Антикризисное управление в туристической отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности антикризисного управления на туристских предприятиях
Задачи:
• Охарактеризовать причины и последствия, разновидности кризисов
• Выделить причины, влияющие на кризис на предприятии
• Обосновать цель антикризисного управления
• Описать этапы программы антикризисного управления
• Проанализировать показатели финансового положения и результатов деятельности туристского предприятия

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие «кризис» , его сущность и классификация
1.1 Кризис и его виды.……………………………………………….…………..6
1.2 Стадии развития кризиса…………………………………………………….7
1.3 Типы антикризисных процессов и варианты действий в кризисных ситуациях…………………………………………………………………………..9
1.4 Особенности антикризисных процедур……………………………………11
1.5 Антикризисная программа………………………………………………….12
Глава 2 Антикризисное управление туристической фирмы
ЗАО «ИННА ТУР»
2.1 Общая характеристика туристической фирмы ЗАО «ИННА ТУР»……..20
2.2 Анализ кризисной ситуации в туристической отрасли…………………...24
2.3 Анализ кризисной ситуации на предприятии ЗАО «ИННА ТУР»…….25
2.4 Разработка предложений по разрешению кризиса
туркомпании «ИННА ТУР»……………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа АКУ.docx

— 119.43 Кб (Скачать файл)

Адрес:. г. Москва, м. Марксистская, Большой  Дровяной переулок, дом6

В период с 1995 по 2003 г.г. ИННА ТУР была бессменным лидером среди агентов  национального авиаперевозчика  «Аэрофлот-Российские Авиалинии».

В 2004 году компания ИННА ТУР вошла  в тройку крупнейших туристических  фирм России, по данным рейтинга изданий  «Коммерсантъ» и «Туринфо».

Согласно рейтингу турагентств  и туроператоров, подготовленному  агентством «РосБизнесКонсалтинг»  в апреле 2004 года, ИННА ТУР присвоены  звания: «Самое популярное турагентство», «Самый узнаваемый бренд».

По итогам 2007 года ИННА ТУР вошла  в рейтинг 200 крупнейших компаний России, опубликованный в ежемесячном журнале  «Forbes» № 10 в октябре 2008 года.

ИННА ТУР открыла для россиян  «Окно в Париж», впервые предложив  Европейский турпродукт в доступном  для широкого круга потребителей формате. Это позволило компании на протяжении многих лет удерживать лидерские позиции на данном Европейском  направлении.

Сегодня ИННА ТУР развивает новые  программы, предлагая своим клиентам широкую гамму путешествий по всему миру. Одна из приоритетных сфер деятельности ИННА ТУР – комплексное обслуживание фирм-партнеров по организации деловых поездок (командировок), корпоративных мероприятий, группового и индивидуального отдыха. Для этих целей в структуре нашей компании создано специальное подразделение – Департамент корпоративного обслуживания, сотрудники которого окажут вам профессиональную помощь в организации командировок сотрудников, выездных мероприятий различной направленности и любого уровня сложности, а также вашего отдыха и корпоративных каникул.

В рамках стратегического партнерства  с Авиакомпанией «РусЛайн» создает  сеть региональных офисов продаж. На сегодняшний  день открыты филиалы в Красноярске  и Волгограде.

Основные туроператорские  направления: страны Европы (Чехия, Словакия, Франция, Германия, Италия и т.д.), экзотические страны (Шри-Ланка, Эквадор, Кипр, Ямайка, Индия, Индонезия, Камбоджа, Мексика, Филиппины..)

Компания предлагает группам и  индивидуальным клиентам как стандартные, так и индивидуальные туры, осуществляет корпоративное обслуживание. В ассортименте предложений турфирмы поездки с  культурно-познавательными, лечебно-оздоровительными целями, речные круизы, экологические  маршруты, программы детского и молодежного  отдыха

Основные сферы  деятельности компании:

  • выездной туризм,
  • въездной туризм,
  • внутренний туризм,
  • бронирование и продажа авиационных и железнодорожных билетов,
  • обслуживание корпоративных заказчиков

Услуги:

  • организация регулярных групповых и индивидуальных туров;
  • бронирование и продажа авиабилетов на регулярные рейсы российских и зарубежных авиакомпаний;
  • бронирование гостиниц в России и за рубежом;
  • продажа железнодорожных билетов по России, странам СНГ и Европы;
  • организация VIP-обслуживания в аэропортах, включая услугу fast track;
  • аренда автотранспорта;
  • организация трансферов, заказ такси;
  • транзитное обслуживание в Москве;
  • организация корпоративных мероприятий, включая инсентив-туры;
  • организация участия в отраслевых и специализированных международных выставках;
  • организация конференций и конгрессов в России и за рубежом;
  • обслуживание делегаций и прием деловых партнеров в России и странах СНГ;
  • оформление выездных виз для российских граждан;
  • оформление въездных виз для иностранных граждан;
  • медицинское страхование путешествующих по России и выезжающих за рубеж.

