Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:02, курсовая работа
Цель работы – исследование роли человеческого фактора в антикризисном управлении.
Согласно цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать человеческий фактор антикризисного управления, в частности, механизмы конфликтологии в антикризисном управлении;
- выявить принципы управления персоналом предприятия в условиях кризиса;
- проанализировать систему антикризисного управления персоналом;
- рассмотреть сущность антикризисной политики в управлении персоналом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Человеческий фактор антикризисного управления…………………...5
1.1. Конфликты в развитии организации .............................................................5
1.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении ………….6
1.3. Процессуальные характеристики конфликта………………………………8
1.4. Антикризисное управление конфликтами………………………………….9
Глава 2. Антикризисное управление персоналом организации…………..…..13
2.1. Антикризисные характеристики управления персоналом……………….13
2.2. Система антикризисного управления персоналом……………………......16
2.3. Антикризисная политика в управлении персоналом……………………..20
2.4. Принципы антикризисного управления персоналом………………….….23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………..………………..31
Новые задачи не могут быть успешно решены традиционными кадровыми службами. Во многих, и прежде всего крупных, организациях создаются новые службы, системы управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций и связей между ними.
Подсистема общего и линейного руководства осуществляет: управление организацией в целом, управление функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель (менеджер) организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
В состав системы управления персоналом входит целый набор относительно самостоятельных функциональных подсистем: подсистема управления наймом и учетом персонала, подсистема управления трудовыми отношениями, подсистема обеспечения нормальных условий труда, подсистема управления развитием персонала, подсистема управления социальным развитием, подсистема развития организационной структуры управления, подсистема правового обеспечения управления персоналом, подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом. (Приложение 1).
Концепция
антикризисного управления персоналом
побуждает руководителей
Важным стратегическим направлением системы антикризисного управления персоналом является эффективное применение кадрового маркетинга. Это обеспечивается рядом способов: поиском перспективных студентов уже с младших курсов вузов и колледжей, которым предоставляется возможность работы в организации в период каникул, выплаты стипендий за счет ее ресурсов, помощь в прохождении производственной практики, в подготовке и защите дипломных работ, сотрудничеством с государственной службой занятости, использованием частных фирм в подборе и подготовке менеджеров и другого персонала, взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала, т. е. командируемых временно работников «напрокат», организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации.
Другим стратегическим направлением антикризисного управления персоналом являются разработка и совершенствование профессиограмм, т, е. определение комплекса качеств, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на данную должность. В основе профессиограмм, или моделей должностей, лежит учет будущих потребностей в персонале той или иной квалификации и профессии, которые могут возникнуть в связи с ориентацией организации на новую стратегию развития.
Стратегической задачей антикризисного управления персоналом является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия. Овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего интегральное понимание процессов функционирования и развития различных типов организаций с учетом психологических и социально-экономических механизмов поведения людей в условиях сложных кризисных ситуаций.
Различают
четыре основных исторических типа организационных
культур: органическая, предпринимательская,
бюрократическая, партисипативная.
Тип организационной структуры | Форма управления | Рычаг управления | Области целеопределения |
Органическая Предпринимательская Бюрократическая Партисипативная |
Коллективистская Рыночная Бюрократическая Демократическая |
Авторитет Деньги Сила Закон |
Групповые интересы Максимальная
прибыль Воля
начальства Интересы законопослушного большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства |
В одной организации может быть несколько «локальных» культур: одна культура, преобладающая во всей организации, и культура ее частей — уровней, подразделений, профессиональных, национальных, возрастных и других групп. Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры.
Опыт
показывает, что формирование надлежащей
организационной культуры – дело
сложное и нуждается в
Кадровая политика — это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации. Она неразрывно связана с методологией и концепцией управления персоналом, исходит из их теоретических требований, интегрирует управленческие знания, накопленный прошлый и настоящий отечественный и зарубежный практический опыт работы с персоналом. Кадровая политика определяет основное содержание программы набора, отбора, расстановки, подготовки и переподготовки персонала организации, но не сводится к ней. Она отражает тенденции изменения интересов и потребностей, установок, ценностей и мотивации сотрудников организации, которые определяют деятельностную активность человека.
Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, точнее сказать, научному предвидению будущего, реальностей его достижения. Именно политика фокусирует внимание на проблемах, определяет приоритеты и ориентиры. Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на антикризисные ситуации и др. Разнообразие признаков политики надо знать и уметь их использовать.
Антикризисная кадровая политика управления персоналом должна быть реалистичной, созидательной, ориентированной на устойчивое развитие организации, на привлечение к работе людей, профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими задатками.
Важной чертой антикризисной политики является ее комплексность, базирующаяся на единстве целей, принципов и методов работы с персоналом, учитывающей различные аспекты регулирования управленческих процессов (экономические, социальные, социально-психологические, административные и нравственные и др.)
Кадровая политика должна быть единой для всей организации, но в то же время многоуровневой (дочерние фирмы, филиалы, подразделения с учетом их регионального территориального размещения), охватывающей все группы персонала, все управленческие процессы при различных механизмах воздействия на них.
Сущностной чертой антикризисной кадровой политики управления является ее рациональность и превентивность, носящие упреждающий и опережающий характер, направленный на предотвращение кризисных ситуаций и преодоление трудовых конфликтов. В условиях формирования социально ориентированной экономики в России кадровая политика должна быть демократичной по целям, социальной базе, механизму и принципам управления персоналом.
Антикризисную
политику управления персоналом должны
отличать такие черты, как духовность
и нравственность, человеколюбие и честность,
гражданственность,
проявляющиеся в деятельности как руководителей,
так и рядовых сотрудников организации.
Кадровая антикризисная политика и осуществление
всех функций управления персоналом должны
опираться на прочный законодательный,
правовой фундамент. Законопослушание
руководителей, принимающих решение по
кадровым вопросам, их правовая культура
должны быть безупречными.
Рис. 3. Основные
черты антикризисной кадровой политики
Черты
антикризисной кадровой политики носят
относительно обособленный характер.
В деятельности кадровых менеджеров,
линейных руководителей, специалистов
и органов управления они пересекаются,
интегрируются и образуют известную системную
целостность.
2.4. Принципы
антикризисного управления
Одной
из теоретических проблем
Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления. ПУП отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации человеческой деятельности.
Все многообразие ПУП целесообразно разделить на общие, базисные принципы, регулирующие деятельность государственных органов управления в целом; специфические принципы, определяющие управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях; частные принципы, регулирующие функционирование отдельных сторон деятельности управленческого персонала.
К общим
принципам государственной
В качестве специфических принципов, определяющих управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях, в отечественной литературе называют принципы оптимизации кадрового потенциала предприятия; принципы формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия; принцип комплементарности управленческих ролей на предприятии.
К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы: системности; равных возможностей; уважения человека и его достоинства; командного единства; горизонтального сотрудничества; правовой и социальной защищенности. Принцип системности. Управление персоналом предполагает, что линейные руководители, специалисты, работники кадровых служб рассматривают человеческий ресурс организации как целостную, взаимосвязанную динамическую систему, охватывающую все категории работников и тесно связанную с внешней средой организации. Системный характер управления персоналом предусматривает скоординированный подход ко всем направлениям формирования и регулирования человеческого капитала организации: набору, отбору, расстановке руководящих кадров, их подготовке и переподготовке, селекции и трудоустройству,
Принцип
равных возможностей отражает объективные
тенденции, происходящие в социально-политической
и экономической жизни
Принцип уважения человека и его достоинства. Этот принцип является основой завоевания доверия людей, столь необходимого для достижения организацией успеха. Его содержание включает: максимальное развитие инициативы, талантов, профессиональных навыков: умение найти себя в новой обстановке; поощрение достижений сотрудников и их личного вклада; создание возможностей для творческого роста, обеспечение таких условий, когда голос каждого будет услышан; защиту прав, достоинства, гарантии личной безопасности. Это — образ мышления руководства, при котором потребности и интересы сотрудников стоят на первом месте среди приоритетов организации.
Принцип
командного единства. Команда —
это тщательно подобранный
Информация о работе Антикризисное управление персоналом организации