Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 09:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление сущности деятельности органов государственной власти и органов власти местного самоуправления в сфере антикризисного управления муниципальными образованиями.
Задачи:
- определить сущность кризисов в муниципальном образовании, привести их типологию и выявить источники кризисных явлений;
- определить сущность антикризисного управления, его основные принципы;
- выявить аспекты антикризисного управления муниципальными образованиями;
- проанализировать особенности антикризисного управления в муниципальных образованиях:
а) особенности антикризисного управления муниципальным хозяйством и муниципальной собственностью.
б) особенности антикризисного управления бюджетом;
- определить экономическое положение муниципальных образований в условиях современного экономического кризиса;
- рассмотреть проводимые органами местного самоуправления мероприятия по преодолению кризисных явлений.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 3
1.1 Кризисы в муниципальном образовании, типология кризисов и их источники 3
1.2 Сущность антикризисного управления, его основные принципы 7
2. ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 8
2.1 Антикризисное управление муниципальным хозяйством и муниципальной собственностью 8
2.2 Антикризисное управление бюджетом в муниципальных образованиях 11
3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 16
3.1 Экономическое положение муниципальных образований на примере Центрального района 16
3.2. Мероприятия органов местного самоуправления по преодолению кризисных явлений 18
3.3 Статистическая информация о деятельности администрации района…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
Макроокружение как система, структурирует такие подсистемы как, политика, экономика, общество, институты, природные ресурсы, географическое положение, интеграционные процессы и др.
К факторам, создающим возможности стабильного и безопасного развития муниципального образования можно отнести следующие:
- совершенствование нормативно-правововой базы в России;
- политическая стабильность и национальная безопасность;
- увеличение мобильности населения, отсутствие ограничения свободи прав человека;
- рост образовательного уровня;
- начало возрождения культурно- исторического наследия России;
- провозглашение Конституцией РФ социально ориентированного государства;
- экономический рост государства и обеспечение экономической безопасности;
- увеличение спроса на туристические услуги;
- реализация правительственной программы газификации страны;
- государственная охрана природных ресурсов и система мер экономической безопасности;
- положительные тенденции в таможенной политике, защите отечественных товаропроизводителей;
- реконструкция транснациональных магистралей;
- увеличивающаяся емкость потребительского рынка.
К угрозам внешней среды для муниципальных образований можно отнести следующие факторы:
- усиление зависимости (экономической, политической) от государства, несовершенство межбюджетных отношений;
- старение и сокращение населения;
- неверие населения в проводимые реформы и его апатия;
- несовершенная конкуренция со стороны муниципальных образований;
- вероятность насыщения рынка импортными товарами и услугами, в том числе производимыми в других регионах и муниципальных образованиях;
- высокий удельный вес импортозамещения на потребительском рынке;
- недостаток объектов по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, канализационных стоков;
- высокий износ магистральных инженерных коммуникаций (электро- и газоснабжение);
- низкий уровень общественной безопасности в стране;
- рост внелегальной экономики, в том числе коррупционность власти и бизнеса;
- высокие риски для предпринимателей.
Концепция стратегии развития муниципального образования - это важнейший элемент стратегического управления, в котором формируются цели эффективного социально-экономического развития территории, формах и механизмах его достижения, а также о методах управления этим развитием с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны. В основу концепции, как правило, должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также выявленные конкурентные преимущества муниципального образования и на этой основе формируется план конкретных стратегических действий. Таким образом, концепцию стратегии развития муниципального образования можно представить как вектор развития муниципального образования в основе которого лежит следующий порядок ее формирования:
- стратегический анализ состояния муниципального образования;
- разработка и оценка сценариев развития на основе эталонных и действующих стратегий развития муниципальных образований;
- выработка философии развития муниципального образования, включающая в себя определение видения, миссии, целей и задач муниципального образования;
- определение подходов и разработка методов стратегических планов и действий.
Существует множество определений понятия так называемого видения. Суть их сводится к определению видения как идеальной картины будущего организации, того состояния, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Управление на основе видения заключается в организации работы ради достижения определенных идеалов.
Видение определяет миссию организации это то, что система собирается делать, определяет ее предназначение, указывается целевая направленность деятельности.
Требования к формулированию миссии заключаются в подборе простых и понятных терминов, обеспечивающих однозначность толкования при сохранении простора для творческого развития организации.
