будет ваш пупок;
пространство между
расставленными ногами и полом образует
равносторонний треугольник;
размах разведенных
рук будет равен росту;
расстояние от корней
волос до кончика подбородка равно одной
десятой человеческого роста;
расстояние от верхней
части груди до макушки составляет 1/6 роста;
расстояние же от
верхней части груди до корней волос -
1/7 роста;
расстояние от сосков
до макушки составляет ровно четверть
роста;
наибольшая ширина
плеч - восьмая часть роста;
расстояние от локтя
до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя
до подмышечной ямки - 1/8;
длина всей руки
- это 1/10 роста;
начало гениталий
находится как раз посредине тела;
расстояние от мыска
ноги до коленной чашечки равно четверти
роста, а расстояние от коленной чашечки
до начала гениталий также равно четверти
роста;
расстояние от кончика
подбородка до носа и от корней волос до
бровей будет одинаково и, подобно длине
уха, равно 1/3 лица.
При определении
пропорций в качестве «единицы измерения»
чаще всего используется голова.
Ребенок.
Рост и пропорции тела
Разница в строении
тел младенца и взрослого человека достаточно
очевидна, однако происходящие из года
в год изменения трудноуловимы. С первого
взгляда может показаться, что шестилетний
и двухлетний ребенок вообще ничем не
различаются. На самом деле существует
целый ряд отличий, которые должны учитываться.
Новорожденный отличается
от взрослого человека относительно короткими
конечностями, большим туловищем и большой
головой. Высота головы новорожденного
составляет 1/4 длины туловища, у ребенка
2 лет— 1/5, 6 лет—1/б, 12 лет—1/7 и у взрослых
— 1/8. С возрастом рост головы замедляется,
а рост конечностей ускоряется. До начала
периода полового созревания половые
различия в пропорциях тела отсутствуют,
однако в период полового созревания у
юношей конечности становятся длиннее,
туловище короче, а таз уже, чем у девушек.
Можно отметить
три периода различия пропорций между
длиной и шириной тела: от 4 до б лет, от
б до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния.
Рост ребенка измеряется не в единицах
высоты головы взрослого человека, а в
единицах высоты головы, характерной для
его собственного возраста.
Пропорции частей
тела ребенка и взрослого также различаются.
У ребенка с момента рождения до приблизительно
двухлетнего возраста геометрический
центр тела находится в районе пупка, в
то время как геометрический центр тела
взрослого человека расположен вблизи
промежности. Под геометрическим центром
здесь подразумевается точка половинной
высоты тела. Таким образом, длина ног
взрослого человека приблизительно равна
расстоянию от промежности до макушки.
Ноги младенца еще не несут никаких нагрузок
и не участвуют в процессе движения, поэтому
они имеют относительно меньшую длину.
Пожилой
человек. Рост и пропорции тела
С возрастом в теле
человека происходит множество необратимых
процессов. Позвоночник сжимается и укорачивается,
поскольку хрящевые диски стареют и становятся
тоньше. Различные возрастные болезни,
типа остеопороза, вызывают сжатие
и деформацию самих костей, в особенности
позвонков. Позвоночник искривляется,
человек становится сгорбленным.
Так как искривление
позвоночника с возрастом увеличивается,
возникает впечатление, что шея опускается
вглубь грудной клетки. В результате этих
процессов рост человека может сократиться
на величину от половины до целой высоты
головы. Такие изменения ведут к тому,
что фигура человека приобретает болезненный
вид.
Половые
различия: возрастной аспект (sex differences: developmental)
Наиболее твердо П. р. установлены в сфере
жизненного опыта (life experiences) и в области
биологии. Обычно считают, что они вызывают
менее выраженные и менее надежно установленные
П. р. в психол. областях когнитивных и
социально-эмоциональных характеристик.
Проявляющиеся в когнитивной сфере П.
р. включают успехи в выполнении вербальных,
мат. и зрительно-пространственных заданий;
в социально-эмоциональной сфере наиболее
устойчиво проявляющимся П. р. являются
различие в агрессии. Периоды возрастного
развития, в которых наблюдаются эти половые
различия, расходятся в некоторой степени
в зависимости от изучаемой сферы. Девочки
в целом превосходят мальчиков в выполнении
вербальных заданий на протяжении младенчества
и младшего детства. Существование П. р.
