Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:15, курсовая работа
Краткое описание
Актуальной она является и для сферы малого бизнеса, так как, в настоящее время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого предпринимательства. Ощутимой государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому развитие сети малого предпринимательства не оказывает решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере малого бизнеса не имеет необходимой почвы. Впервые за десять лет стихийного развития малый бизнес получил надежду, что государство обратит на него внимание: на федеральном уровне, причем под патронажем президента РФ, принята «Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства». И впервые четко поставлены задачи - повысить роль малого бизнеса в ВВП страны и обеспечить занятость населения.
Нормативно-правая база исследования:
Конституция Российской Федерации; российское
законодательство и иные нормативно-правовые
акты федерального уровня, регулирующие
как общие механизмы несостоятельности
(банкротства), так и специализированные
механизмы банкротства кредитных организаций,
субъектов естественных монополий; законодательные
акты зарубежных стран, регулирующие отношения
финансовой несостоятельности; нормативно-правовые
акты царской России и СССР, посвященные
конкурсному процессу и несостоятельности;
Указы Президента РФ, Постановления Правительства
РФ, административные регламенты и др.
Эмпирическая база исследования представлена
решениями Конституционного суда Российской
Федерации и Верховного суда США по вопросам
управления банкротством; результатами
проведенного автором обобщения материалов
деятельности Федеральной службы по государственной
регистрации, кадастру и картографии за
2004 - 2008 гг. по Сибирскому Федеральному
округу, в том числе материалы проверки
деятельности семи саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих; интернет-ресурсами;
материалами публикаций средств массовой
информации.
Научная новизна диссертации состоит
в том, что в ней:
1) предпринята попытка исследования
характера правового регулирования
управленческих отношений в сфере
несостоятельности (банкротства);
2) исследована система юридических
средств административно-правового
характера, используемых в правоотношениях
сферы несостоятельности (банкротства);
3) сделан вывод о том, что система
данных средств оказывает непосредственное
влияние на содержание и порядок
применения частноправовых средств,
которые, в свою очередь, применяются
в интересах реализации публично-правовых
средств;
4) определены основные субъекты
правореализации административного регулирования;
5) выявлены подсистемы и принципы
функционирования правового инструментария
административно-правового механизма
государственного управления в
сфере финансовой несостоятельности
Кроме того, в диссертации осуществлена
комплексная теоретическая разработка
проблемы развития и применения административно-правового
механизма государственного управления
в сфере финансового оздоровления в современный
период, дана его целостная характеристика,
а также уточнены понятия: «делегированное
публичное управление», «арбитражное
управление», «арбитражный управляющий».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Административно-правовой механизм
государственного управления в
сфере финансового оздоровления,
несостоятельности (банкротства) - это
система правовых средств преимущественно
административно-правового характера,
с помощью которых осуществляется результативное
правовое регулирование управленческих
отношений, вытекающих из неспособности
должника в полной мере удовлетворить
денежные требования кредиторов или иных
уполномоченных на такое требование субъектов.
Данный правовой механизм входит в общую
систему механизма правового регулирования
отношений несостоятельности, который,
в свою очередь, является частью правового
регулирования публичного управления
рыночными отношениями и государственного
регулирования в сфере несостоятельности
(банкротства).
Система правовых средств вышеназванного
административно-правового механизма
включает: 1) административно-правовые
нормы, регулирующие общественные отношения
в сфере банкротства; 2) правоприменительную
деятельность субъектов управления при
проведении процедур наблюдения, финансового
оздоровления, внешнего управления, конкурсного
производства; 3) юридическую конструкцию
саморегулирования как правовое средство
управления; 4) правовой режим функционирования
государственной системы управления в
сфере финансового оздоровления и банкротства;
5) отношения, возникающие в результате
«внешнего» управления финансово несостоятельным
должником в форме арбитражного управления.
Посредством данного правового механизма
осуществляется процесс перераспределения
управленческих функций между арбитражными
судами, органами публичного управления,
органами общего делегированного публичного
управления, органами специального делегированного
публичного управления для достижения
общественно полезных целей, а именно:
а) стабилизации рыночных отношений посредством
нормативной защиты публичных интересов
в правоотношениях финансовой несостоятельности
должника через обеспечение механизма
«внешнего» разрешения конфликтов между
должником и кредитором; б) формирования
системы юридических средств и комплекса
юридических конструкций для достижения
компромисса между интересами должника
и кредитора; в) формирования и использования
административно-правовых способов вытеснения
неэффективного хозяйствующего субъекта
из гражданского оборота.
2. Основными субъектами правореализации
административно-правового регулирования
отношений банкротства выступают субъекты
делегированного публичного управления,
а именно: саморегулируемые организации
арбитражных управляющих и их национальное
объединение; арбитражные управляющие,
общий объем полномочий которых доминирует
в системе субординационных отношений
сферы банкротства и определяет правовой
режим регулирования процедур наблюдения,
финансового оздоровления, внешнего управления
и конкурсного производства.
3. Административно-правовой механизм
государственного управления в сфере
финансовой несостоятельности (банкротстве)
включает в себя несколько подсистем:
1) группу правоотношений, вытекающих из
«внешнего» управления должником; 2) комплекс
правил управления отдельными процедурами
банкротства, устанавливающих параметры
регулятивной деятельности; 3) классификацию
уровней управления и административно-правые
статусы назначаемых арбитражным судом
субъектов управления несостоятельным
должником, использующих правовые средства
как публичного, так и частного-правого
характера; 4) систему индивидуально-властных
предписаний, определяющих критерии правомерности
поведения должника.