Структура управления компании построена  по линейно-функциональному типу и  обеспечивает четкую вертикальную интеграцию и централизацию принятия ключевых решений.

 

Стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса  предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и проведения чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а  с момента выбора миссии фирмы, выработки  концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании  на должном уровне стратегического  потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода  конкурентное преимущество на внутреннем и на внешнем рынках.3

 

 

2.2 Анализ кризисной ситуации в туристической отрасли

Мировой финансовый кризис не мог  не отразиться на российской туристической  отрасли. Кризис создает благоприятные  возможности для подъема туризма  и вывода его на качественно новый  уровень. По результатам исследования, проведенного компанией Strategy Partners, туризм оказался отраслью с самым высоким  мультипликативным эффектом, то есть стимулирующим развитие многих секторов экономики. Он оставил позади нефтяную, пищевую и транспортную отрасли. Именно поэтому туризм является одной  из наиболее перспективных областей экономики.

Итак, приступая к рассмотрению конкретных примеров  кризисных  ситуаций повлиявших на туристический  бизнес, отметим, тот факт некоторые из них считаются экспертами  настолько серьезными, что в некоторых случаях оставляют не много вариантов для разрешения конкретной ситуации обуславливающей появление кризиса и последствий его для отдельно рассматриваемой отрасли. Поскольку состояние любого сектора бизнеса следует рассматривать с учетом создавшихся сложных экономических условий, туристическая отрасль не является исключением. Динамика прошлых лет достаточно позитивна: в 2005-2008 гг. число международных туристических поездок ежегодно росло на 7%. В 2009 г. туристы совершили 924 млн. поездок, что на 2% больше, чем в 2008 г.4

По данным Российского союза  туриндустрии (РСТ), в 2008-2009 гг. с отечественного рынка ушли 5% туроператоров и 10% турагентств. При этом работы в отрасли лишились 15% сотрудников.

 Одним из явлений кризиса имеющего прямое и непосредственное отношение к туризму является всем нам известный нашумевший в прессе банковский кризис с отзывом лицензий банков, сменой владельцев и т.п.    

 В связи с кризисом объемы продаж сократились, размер выручки не покрывал всех издержек.

2.3 Анализ кризисной ситуации на предприятии ЗАО "ИННА ТУР

Последствия кризиса уже успели отразиться на российской экономике. Не миновали они и туристический  бизнес. Компания «Инна Тур» заявила  о том, что прекратила все операции и взаиморасчеты с «ГУТА-Банком»5, объявившим о своей недееспособности. Компания, входящая в состав финансово-инвестиционной ассоциации «Группа ГУТА». В результате компания была вынуждена вести свои расчеты через Сбербанк и Национальный резервный банк (НРБ). В целом сложившаяся ситуация, по мнению участников рынка, так или иначе затронет всех его игроков. В первую очередь пострадают небольшие компании, работающие преимущественно на оборотных средствах, и они будут вынуждены переходить на «серые» схемы6.

По официальной информации, размещенной  на сайте компании, «Инна Тур» перешла  на обслуживание в Сбербанк России и обратилась к своим клиентам с просьбой отозвать платежи, произведенные  через «ГУТА-банк» 5 и 6 июля, и оплатить услуги либо наличными, либо по безналичному расчету на новый расчетный счет. По материалам интервью представителей пресс службы компании проводимого с корреспондентами ИА «RBC Daily», в течение двух дней в компании наблюдались сбои, после чего были использованы резервные счета компании в Сбербанке, куда сейчас и поступают платежи. «У нас также открыт счет в Национальном Резервном Банке, – со слов советника генерального директора компании «Инна Тур» Маргарита Давликанова. – Банк поручился в «Аэрофлоте», что предоставит нам гарантии по продажам билетов на чартерные и регулярные рейсы». По словам г-жи Давликановой, особых потерь в результате форс-мажорных обстоятельств компания не понесла, однако конкретные суммы назвать затруднилась. «Это пока не тот процент, который сказывается на работе компании», – прокомментировала она.