в вербальных достижениях на протяжении
обучения в начальной школе не столь очевидно,
хотя, сравнительно с девочками, гораздо
больше мальчиков испытывают трудности
при обучении чтению. Начиная с подросткового
возраста, лица женского пола, в тенденции,
достигают более высоких средних показателей
по мн. видам вербальных заданий, от тех,
которые требуют навыков низшего уровня
(напр. орфография и пунктуация), до тех,
которые требуют вербальных навыков высшего
уровня (напр. понимание сложного текста
и вербальных аналогий). Преимущество
лиц женского пола на уровне усредненных
показателей сохраняется до среднего
возраста и, возможно, продолжает сохраняться
в старости, хотя крайне мало существенных
исследований, посвященных этим различиям
среди пожилых людей. До начала подросткового
возраста различия между полами в мат.
достижениях весьма незначительны. Однако,
начиная с какого-то момента в период отрочества-юности,
лица мужского пола, в среднем, получают
более высокие показатели по мат. тестам,
чем лица женского пола. В выполнении зрительно-пространственных
заданий выделяют, по меньшей мере, 2 главных
компонента: аналитический (включающий,
к примеру, выделение фигуры из фона и
конструирование из кубиков) и неаналитический
(включающий, напр., мысленное вращение
фигур и репродуцирование пространственных
отношений). До подросткового возраста
наблюдается сходство между полами в выполнении
заданий по обоим компонентам. Начиная
с отрочества, лица мужского пола обнаруживают
тенденцию к получению более высоких средних
показателей в обеих областях. Здесь преимущество
лиц мужского пола может сохраняться вплоть
до старости, хотя для окончательного
утверждения опять-таки не хватает исследований
этого вопроса. Однако известно, что между
полами нет различий в выполнении пространственных
заданий в других модальностях, таких
как осязание или слух. Мальчики, в среднем,
агрессивнее девочек, и эти различия обнаруживаются
примерно с 2-х лет и сохраняются на протяжении
отрочества-юности, включая годы обучения
в колледже. Этот паттерн обнаруживается
в разных культурах. Результаты, полученные
в исследовании взрослых, не столь однозначны.
Согласно подготовленному Анной Фроди
аналитическому обзору нельзя утверждать,
что мужчины всегда проявляют больше физ.
агрессии по сравнению с женщинами, однако,
по их собственным заявлениям, они более
агрессивны и враждебно настроены, чем
женщины. Различия в жизненном опыте Начиная
с момента рождения, к мальчикам и девочкам
относятся по-разному во мн. сферах социализации.
Взрослые ожидают, что мальчики и девочки,
как впрочем и взрослые мужчины и женщины,
различаются по своим физ., личностным
и когнитивным характеристикам, хотя при
этом заявляют, что придерживаются одинакового
подхода к собственным детям, независимо
от их пола. Воспитание и обучение дифференцировано
по полу, причем эта дифференциация усиливается
по мере повышения уровней образования
детей. Школьники испытывают на себе действие
половой дифференциации в самых разных
занятиях, которые только можно обнаружить
в школах. Мужчины занимают большинство
административных и режимных должностей
и чаще преподают математику, соц. и естественнонаучные
дисциплины в средней школе. Женщины большей
частью занимаются канцелярской и секретарской
работой и обычно преподают большинство
предметов в младших классах, за исключением
гуманитарных дисциплин, которые они ведут
и в средней школе. Хотя процент заканчивающих
среднюю школу юношей и девушек примерно
одинаков, у юношей больше стимулов продолжать
свое образование, и потому процент лиц
женского пола непрерывно снижается по
мере повышения уровней дальнейшего образования.
Во время обучения в школе мальчиков больше
побуждают выбирать продвинутые курсы
математики и естественных наук, и они
действительно чаще выбирают эти курсы
по сравнению с девочками, закладывая
тем самым основы последующей специализации
в колледже. Девочки же в большей мере
ориентированы на гуманитарные дисциплины
(язык и литература) во время обучения
в школе. Соответственно, в высшей школе
студентки чаще специализируются в области
гуманитарных наук и педагогики, а студенты
- в области естественных наук. На уровне
профессионально-технического образования
лица женского пола явно предпочитают
программы подготовки работников сферы
обслуживания, здравоохранения и офисных
работников, тогда как лица мужского пола
записываются, в основном, на программы
подготовки специалистов для промышленности,
сельского хозяйства и торговли. Эти различия,
обусловленные полом, ведут к более низкой
оплате труда большинства женщин. Половые
различия проявляются так же в семейной
и трудовой жизни. Во всех культурах имеет
место большее или меньшее разделение
труда по полу, в основном связанное с
мобильностью работника. Везде мужчины
чаще выполняют работу, требующую разъездов;
женщины обычно выполняют работу, позволяющую
им оставаться рядом с семьей и несут основные
обязанности по воспитанию детей. И мужчины,
и женщины выполняют работу, требующую
физической силы. Половые различия существуют
в физическом и психическом здоровье.