От общей формулировки миссии организация через конкретные планы работы определяет конкретные цели деятельности.
Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к разработке стратегических целей МО. Известный голландский консультант Ханс Виссема выделяет три типа стратегических целей:
- поративные (цели муниципального образования в целом);
- бизнес-цели (цели однородной группы конкретной деятельности);
- функциональные (цели функциональной деятельности).
Подобный подход не учитывает оценку влияния целей внешней среды и целей муниципального образования как системы. Поэтому при определении целей муниципального образования лучше использовать подход, основанный на учете экспертных мнений основных субъектов целеполагания: представителей власти, местного сообщества (населения) и бизнеса.
Специалисты Института социально-экономических проблем РАН рассматривают систему целей и подцелей местного самоуправления, в различных вариантах (в виде дерева в табличном варианте).
Формулировки стратегических целей муниципальных образований зависят от подходов к стратегическому планированию.
В качестве критериев выбора стратегии целесообразно использовать сильные стороны организации и внешние возможности, цели организации и все виды ресурсов, а также решение главных проблем организации.
Разработка стратегии должна соответствовать именно тому муниципальному образованию, для которого разрабатывается стратегия, позволяющая достичь экономически устойчивого состояния территории.
Определение конкретного результата, который может проявиться, обеспечивает формулирование целей муниципального образования, для достижения которых разрабатывается стратегия.
Таким образом, мы предложили своего рода модель, реализация которой должна обеспечить успех муниципальному образованию.
Вместе с тем, следует отметить, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений их разработки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- формирование стратегии развития муниципального образования предполагает выработку философии развития муниципального образования - видение, миссию и его стратегические цели, то есть, по сути, стратегический выбор муниципального образования;
- философия развития муниципального образования - основа концепции стратегии его развития. Между категориями «концепция» и «стратегия» прослеживается сложная взаимосвязь части и целого, концепция - это стратегический вектор развития, который детализируется и наполняется в стратегии - документе конкретным содержанием, планами, программами, мероприятиями практических действий органов местного самоуправления и других структур и составляющих субъектов муниципального образования.
Построение этого дерева целей позволяет разрабатывать стратегию развития муниципального образования как единой системы, имеющей экономическую, социальную, экологическую и другие составляющие.
Только чёткое видение цели, задач на основе разработанной и принятой стратегии социально-экономического развития муниципального образования даст возможность его устойчивого и стабильного состояния и является основой обеспечения экономической безопасности региона и государства в целом.
Характеристика Центрального района
Центральный райо́н -- крупнейший административный район города Барнаула.
По состоянию на 01.01.2013 на территории района проживает 130 тыс. человек различных типов семей: многодетные семьи, семьи студентов, несовершеннолетние семьи, семьи с детьми-инвалидами, неполные семьи, полные малообеспеченные семьи, опекунские семьи и т.д., те которые нуждаются в поддержке.
Центральный -- один
из старейших районов города. Район был
образован 7 февраля 1938 года постановлением
Президиума Барнаульского горсовета вместе
с Железнодорожным и Октябрьски
Именно в Центральном районе находится исторический центр
города, здесь находится основная масса
памятников истории, культуры и архитектуры.
Центральный район граничит с Железнодорожным, Октябрьским,
В районе образованы
и действуют поселковая, две сельские
администрации, территориальное управление,
объединяющие 16 населённых пунктов.
Общая площадь района составляет 14,2 тыс. га. На территории Центрального района находятся 358 улиц, четыре проспекта, пять площадей, свыше 13 тыс. жилых зданий. Общая протяженность улично-дорожной сети города составляет 544 км.
В районе действует 22 совета ТОС, 97 ТСЖ, 35 управляющих компаний, количество зарегистрированных общественных организаций составляет более 200.
В районе расположено 21 школа с количеством учащихся - 10350 человек, два средне специальных учебных заведения, 6 высших учебных заведений, 35дошкольных образовательных учреждений (муниципальных) количество детей, посещающих детские сады 4860 человек. Для организации спортивно-оздоровительной деятельности на территории района действует в количестве 181 спортивное сооружение, в т.ч.: стадионы, бассейны, спортивные залы, лыжные базы и т.д., 14 учреждений культуры.