4. На основании новой функциональной
классификации органов государственного
управления сферой финансового
оздоровления, несостоятельности (банкротства)
определены административно-правовые
принципы функционирования, внутренняя
структура, элементы административно-правового
механизма государственной системы
управления в сфере финансового
оздоровления, несостоятельности (банкротства)
в Российской Федерации. Определена
и построена система уровней
административно-правового механизма
государственного управления исследуемой
сферы, имеющая следующую классификацию:
первый уровень -административно-правовые
функции арбитражных судов; второй уровень
— административно-правовые функции органов
публичного управления в сфере финансового
оздоровления и несостоятельности (банкротства);
третий уровень - административно-правовые
функции органов общего делегированного
публичного управления в сфере несостоятельности
(банкротства): четвертый уровень - административно-правовые
функции органов специального делегированного
публичного управления в сфере несостоятельности
(банкротства).
5. Приводится авторская трактовка
понятия «арбитражное управление».
Под арбитражным управлением
следует понимать специализированный
вид административного управления
несостоятельным должником в
форме административно-надзорной
деятельности, осуществляемой публично
назначаемым субъектом. Данный вид
административного управления вводится
в рамках административно-процедурных
правил, установленных федеральным
законодательством о банкротстве
с целью восстановления финансовой
платежеспособности или ликвидации
должника, для стабилизации рыночных
отношений посредством нормативной
защиты публичных интересов в
правоотношениях финансовой несостоятельности
должника, через обеспечение управленческого
механизма «внешнего» разрешения
конфликтов между должником и
кредитором.
6. Рекомендуется строить нормотворчество
и законодательный процесс в сфере отношений
банкротства, исходя из того, что базовым
условием возникновения правоотношений
в данной сфере является правовой конфликт
интересов должника и кредиторов, в результате
которого появляется объективная потребность
во властном и независимом административно-правовом
управлении данными процессами со стороны
специализированных государственных
органов и специально уполномоченных
ими субъектов права.
7. В стандартных условиях соблюдения
взаимных обязательств, в условиях
экономической и правовой стабильности
административно-правой механизм
государственного управления системой
финансового оздоровления является
условием гарантированности хозяйственной
деятельности и механизмом, препятствующим
развитию кардинальных изменений
управленческих функций в организации
должника, его правосубъектности, условием
позитивной координации обязательств
между должником и кредитором. Данный
юридический механизм меняет вектор правового
воздействия при наличии фактора разбалансированности
обязательств между должником и кредиторами,
проявляющегося, прежде всего, в отсутствии
возможности внутренней самоорганизации,
в результате чего начинает действовать
специальный механизм внешнего управления
соответствующими субъектами права, именуемый
арбитражным управлением.
8. Выделяется особая роль арбитражного
суда в системе государственного
управления сферой несостоятельности
(банкротства), проявляющаяся в его
специальном административно-правовом
статусе, что позволяет сделать
вывод о наличии признаков
специального вида производства
в арбитражных судах в отношении
дел о банкротстве. Производство
по делам о банкротстве не
может быть отнесено ни к
исковому производству, ни к особому
производству, ни к административному
производству. По своей правовой
природе деятельность арбитражного
суда по делам о банкротстве
является видом административно-правовой
процедуры, что позволяет поставить
вопрос о выделении в законодательстве
РФ специального вида производства
в арбитражных судах - конкурсного
производства.
9. Национальное объединение саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих
- это признанный публичной властью квазигосударственный
орган общего делегированного публичного
управления, юридическое лицо публичного
права, вступающее в правоотношения с
целью формирования государственной политики
в сфере арбитражного управления путем
законного применения публичной власти
и сотрудничества с органами государственного
управления в сфере финансового оздоровления,
несостоятельности (банкротства). Данная
организация представляет собой отдельный
элемент (юридическое средство) административно-правового
механизма публичного воздействия на
должника и кредитора, занимающий определенное
иерархическое положение в системе управления
банкротством.
10. Изменение структуры управления
сферой финансового оздоровления,
несостоятельности (банкротства) затронуло
механизмы их административно-правового
воздействия и выразилось в
расширении сферы действия административно-правовых
средств государственного управления
банкротством в отношении управляющих
компаний и специализированных
депозитариев на финансовые потоки
объектов. Это проявилось через
введение в законодательство
о банкротстве норм контроля за
соблюдением инвестиционной декларации
компенсационного фонда саморегулируемой
организации и установленные законом
правила по распределению средств компенсационного
фонда саморегулируемой организации.
11. В целях повышения уровня
эффективности государственного
управления в сфере финансового
оздоровления, несостоятельности (банкротства)
и качества управления процедурами
банкротства со стороны судебных
органов и арбитражных управляющих
предлагается внести следующие
изменения в Федеральный закон
«О несостоятельности (банкротстве)»:
1) ввести в статью 2 Закона следующее
понятие: делегированное публичное
управление в сферах несостоятельности,
банкротства, финансовой несостоятельности
— это установленная законом
и (или) постановлением специально
уполномоченного на это органа
власти передача части административно-правовых
функций субъекту, не являющемуся
органом государственной или
муниципальной власти, в публичных
интересах проведения соответствующей
процедуры».
2) изложить абзац 2 пункта 1 статьи
20 Закона в следующей редакции:
Арбитражный управляющий - это лицо, назначенное
от имени
Российской Федерации и действующее
от имени государства с целью защиты публичных
интересов, являющееся специально уполномоченным
лицом по контролю и (или) управлению деятельностью
несостоятельного должника, субъект профессиональной
деятельности, осуществляющий регулируемую
настоящим Федеральным законом деятельность
по арбитражному управлению».
Научно-практическая значимость исследования.
Значение диссертации заключается в том,
что она является первым комплексным монографическим
исследованием актуальной теоретико-прикладной
проблемы административно-правового управления
экономическими конфликтами, участники
которых самостоятельно не в состоянии
позитивно структурировать свои отношения.