У лиц мужского пола короче средняя продолжительность
жизни и они сравнительно чаще умирают
в пренатальном периоде и на протяжении
любого отрезка жизни. Тем не менее, женщины
чаще посещают врачей и психотерапевтов.
В том, что касается проблем психического
здоровья, наиболее существенным половым
различаем является депрессия. Половые
различия в сфере здоровья, как физического,
так и психического, опосредуются браком.
У женатых мужчин ниже средние показатели
смертности и заболеваемости, чем у неженатых.
Однако самыми здоровыми женщинами оказываются
те, кто никогда не был замужем. По мере
того как перед людьми открывается все
больше возможностей, некоторые из половых
различий в сфере жизненного опыта становятся
все менее выраженными, главным образом
вследствие постоянно растущего числа
женщин, выбирающих себе занятия, образование,
профессиональную подготовку и профессии,
которые прежде считались в данной культуре
"мужскими". Однако при этом не уменьшается
разрыв в оплате труда мужчин и женщин;
напротив, похоже, что он становится еще
больше. Биологические половые различия
обнаруживаются в нескольких биологических
областях, включая гены, гормоны, организацию
головного мозга и физические характеристики.
Пренатальное половое развитие ребенка
обусловлено последовательностью генных,
хромосомных и средовых действий. Эта
последовательность начинается с соединения
X- или Y-хромосомы отца с Х-хромосомой матери.
Чтобы у ребенка сформировался биологический
мужской пол, совершенно необходимо, помимо
соотв. хромосом, наличие в пренатальный
период развития тестикулярных гормонов;
без этих гормонов у ребенка сформируется
биологический женский пол. Генетические
различия, зависящие от половых хромосом,
- это один из возможных биологических
факторов, который влияет на полоролевое
развитие и на психологическое. Для объяснения
различий в психологии и половых ролях
мужчин и женщин теоретики так же обращались
к различиям в структуре и функциях головного
мозга. В общем, правое полушарие мозга
связывают с решением пространственных
задач и симультанной (параллельной) обработкой
информации из нескольких источников,
а левое полушарие - с решением вербальных
задач и сукцессивной (последовательной,
пошаговой) обработкой информации. Возможно,
какие-то незначительные различия в организации
мозга и существуют, но даже если это так,
ими все равно не удается объяснить существующие
психологические половые различия. В качестве
еще одного возможного биологического
фактора половые различия неоднократно
предполагались половые гормоны. Однако
сейчас уже не пытаются объяснить различия
в психологии мужчин и женщин влиянием
половых гормонов. Возможно, что месячные
гормональные изменения связаны с какими-то
половыми различиями в перцептивных и
социально-эмоциональных характеристиках.
Некоторые женщины испытывают изменения
уровня активности, сенсорных порогов
и настроения, связанные с их месячными
циклами. Однако, несмотря на огромное
количество исследований, нет никаких
доказательств в пользу того, что менструальный
цикл женщин связан с их познавательной
(когнитивной) деятельностью. Существует
ряд физических половых различий; например,
в среднем мужчины выше, тяжелее и сильнее
женщин. Девочки, в среднем, характеризуются
более высокими темпами созревания, причем,
то же самое, вероятно, справедливо в отношении
скорости созревания ЦНС. Девочки достигают
пубертата, в среднем, на 1,5-2 года раньше
мальчиков. Темп физического созревания,
по-видимому, связан со зрительно-пространственными
навыками у лиц обоего пола: поздно созревающие
имеют более совершенные зрительно-пространственные
навыки, чем рано созревающие. Между скоростью
созревания и вербальными навыками никакой
связи не обнаружено. Выводы многие психологи,
изучающие взаимосвязи между биологическими,
жизненными и психологическими половыми
различиями, приходят к выводу, что биологические
половые различия невозможно объяснить
различия в психологии лиц мужского и
женского полов. Биологические факторы
могут создавать потенциальные возможности
для формирования психологических характеристик.
Однако воздействия среды часто перекрывают
биологические различия и контролируют
половые различия, которые могут проявиться,
а могут и не проявиться в психологических
характеристиках.
Так как пропорции тела обозначают соотношение
размеров различных его частей, то, естественно,
для их характеристики имеют значение
не абсолютные, а относительные размеры
туловища, конечностей и т. п. Наиболее старый,
но распространенный прием для установления
соотношения размеров — метод индексов,
который состоит в том, что один размер
(меньший) определяется в процентных долях
другого (большего) размера. Наиболее распространенным
методом характеристики пропорций тела
является вычисление отношения длины
конечностей и ширины плеч к общей длине
тела. По соотношениям этих размеров обычно
выделяют три основных типа пропорций
тела: 1) брахиморфный, который характеризуется
широким туловищем и короткими конечностями,
2) долихоморфный, отличающийся обратными
соотношениями (узким туловищем и длинными
конечностями) в З) мезоморфный, занимающий
промежуточное положение между брахи-
и долихоморфным типами. Различия между
названными типами обычно выражают с помощью
системы индексов; например, в процентах
длины тела определяют ширину плеч, ширину
таза, длину туловища, длину ног. Индексы
эти могут быть использованы как средства
непосредственного выражения формы и
для этой цели вполне пригодны.