На территории района расположено свыше 6400 организаций различных форм собственности, 18 из которых средние и крупные предприятия, зарегистрировано около 4700 индивидуальных предпринимателей. В районе действует 1353 предприятия потребительского рынка, в том числе 464 предприятия розничной торговли, 131 предприятия общественного питания, 356 предприятий бытового обслуживания, 295 временных торговых сооружений, 10 Отделений связи, 53 Кредитно-финансовые учреждения (банки, сберкассы, пункты обмена валюты).
В районе расположены такие предприятия как Алтайский приборостроительный завод «Ротор», «Алтайский завод агрегатов». Есть сельскохозяйственных предприятия, занимающихся овощеводством, садоводством, племенным производством и селекцией.
В 2013 году было заасфальтировано 46 дворовых территорий, введено 39,58 тыс.кв.м жилья индивидуальной застройки и 15,39 тыс.кв.м многоэтажных жилых домов.В настоящее время в рамках программы капитального ремонта дорог ведутся работы по ул.Кутузова.
В рамках подготовки к празднованию Дня города высажено 740 саженцев деревьев и 715 кустарников. Посеяны и высажены цветы
( высажено около 50 берез). Примерами активной работы по озеленению и цветочному оформлению являются: МУП «Горзеленхоз», высеявших более 30000 шт. цветочной рассады, ГУП «Обской мост» высадивший на 21 клумбе более 20000 цветов.
Зимой район преображается, но не становиться менее ярким, красивыми ухоженным. В место цветочных клумб и газонов занимают снежные городки, горки. Традиционно для жителей и гостей города создается праздничное освещение и оформление района. При оформлении парка Центрального района были украшены 12 строений, 25 крон, 20 стволов деревьев светодиодными гирляндами. На улицах района было использовано более 100 светодиодных виньеток на опорах освещения (на улицах: Мамонтова, Никитина, Ползунова, Пушкина, пр-ктах Красноармейском, Ленинском, Социалистическом).
Структура администрации Центрального района
Администрация Центрального района состоит из 2 комитетов, 7 отделов, комиссии
Комитеты
Комитет по развитию предпринимательства и потребительскому рынку
Комитет по делам молодежи, культуре, физкультуре и спорту
Отделы
Общий отдел (E-mail: delo@centr.bar.alt.ru
Отдел ЗАГС (656049, г. Барнаул, Социалистический проспект, 59)
Правовой отдел
Отдел по учету и распределению жилья
Отдел информатизации
Отдел по охране прав детства
Бухгалтерия
Комиссии
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (6560 49; г. Барнаул, ул. Песчаная, 108)
Административная комиссия
Главный специалист - пресс-секретарь, помощник главы администрации
Ведущий специалист по кадрам
Отдел образования по Центральному району комитета по образованию города Барнаула .
3.3.Статистическая информация о деятельности администрации района
Предприятия и организации
1.Повышение конкурентоспособности и эффективности промышленного производства.
Планируемый объем отгруженных товаров собственного производства (по согласованию с предприятиями), млн. руб.
Таблица 1
№ п/п. |
Наименование предприятия (по согласованию) |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год (план) |
1 |
ОАО АПЗ «Ротор» |
млн. руб. |
930,0 |
941,0 |
945,0 |
% |
85,0 |
101,2 |
107,0 | ||
2 |
ОАО «Алтайский завод агрегатов» |
млн. руб. |
998,0 |
900,0 |
995,0 |
% |
145,0 |
90,2 |
140,0 | ||
3 |
ЗАО ЗПК «Барнаульская мельница» |
млн. руб. |
152,5 |
160,6 |
180,5 |
% |
110,5 |
109,0 |
112,0 | ||
4 |
ООО «Тимбэ Продакшен» |
млн. руб. |
45,5 |
47,5 |
45,5 |
% |
115,5 |
104,4 |
115,5 | ||
5 |
ООО «Алтайский трикотаж» |
млн. руб. |
42,0 |
57,0 |
42,0 |
% |
138 |
135 |
138 | ||
6 |
ООО «Лакаса-Тэкс» |
млн. руб. |
32,7 |
35 |
32,7 |
% |
115,5 |
107 |
115,5 | ||
7 |
ООО «Торговый Дом Авангард-Плюс» |
млн. руб. |
10,0 |
10,1 |
10,0 |
% |
64,0 |
101,0 |
64,0 |
Информация о работе Антикризисное управление в муниципальных образованиях