Впрочем, есть и еще одна проблема, с которой компании пришлось столкнуться  из-за нестабильной ситуации в банковском секторе: ей не выплачиваются те деньги, которые поступают от покупателей. Скорее всего, с подобными неприятностями придется столкнуться большинству  участников туристического бизнеса, что  совсем их не радует, ведь в разгаре  сезон отпусков, когда люди особенно активно приобретают туры. Нынешняя же ситуация не только отпугивает их, но еще и существенно затрудняет покупку путевки из-за того, что  платежи не поступают на счета  компаний. «Туризм, особенно выездной, связанный с оперативными платежами, безусловно, может пострадать, –  сказал RBC daily заместитель председателя совета директоров холдинга «Туральянс»  Игорь Корепанов. – Могут возникать  форс-мажорные обстоятельства. Конечно, компанию «Инна Тур», как один из активов группы «ГУТА», постарались  оперативно вывести из-под удара, хотя вряд ли для нее это прошло безболезненно». Под ударом могли оказаться и туристические компании, и сами клиенты. «Многие компании работают по внешнеторговым контрактам, используют программы кредитования, – прокомментировал г-н Корепанов. – Есть возможность того, что заявка на кредит «провиснет», в результате чего человек откажется от тура, а фирме придется выплачивать штрафные санкции, ведь она уже сделала бронь».

Определенный ущерб также потерпели в то время компании, занимающиеся перевозками. Хотя это одна из самых больших по обороту отраслей, она построена на системе банковских лимитов. А в ситуации, когда взаиморасчеты нарушаются, нельзя исключать непредвиденные обстоятельства. Так, например, поступила несколько дней назад Транспортно-клиринговая палата. Как только стало известно о проблемах «ГУТА-Банка», она отключила компанию «Инна Тур» от своих пультов продаж и открыла доступ только после того, как стало ясно, что туристическая компания платежеспособна. «Любой поставщик услуг, если схемы работы построены на кредитно-клиринговых системах, будет объявлять форс-мажор, – считает Игорь Корепанов. – Вообще степень разрушений из-за банковского кризиса вполне сравнима с тем, что происходит в других отраслях экономики».

Участники рынка уверены, что в  первую очередь кризис затронет небольшие  компании, тогда как крупные игроки, такие как «Инна Тур», Tez Tour, «Натали  Турс», пострадают в меньшей степени. Причем следствием этого может стать  переход на прежние «серые» схемы  работы, что приведет к резкому  оттоку туркомпаний из банковской сферы. Впрочем, Маргарита Давликанова  считает, что легче приостановить  работу компании на несколько дней, чем переходить на подобные схемы  платежей. «Думаю, в большей степени  кризис повлияет на объем пассажиропотока, – отмечает она. – Ведь обыватель  в таких случаях предпочитает сидеть дома или на даче, а не ехать  куда-то на отдых».

2.4 Разработка предложений по разрешению кризиса

туркомпании «ИННА ТУР»

В условиях наступившего кризиса нужны  механизмы, меры, направленные на поиск  путей выхода из него, достижение «точки безубыточности», постепенного наращивания  уровня рентабельности. Очевидно, что  для этого понадобятся средства для покрытия неизбежных убытков, обоснования  и реализации системы мероприятий, которые делятся на тактические  и стратегические.

Тактические (оперативные) мероприятия могут  быть защитными (сокращение расходов, закрытие неэффективных подразделений, сокращение персонала, производства и  т. д.) и наступательными (маркетинговые  исследования, высокие цены на продукцию, модернизация управления и пр.). Оперативные мероприятия присущи «реактивному антикризисному менеджменту», который направлен на планирование и внедрение мероприятий, целью которых является восстановление докризисного состояния.

Стратегические мероприятия, совокупность которых образует «антиципативный (опередающий) антикризисный менеджмент», состоят в разработке общих целей, долгосрочных задач менеджмента: анализ и оценка положения предприятия, изучение производственного потенциала, разработка инновационной стратегии, общей концепции финансового оздоровления предприятия.

- заключение временных соглашений  с партнерскими организациями  (как правило с принимающими  туристов сторонами, авиакомпаниями, посредническими структурами) об условиях обслуживании в форс-мажорных ситуациях.

- постоянное информирование клиентов компании о состоянии дел во избежании ухудшения имиджа компании.

- привлечение внешних антикризисных  консультантов с целью скорейшего анализа и принятия мер по выходу из кризиса.

Сегодня одним из факторов выживания  компании становится повышение отдачи от бизнес-процессов, что подразумевает  под собой повышение эффективности  работы каждого сотрудника, улучшение  качества оказываемых услуг, снижение всех затрат. Оптимизация затрат начинается, прежде всего, с сокращения расходов на персонал. Это объясняется тем, что данная статья расходов составляет значительную долю в бюджете любой организации. Программы по оптимизации могут вестись в направлении сокращения как общих затрат, так и численности сотрудников. В первую очередь, уменьшаются социальные программы, льготы, расходы на программы обучения и оплату труда. В качестве предупредительных мер антикризисного управления используются отпуск без сохранения зарплаты.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Антикризисное управление в туристической отрасли