Анализ
состава тела
Увеличивая мышечную массу и сжигая жир,
Вы тем самым меняете тот состав тела,
который был дан Вам природой. Отслеживать
процесс по напольным весам – дело неблагодарное.
Сжигая жир, Вы можете не видеть особого
прогресса в весе, ибо те же самые тренировки
параллельно добавляют мышечной массы.
Набирая мышцы, Вы можете не увидеть роста,
так как параллельно горит жир. Словом,
весы – ненадежный подсказчик, который
не делит вес на плохой и хороший. Также
не всегда стоит доверять пристрастному
взгляду в зеркало. Таким образом самым
лучшем контроллером вашего прогресса
станет проверка состава тела.
ПОЧЕМУ
ТАК ВАЖНО ЗНАТЬ СВОИ ПАРАМЕТРЫ ТЕЛА?
Понимание соотношения
основных параметров организма позволит
поставить конкретные задачи для достижения
поставленной цели по снижению и сохранению
веса, а также набору мышечной массы.
Узнав впервые свои
основные параметры организма, Вы в будущем
можете отследить динамику изменения
этих параметров, а следовательно, и качество
похудения (худеть нужно жиром, а не водой
и мышцами) или набора массы (поправляться
нужно мышцами, а не жиром).
К тому же, довольно
часто многие бросают свои попытки по
похудению или набору массы, даже не успев
толком начать, так как, походив несколько
недель в тренажерный зал или посидев
на диете, не видят результата в зеркале.
В зеркале можно и не увидеть результаты,
но прибор же не обманешь. Он фиксирует
малейшие изменения, что стимулирует Вас
идти дальше к поставленной цели.
Поэтому диагностика
параметров тела просто необходима для
всех людей. Ведь мы в любом возрасте можем
иметь красивое тело и хорошее
самочувствие.
КАК ИЗМЕРИТЬ
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕЛА?
Методика расчета
состава тела человека базируется на результатах
медицинских исследований и научных разработок.
Специальный прибор (анализатор тела Tanita) для определения
состава тела способен определить необходимые
параметры организма.
КАК РАБОТАЕТ ПРИБОР
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА ТЕЛА?
Когда Вы становитесь
на платформу Прибора, монитор посылает
слабые безопасные импульсы электрического
тока, которые проходят через все тело.
Так как мышечные ткани содержат большой
объем воды, они выступают в качестве проводника
электрического тока. Жировые же ткани
содержат мало воды и являются объектами
сопротивления электрическим импульсам.
Сопротивление различных тканей организма
сопоставляется с возрастом, полом и весом.
На основе этих данных Прибор высчитывает
основные показатели состава тела.
ПАРАМЕТР 1 – ВЕС
Вы узнаете свой
вес и индекс вашей массы тела.
Индекс
массы тела – это величина,
позволяющая оценить степень соответствия
массы человека и его роста и, тем самым,
косвенно оценить, является ли масса недостаточной,
нормальной или избыточной (ожирение).
Исходя из индивидуальных
параметров организма, Прибор состава
тела также способен рассчитать Ваш оптимальный
вес. Оптимальный вес индивидуален – это
вес, свойственный только данному человеку,
исходя из основных параметров его тела.
Это именно тот вес,
который организму легче всего сохранять.
Знание оптимального
Веса поможет Вам сформировать правильную
программу по изменению и сохранению веса.
Изменение привычек
питания и улучшение основных параметров
состава тела могут помочь скорректировать
вес и поддерживать результаты на протяжении
длительного
периода времени.
ПАРАМЕТР
2 – МЫШЕЧНАЯ МАССА
Мышцы играют важную
роль, поскольку они выступают в качестве
главного потребителя энергии и активно
участвуют в расходе калорий. Чем больше
физических упражнений, тем больше увеличивается
мышечная масса, соответственно, повышается
уровень потребляемой энергии или калорий.
Увеличение мышечной массы позволяет
увеличить скорость обмена веществ, что
приводит к сокращению (сжиганию) избыточных
жировых отложений, т.к. каждый дополнительный
килограмм мышечной массы сжигает дополнительно
около 30 килокалорий в день.